12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
darya_w_soldatenko23
0

СОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО» КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ПОЛНОНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

УДК 304

Солдатенко Дарья Вячеславовна

«СОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО» КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ПОЛНОНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Статья посвящена изучению проблем становления сознательного родительства в молодежной среде. Молодые люди, необдуманно вступая в брак и потом разрывая его, обрекают своих детей жить в «неполных» семьях. Это сказывается на их физическом и психологическом самочувствии, а также на интеллектуальном развитии. В статье поднимаются проблемы, связанные с пониманием такого феномена, как «сознательное родительство», составляющими которого являются система ценностных ориентаций и установок родителя, родительские чувства, отношения и позиции, родительская ответственность и т.п. 

Ключевые слова: сознательное родительство, родительские чувства, отношения, родительство, ответственность



Soldatenko Darya Vyacheslavovna


"CONSCIOUS PARENTING" AS A WAY TO RAISE A FULL-FLEDGED CHILD'S PERSONALITY

The article is devoted to the study of the problems of formation of conscious parenting in the youth environment. Young people, thoughtlessly entering into marriage and then breaking it, doom their children to live in "incomplete" families. This affects their physical and psychological well-being, as well as their intellectual development. The article raises problems related to the understanding of such a phenomenon as "conscious parenting", the components of which are the system of value orientations and attitudes of the parent, parental feelings, attitudes and positions, parental responsibility, etc.

Key words: conscious parenthood, parental feelings, relationships, parenting, responsibility.



На сегодняшний дней потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и других ее аспектов) в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождают многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения вообще и как будущих родителей в частности. К роли родителя нужно подходить сознательно и ответственно, ведь эта социальная роль связана с духовно-нравственной и социальной потребностью личности, ее ориентацией на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей [4, 42].

В научных исследованиях понятие «ответственное родительство» рассматривалось в понимание с безответственным родительством при изучении неблагополучных семей. Когда изучались неблагополучные семьи, социальные работники выделяли одну важную проблему- отсутствие у родителей заботы о детях, пренебрежение нуждами детей, что приводило к отобранию детей и определению их в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опираясь на законодательство РФ родителей лишали родительских прав в отношении ребенка или ограничивали их право на ребенка.

В научных исследованиях осознанное родительство определяется как идеальный вариант реализации себя личностью и своего ребенка[1, 124]. При этом под понятием осознанное родительство подразумевается - психологическое образование личности отца или матери. Значит правильная сформированная личность, которая не будет в будущем иметь инфантильности в своем поведение, а значит, будет соответственно воспитывать и своего ребенка. Ответственное родительство понимается под собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, установок родителя, чувств и отношений, которые способствуют формированию гармоничного стиля семейного воспитания. Сегодня "сознательное родительство", "ответственное родительство" характеризуется как правильная и активаня позиция отца и матери в отношении выбора ими воспитательных и образовательных практик и методик. В противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному родительству» используется «безответственное родительство», а именно не совсем правильная, не активная родительская позиция: когда родители безответственны в родительских установках, позициях и ценностях. Многие авторы считают, что родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, о предпочитаемых способах и его дисциплинированность [5, 15,16]. Родительские установки оказывают большое влияние на родителей и детей, которые являются источником воспитательных стратегий, а также могут обеспечить родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны. В соответствии с данными стандартами оцениваются родительские роли, и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. Направление «Сознательного родительства», так же является — своеобразной лабораторией по воплощению в жизнь идей И. Б. Чарковского [3, 103]. Здесь можно отметить, что основы человеческой личности формируются на ранних этапах существования — в детстве, младенчестве и особенно в пренатальный период. Первичные структуры психосоматического здоровья индивида закладываются в материнской утробе, запускаются либо разрушаются процессом рождения и окончательно формируются в первый год жизни ребенка. Не только новорожденный, но еще и ребенок с первых мгновений зачатия есть духовное существо, сознательно участвующее в своем жизненном опыте. «Существо, развивающееся в материнском организме, слышит нас, чувствует и двигается в ритме собственных эмоций»

Сознательное родительство как раз и подразумевает принятие родительской ответственности задолго до «похода в роддом». Эта, по сути, перспективная и проективная ответственность, основанная на предвидении дальнейших последствий своих действий. Мне кажется, что она выражается: в стремлении избегать воздействия тех факторов, которые могут негативно отразиться первоначально на фертильности самого индивида, а в дальнейшем и на здоровье его будущих детей (например, алкоголь, переохлаждение, воспалительные заболевания половой сферы, химические и радиационные воздействия);
в целенаправленной подготовке к рождению детей: физической, психолого-педагогической, экономической, социально-бытовой; в выборе благоприятных условий для рождения детей; в осознание роли родителя, в которой подразумевается понимание своей ответственности и влияния, которое оказывается на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство, маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка.

Подводя итог, нужно отметить, что комплекс взглядов и убеждений, называемый "Сознательным родительством", должно характеризоваться: повышенным вниманием к внутриутробному развитию ребенка, родам и первому году жизни. Появление на свет ребенка, начиная с момента зачатия, рассматривается в качестве события, освещенного сопричастностью к космосу до некоторой степени магического. С самого зачатия ребенок воспринимается как духовное существо. Нужно ежедневно и ежечасно наблюдать за своим ребенком и пытаться находить с ним контакты, особенно это важно в период подросткового возраста. Напрямую у ребенка в разные возрастные периоды наблюдаются свои особые проблемы, поэтому этот вопрос должен иметь важное значение для матери и отца. Уметь найти с ним точки соприкосновения и попытаться помочь, где-то словом, а где-то и действием. Жизнь и выстраивание отношений с ребенком состоит из взаимодействия и понимания.

Список литературы:

Антонов А.И. Социология семьи/ А.И. Антонов, В.М. Медков / изд-во МГУ. – М., 1996 . – 304 с.

Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника. /Автреф. дисс….к.психол.н., М., 2015.

Асриева С.В. « Феномен сознательное родительство: взгляды детей и родителей»/ Историческая и социально-образовательная мысль.2016.Т.8.№4-2.С.101-105

 Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М.: НОРМА, 2009. – 240 с.

Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 15-18.

Стиффельман С., Осознанное родительство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир// Эксмо-пресс, 2018 г












© Д.В.Солдатенко, 2020

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.