12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Тимофеева23 |
Внеаудиторная работа
Колледж метростроя
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
М а т е м а т и к а
Составитель: Н.П.Тимофеева
Санкт-Петербург 2014г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение …………………………………………………………………………..……...3
Требования к выполнению самостоятельной работы………………………………………………………………….............4
Рекомендации по работе УМР……………………………………………………………………….…...4
Задачи для самостоятельной работы………………………………………………………………..………...4
Организация самостоятельной работы обучающихся:
Самостоятельная работа № 1-1- А по теме «Степени и корни» составление глоссария………………………………………………………....5
Самостоятельная работа № 1-2- А по теме «Степени и корни»- домашняя контрольная работа…………………………………………..…...6
Самостоятельная работа № 2-1-А по теме «Определенный интеграл»-составление глоссария………………………………………….…8
Самостоятельная работа № 2-2-А по теме «Определенный интеграл»- домашняя контрольная работа…………………………………..….8
Самостоятельная работа № 1-1- Г по теме «Многогранники:
призма, параллелепипед, пирамида»- изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей (на выбор)………………….………………………………………………………..9
Самостоятельная работа № 1- 2- Г по теме «Многогранники:
призма, параллелепипед, пирамида»- составление глоссария………………………………………………………………….…...10
Самостоятельная работа № 2-1 - Г по теме «Тела вращения: цилиндр, конус, шар- сфера» (по выбору)- домашняя контрольная .работа………………………………………………………………….……10
Самостоятельная работа № 2-2 - Г по теме «Тела вращения: цилиндр, конус, шар- сфера» (по выбору)- составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним……………………………………………………...……………...11
Самостоятельная работа № 3-1-Г по теме «Основные формулы объемов и поверхностей тел вращения»- домашняя контрольная работа………………………………………………………………………..12
Самостоятельная работа № 3-2-Г по теме «Основные формулы объемов и поверхностей тел вращения»- составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним………………………………………………………………………..…..12
Приложение ………………………………………………………………..13
1. Введение
Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР).
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся профессий:
-270802.10 Мастер отделочных строительных работ
-270802.09 Мастер общестроительных работ
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении её содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Математика» являются:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование общепрофессиональных компетенций;
- овладение технологическим учебным инструментом;
- пробуждение и развитие познавательных интересов;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- развитие исследовательских умений;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся.
Для обучающихся предлагается выполнить ряд самостоятельных работ (по одной в каждом из разделов курса математики)
Раздел «Степени и корни. Степенные функции»- «Степени и корни».
Раздел «Первообразная и интеграл»- «Определенный интеграл».
Раздел «Многогранники»- «Всё о многогранниках».
Раздел «Тела вращения»- «Тела вращения: цилиндр, конус, шар- сфера» (по выбору).
Раздел «Объемы и поверхности тел вращения»- «Основные формулы объемов и поверхностей тел вращения»
Примечания:
В каждом разделе содержатся две формы организации самостоятельной работы.
В дальнейшем, например, в записи «Самостоятельная работа № 1- 2 -А (Г)» указываются № 1- номер самостоятельной работы, № 2- номер темы, А- алгебра, Г- геометрия.
2. Требования к выполнению самостоятельной работы
После получения задания по самостоятельной работе обучающемуся следует изучить методические указания преподавателя по выполнению данной работы.
Работа выполняется либо в отдельной тетради, либо моделью, сделанной своими руками, которые после выполнения, сдаются преподавателю.
Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.
В журнале теоретического обучения, в отдельные графы выставляются оценки за выполнение самостоятельных работ.
Поощряются творческая инициатива, свой взгляд на выполнение данной работы, правильное, эстетическое оформление работы.
Согласовать время консультаций по возникающим вопросам в ходе выполнения работ.
3. Рекомендации по работе УМР.
Обучающимся ознакомиться с текстом введения.
Найти в учебно-методическом пособии тему внеаудиторной самостоятельной работы.
Выяснить содержание работы и алгоритм, то есть порядок действий при её выполнении.
В теме уяснить критерии, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
В каждой теме внеаудиторной самостоятельной работы указана литература, по которой выполняется работа.
Обратить внимание при подготовке внеаудиторной самостоятельной работы на Формат выполнения каждой работы.
Реальный срок сдачи выполненной работы – 1 неделя.
4. Задания для самостоятельной работы.
Рабочей программой дисциплины «Математика» для обучающихся 2 курса предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Алгебра- 10 часов:
Выполнение домашней контрольной работы;
Составление и разработка словаря (глоссарий);
Геометрия- 15 часов:
Составление и разработка словаря (глоссарий);
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним;
Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей;
Выполнение домашней контрольной работы.
Самостоятельная работа № 1- 1 -А
Раздел «Степени и корни. Степенные функции»
Тема: «Степени и корни».
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по данной теме;
- прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
-подобрать и записать основные определения или расшифровку понятий;
- критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
- оформить работу и представить в установленный срок.
Содержание работы: обучающиеся повторяют материал по данной теме учебника, используют справочники по математике, просматривают Интернет ресурсы.
Срок выполнения: 1 час.
Формат выполнения: составление глоссария (образец оформления титульного листа в приложении № 2)
Критерии оценки:
соответствие терминов теме, конкретизация вопросов- краткость ответов;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Контроль выполнения: представление работ в папках
Составление глоссария – вид самостоятельной работы, выражающийся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 20: один вопрос- ответ- 1 балл.
Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Литература:
А.Г. Мордкович/Математика 11 кл /М.: Изд. Мнемозина, 2011 г
А.Г. Мордкович/ Алгебра и начала анализа 10-11кл/М.: Изд. Мнемозина, 2008 г
Интернет ресурсы, математические справочники
Самостоятельная работа № 1 – 2 - А.
Раздел «Степени и корни. Степенные функции»
Тема: «Степени и корни».
Цель:
- научить обучающихся самостоятельно пользоваться учебной и дополнительной литературной;
- дать возможность приобрести умения и навыки излагать материал по конкретным вопросам;
- документально установить уровень знания пройденного материала.
Содержание работы: обучающиеся, опираясь на конспекты, пройденный материал, соответствующие формулы выполняют домашнюю контрольную работу.
Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: домашняя контрольная работа- (образец оформления титульного листа в приложении № 1, контрольная работа стр.19)
Критерии оценки:
правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач,
самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблем,
правильность использования цитат (если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и указать источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места и города издания, тома, части, параграфа, страницы),
наличие в конце работы полного списка литературы.
Контроль выполнения: письменная работа.
Контрольные задания составляются преподавателем таким образом, чтобы можно было проверить знания основных разделов.
Контрольная работа разрабатывается в одном или нескольких вариантах (в зависимости от вида работы, дисциплины, формы обучения и т.д.). Возможны индивидуальные задания каждому обучающемуся. В каждом варианте содержится несколько заданий: теоретические вопросы, задачи, практические задания.
Распределение вариантов домашних контрольных работ осуществляется преподавателем.
При выполнении работы следует придерживаться следующих правил:
подобрать необходимую литературу, изучить содержание курса и методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы;
затем изложить теоретическую часть вопроса, т.е. проанализировать задание- выяснить, что известно, что надо найти, что для этого необходимо;
решить предложенные практические задания, например, аккуратно выполнить чертеж, или график, или рисунок;
оформить контрольную работу;
сдать ее на проверку преподавателю в установленный срок.
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четко и разборчиво, без помарок и зачёркиваний, запрещается произвольно сокращать слова (кроме общепринятых сокращений).
На проверку не принимаются работы:
выполненные не по своему варианту;
выполненные небрежно и неразборчиво.
Оценка домашних контрольных работ
Контрольные работы могут оцениваться дифференцированно по следующим критериям выставления отметок по пятибалльной шкале:
выполнено без ошибок и недочетов 90-100% от общего объема работы - выставляется отметка «отлично»;
выполнено без ошибок и недочетов 76-89% от общего объема работы - выставляется отметка «хорошо»;
выполнено без ошибок и недочетов 55-75% от общего объема работы - выставляется отметка «удовлетворительно»;
выполнено без ошибок и недочетов менее 55 % от общего объема работы - выставляется отметка «неудовлетворительно».
Работа, выполненная на оценку «неудовлетворительно» возвращается обучающемуся с подробными замечаниями для доработки.
Если содержание домашней контрольной работы не соответствует установленному варианту, обучающийся получает оценку «неудовлетворительно» и выполняет контрольную работу по-своему варианту.
Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, оценивается на неудовлетворительную оценку, и ему выдается новый вариант контрольной работы, отличный от первоначального.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчиво, без соблюдения требований по оформлению возвращается обучающемуся без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.
Оформление контрольной работы
Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями (см. приложение 1): содержит название образовательного учреждения, название дисциплины по которой написана работа, фамилию, инициалы преподавателя, фамилию и инициалы обучающегося, номер группы, номер варианта, название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы.
Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы, номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами.
При необходимости, текст ответа дополнить чертежами, схемами и рисунками, четко и аккуратно, если не выполняются на компьютере, можно выполнить «от руки»- линейкой и карандашом. В конце работы указать литературу, поставить дату выполнения работы и подпись.
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из оглавления, основной части, списка литературы.
Оглавление включает в себя наименование всех разделов и подразделов с указанием страниц. В верхней части этого листа пишется заголовок: «Оглавление» (по центру строк), затем дается перечень глав и пунктов. Главы нумеруются арабскими цифрами, пункты пишутся с отступом вправо, их нумерация содержит две цифры: первые указывает на номер главы, вторая – номер этого пункта в данной главе, главы и пункты контрольной работы должны иметь четкие заголовки.
После оглавления помещается текст теоретических вопросов варианта задания выполняемой контрольной работы.
Основная часть обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными;
вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи с учетом графиков, чертежей и т.д. Перед решением задачи должны быть полностью приведены ее условие. Решением задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием.
Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или если по условиям задания нет конечного результата, будут считаться нерешенными.
Литература:
А.Г. Мордкович/Математика 11 кл /М.: Изд. Мнемозина, 2011 г
А.Г. Мордкович/ Алгебра и начала анализа 10-11кл/М.: Изд. Мнемозина, 2008 г
Интернет ресурсы, математические справочники, сборники математических формул, графиков.
Самостоятельная работа № 2- 1 - А.
Раздел «Первообразная и интеграл»
Тема: «Определенный интеграл».
Формат выполнения: составление глоссария
(см. методические рекомендации по составлению глоссария в СР № 1-1-А)
Самостоятельная работа № 2- 2 - А.
Раздел «Первообразная и интеграл»
Тема: «Определенный интеграл».
Формат выполнения: домашняя контрольная работа
(см. методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
в СР № 1-2-А)
Самостоятельная работа № 1- 1 -Г.
Раздел «Многогранники»
Тема: «Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида».
Цель:
развивать творческую инициативу, самостоятельность,
ответственность и организованность;
собрать необходимую информацию об объекте изучения;
выбрать материал и технологию изготовления;
изготовить модель (модели);
выделить на модели, используя цифры и цвет, топографию элементов или особенности технологического этапа;
составить текстовое сопровождение;
представить в срок на контроль преподавателю.
Содержание работы: обучающиеся, опираясь на конспекты, пройденный материал, дополнительную литературу, изготавливают модель или блок моделей по выбранной теме.
Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей (на выбор)-(образец оформления титульного листа в приложении № 3)
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
творческое исполнение задания;
практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;
эстетичность оформления;
работа представлена на контроль в срок.
Контроль выполнения: представление моделей
Структура работы
Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется обучающимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч, максимальное количество баллов – 5.
Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.
Роль преподавателя:
дать целевую установку на изготовление информационной модели, определить ее информационную значимость;
помочь в выборе материала для изготовления и выбора
формы отображения информации;
консультировать при затруднениях;
дать оценку соответствия эталону и степени информативности модели.
Литература:
А.В. Погорелов/ Геометрия 10-11 кл/М.: Просвещение, 2012 г.
В.М. Симонов/Калейдоскоп учебно- деловых игр в старших классах на уроках математики/ Волгоград.: Учитель, 2003 г.
Е.С. Дубинчук, З.И. Слепкань/ Обучение геометрии в профтехучилищах/М.: Высшая школа, 1989 г.
В.Н. Болховитинов и др./ Твоё свободное время- занимательные задачи, опыты, игры/ М.: Детская литература, 1975 г.
Самостоятельная работа № 1- 2 -Г.
Раздел «Многогранники»
Тема: «Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида».
Формат работы: составление глоссария
(см. методические рекомендации по составлению глоссария в СР № 1-1-А)
Самостоятельная работа № 2 -1 -Г.
Раздел «Тела вращения»
Тема: «Тела вращения: цилиндр, конус, шар- сфера» (по выбору).
Формат выполнения: домашняя контрольная работа.
(см. методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
в СР № 1-2-А)
Самостоятельная работа № 2 -2 -Г.
Раздел «Тела вращения»
Тема: «Тела вращения: цилиндр, конус, шар- сфера» (по выбору).
Цель:
- расширить познания в области пространственных фигур;
- прочитать материалы источников, выбрать главные термины, непонятные слова;
-подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
- создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
- оформить работу и представить в установленный срок.
Содержание работы: обучающиеся, опираясь на конспекты, пройденный материал, справочники, математические словари, составляют кроссворды, сканворды или чайнворды
Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
Контроль выполнения: представление работ в папках.
Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в домашних самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 20 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Литература:
А.В. Погорелов/ Геометрия 10-11 кл/М.: Просвещение, 2012 г
Математические справочники, сборники формул и графиков.
Е.С. Дубинчук, З.И. Слепкань/ Обучение геометрии в профтехучилищах/М.: Высшая школа, 1989 г.
В.Н. Болховитинов и др./ Твоё свободное время- занимательные задачи, опыты, игры/ М.: Детская литература, 1975 г.
Японские судоки, математические кроссворды.
Самостоятельная работа № 3 -1 -Г.
Раздел «Объемы и поверхности тел вращения»
Тема: «Применение формул объемов и поверхностей тел вращения»
Формат выполнения: домашняя контрольная работа. (см. задание на стр. 18)
(см. методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы в СР № 1 -2-А)
Самостоятельная работа № 3- 2 -Г.
Раздел «Объемы и поверхности тел вращения»
Тема: «Применение формул объемов и поверхностей тел вращения»
Формат выполнения: составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним
(см. методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы в СР № 2- 2 - Г)
П р и л о ж е н и е
Приложение 1
Образец титульного листа контрольной работы
СПБ ГБПОУ Колледж метростроя
домашняя
контрольная работа
по
математике
Преподаватель ………………………..
Ф.И.О.
Выполнил: обучающийся группы …………
…………………………………………
Ф.И.О.
Вариант №………….
Санкт-Петербург
Приложение 2
Образец титульного листа к разработке глоссария
СПБ ГБПОУ Колледж метростроя
глоссарий
(название раздела и темы)
Преподаватель ………………………..
Ф.И.О.
Выполнил: обучающийся группы …………
…………………………………………
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
Приложение 3
Образец титульного листа к разработке глоссария
СПБ ГБПОУ Колледж метростроя
Сопроводительный лист к работе
по изготовлению информационных моделей (одиночных)
или блоков моделей (на выбор): название модели, её характеристика
Преподаватель ………………………..
Ф.И.О.
Выполнил: обучающийся группы …………
…………………………………………
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
Приложение 4
Образец титульного листа к разработке кроссвордов,
сканвордов, чайнвордов, судоку
СПБ ГБПОУ Колледж метростроя
кроссворд, сканворд, чайнворд (по выбору)
(название раздела и темы,
название кроссвордов,
сканвордов, чайнвордов, судоку)
Преподаватель ………………………..
Ф.И.О.
Выполнил: обучающийся группы …………
…………………………………………
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
Геометрия 2 курс
Домашняя контрольная работа по теме «Тела вращения»
Вариант 1.
Найдите диагональ осевого сечения цилиндра, если его радиус основания 2 м, высота 3 м.
Найдите площадь сечения, проведенного параллельно оси цилиндра на расстоянии 4 см от неё. Известно, что высота цилиндра 6 см, радиус основания 5 см.
Дан шар радиуса R. Через одну точку его поверхности проведены две плоскости: первая- касательная к шару, вторая- под углом 30 0 к первой. Найдите площадь сечения.
Сфера с центром в точке О касается плоскости в точке Е. Точка С лежит в касательной плоскости. Найдите СЕ, если ОС равен 5 м, а диаметр сферы 6 м.
Вариант 2.
Радиус основания конуса 6 см. Осевым сечением является прямоугольный треугольник. Найдите его площадь.
Найдите площадь сечения конуса, проведенного параллельно основанию, на расстоянии 5 см от вершины. Радиус основания 8 см, высота 11 см.
Радиус шара равен 10 м, а расстояние от его центра до секущей плоскости равно 6 м. Найдите площадь сечения.
Шар с центром в точке О касается плоскости в точке Т. Точка С лежит в касательной плоскости. Найдите СО, если СТ равен 12, а диаметр шара равен 10.
Напоминаем:
Теорема Пифагора- в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов. Если известны гипотенуза и один из катетов, то теорема применима так- квадрат неизвестного катета равен разности квадрата гипотенузы и квадрата известного катета.
Площадь круга S = π R 2 . R – радиус круга.
Алгоритм решения задачи: Внимательно прочитай, правильно выполни чертеж, запиши данные, что надо найти, проанализируй задачу т приступай к решению. Не забудь в конце записать ответ, это значит, что задача решена.
Желаем успешно выполнить работу!
Контрольная работа по теме «Степени и корни. Степенная функция».
Цели урока: проверить свои знания и умения при работе со степенями:
применять основные формулы при выполнении заданий на вычисление и упрощение.
уметь находить оптимальный путь решения
Уровень :
Вариант №1 | Вариант №2 |
Вычислите: | |
1) ; | 1) ; 4) ; 6) |
Упростите выражения: | |
1) ; 2) ; | 1) ; 2) ; |
Постройте и прочитайте график функции | |
|
|
Примечание
20