12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна2903
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Внеклассные мероприятия»

Пояснительная записка

Интересной формой проведения внеурочного мероприятия является экскурсия. Школьные экскурсии позволяют отвлечься от учебников, получить новые знания и яркие впечатления, что дополнит и углубит их знания по истории, литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Причём делают они это в лёгкой ненавязчивой (но вполне серьёзной) форме. 

Но и требования к экскурсиям для детей предъявляются весьма строгие. Ведь здесь нет оценок, а материал надо усвоить. Нужно позаботиться о познавательной ценности экскурсии, её воспитательном воздействии, продумать наглядность, доступность материала.

Одной из разновидностей экскурсии является автобусная экскурсия, в том числе позволяющаяся более глубоко познакомиться с Малой Родиной.


Цель:

- познакомить с памятными местами села (улицами), хранящими память о мильковских поэтах и привлечь внимание к литературному наследию нашего села

 

Задачи:

- побывать на двух улицах села, хранящими память о мильковских поэтах: улица Агинская и улица Поротова;

- посетить музейную зону, где предложено создать артобъект по пьесам Г. Г. Поротова;

- активизировать познавательную активность детей;

- создавать условия для формирования у школьников чувства сопричастности к значимым для всех односельчан явлениям;

- привлечь внимание к краеведению через внеурочное мероприятие;

- способствовать патриотическому воспитанию школьников.


Предварительная подготовка:

- подобрать материал (текст, фото) для подготовки экскурсии и викторины

- пригласить на экскурсию представителей родителей и классных руководителей

- подготовить на каждый этап ребят, которые будут знакомить с творчеством поэтов


Количество участников:

- до 20 человек


Классы: средний возраст


Форма проведения внеурочного занятия: экскурсия с элементами интеллектуальной игры


Место проведения: село Мильково

Экскурсионные объекты: улица Агинская, улица Поротова, музейная зона


Методические приёмы:

- приём показа с комментариями;

- приём использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода».

Экскурсия сопровождается показом фотографий, книг (учитель), чтением стихов мильковских поэтов, исполнением песни (дети). В конце для закрепления проводится интеллектуальная игра (разгадывание ребусов). 


ХОД ЭКСКУРСИИ

Сбор участников экскурсии около школы.


Учитель - Здравствуйте, ребята, родители, педагоги! Сегодня мы с вами совершим автобусную экскурсию и побываем в тех местах, которые познакомят вас с литературными местами нашего села. Их - три: улица Агинская (она даст нам возможность познакомиться с поэтом Ю. Д. Дружининым), улица Поротова (по её названию видно, что она напомнит нам о Г. Г. Поротове) и музейная зона (там пока пусто, но предложено создать артобъект по пьесе Г. Г. Поротова "Корел")

Хочу напомнить вам правила поведения в автобусах и правила поведения на экскурсиях.

Нас будет сопровождать автобус с водителем (идёт представление шофёра). Его распоряжения в автобусе должны неукоснительно выполняться.

1. Переезд на улицу Агинская (остановка у дома № 14)

Учитель проводит беседу

Ребята! Посмотрите на этот дом.

Кто может сказать, чем этот дом отличается от других домов?​​​​​​​

x1605526074.jpg

Дети (отвечают)

На нём есть какая-то доска

Учитель - Что же написано на этой доске?

Дети (читают, можно хором)

"В этом доме в 1993 по 1999 годах жил известный камчатский поэт, член Союза писателей СССР Дружинин Юрий Дмитриевич - 18.12.1942 - 5.02.1999"

Учитель

Перед нами дом, где жил наш мильковский поэт – Юрий Дмитриевич Дружинин. Это пока единственный дом и единственное место в нашем селе, где есть памятная плита

f1605526017.jpg
c1605526035.jpg
e1605526050.jpg

Давайте познакомимся с биографией и поэтическим творчеством Ю. Д. Дружинина.

Учитель (рассказывает)

Известное выражение «Талантам надо помогать – бездарности пробьются сами» по отношению к Дружинину звучит как нельзя более уместно. Он - не мильковчанин, родился в Пермской области, в 16 лет уже публиковался в местной прессе. Проходя воинскую службу на Камчатке, влюбился в этот удивительный край и остался здесь навсегда. Долгие годы работал в Мильковском лесхозе. Районные и областные газеты охотно публиковали его стихи. Он писал стихотворения, сонеты, баллады. Его заметил камчатский писатель и публицист Владимир Варно, и во многом благодаря его хлопотам и поддержке в 1971 году вышел в свет первый поэтический сборник Дружинина «Молниевик», который теперь является библиографической редкостью. Четверть века спустя судьба свела Юрия Дружинина с незаурядным и тоже литературно одарённым человеком, редактором мильковских районных газет «Знамя труда» и «Долина» Владимиром Овчинниковым. Будучи депутатом райсовета, он ходатайствовал о выделении средств на издание последующих поэтических сборников Дружинина – в том числе и «Два крыла у России». В марте 1998 года состоялась их презентация, а в феврале 1999 года Юрий Дмитриевич ушёл из жизни – не перенёс третьего инфаркта. Ему было всего 56 лет. Среди поэтов нет долгожителей… Спустя девять месяцев, в ноябре того же года, родные Дружинина получили по почте его членский билет Союза писателей России.

Сейчас мы познакомимся со стихотворением, в котором он сам оценивает своё творчество. 

Стихотворение читает ученик

Посмотришь влево,

Глянешь вправо:

Шеренги книг на стеллаже,

Где сборник мой

Довольно браво

Стоит потрёпанный уже.

Достоин ли?

Не много ль чести?

В том замечательном строю

Я с Пушкиным

И Блоком вместе,

Пусть замыкающим,

Стою.

Учитель

Так как Юрий Дмитриевич оценивает своё творчество?

Дети (отвечают)

Учитель

А сейчас мы узнаем, чем для самого поэт была поэзия

Стихотворение читает ученик

И бывали минуты депрессии .

Но уверенней день ото дня

Непонятная сила Поэзии

Окрыляла, спасала меня.

Учитель

Так какое значение имела поэзия в жизни Ю. Д. Дружинина? 

Дети (отвечают)

Но такое воздействие поэзия оказывала не только на Юрия Дружинина. Благотворное влияние поэзия оказывает на любого человека. Так что читайте стихи  и будете здоровы!

Учитель

А что было близко, дорого человеку Юрию Дружинину? Это он тоже выразил в своих стихах. 

Стихотворение "На Руси милей берёзы..." читает ученик

Проживая  по соседству,

Я частенько в рощу вхож.

У берёзы лист на сердце

Поразительно похож.

Лирой песенною вспенен,

Златокудр, голубоглаз,

Обнимал её Есенин.

Много, много, много раз.

На ветру - зелёным шаром

Пышной кроны крепдешин.

Ведь любил её недаром

Крепко-накрепко Шукшин.

Соскребу с души наросты

Треволнений и морок.

Кус оторванной берёсты

Подложу под костерок.

Чай душистый из кипрея

И малины заварю.

И на мир уже добрее,

Снисходительней смотрю.

Ветки, пахнущие летом, 

Я в тугой пучок свяжу

И спасибо ей при этом

Обязательно скажу.

Как всегда, с большой охотой -

В баньку!

                 Буду розовым

После встряски-обработки

Веником берёзовым.

О блаженство - до предела!

Пар - ядрён, горяч и сух.

Невесомей станет тело,

Но весомей - мысль и дух.

Учитель

А вы что думаете об берёзе?

Дети (отвечают) 

Учитель

Знаменитый бразильский футболист Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос, что произвело на него самое сильное впечатление, ответил: “Нежные и светлые деревья - березки”.

Таким образом, в творчестве Ю. Д. Дружинина отразились те же мысли, которые волнуют многих людей, чем они и близки нам. А ещё у него много стихов о Камчатке. 

Итак, мы заканчиваем знакомство с улицей Агинской и поэтом Ю. Д. Дружининым и едем на улицу Поротова.


2. Переезд на улицу Поротова

Учитель

Посмотрите, как называется эта улица?

Дети (отвечают)

Улица получила такое название не случайно. Здесь находится дом, в котором жила семья Георгия Германовича.

k1605525964.png
Улица Поротова и дом, где жила семья Поротовых

Поротов Георгий Германович.jpg

Давайте познакомимся с биографией и поэтическим творчеством Г. Г. Поротова

Учитель (рассказывает)

Поротов Георгий Германович родился 3 мая 1929 г. в г. Елизово. Детство и юность прошли в п. Мильково. Здесь он пахал землю, пас лошадей, работал молотобойцем, учетчиком, бухгалтером. Потом учился в Хабаровской краевой культпросветшколе, после окончания которой стал директором корякского окружного Дома народного творчества в Палане, заведовал районным отделом культуры в Милькове, работал в областном Доме народного творчества.

Первое свое стихотворение «Друзья, на фестиваль!» Г. Поротов написал в 1957 году. Оно было положено на музыку и стало песней.

Песню "Друзья, на Фестиваль!" исполняет ученик (используется фонограмма в телефоне)

В 1967 году был издан первый поэтический сборник «Ое». Он полностью основан на фольклорных мотивах. За него Г. Поротов получил областную литературную премию имени Камчатского комсомола.  Следом за «Ое» появились пьесы по ительменским мотивам «Корел», «Кутха и мыши», «Эльвель». Они сразу ушли в путешествие по клубам Камчатки. В областном драматическом театре по пьесе Поротова «Веселый Акан» был поставлен спектакль для детей «Потерянный праздник». Позже писатель написал исторический роман «На околице Руси», в котором рассказал о жизни мильковских камчадалов в довоенное время и начал роман «Камчадалы», посвящённый обороне Камчатки в период русско-японской войны 1904–1905 годов. Автор успел написать только четыре главы. В 2003 году вышло два тома сочинений Г. Г. Поротова. 

Он стоял у истоков создания национальных ансамблей «Мэнго», «Эльвель», «Нургэнэк» и других.
В портретной галерее выдающихся личностей полуострова «Скрижали Камчатки» представлен портрет Г. Г. Поротова.

Так чтят современники поэта, который говорил о себе: «Пусть считают меня ительмены - ительменским поэтом, коряки - корякским. Главное счастье в творчестве - быть принятым народом и сердцем служить ему».

Познакомимся с двумя стихотворением Г. Г. Поротова. В чём он находил сюжеты для стихов?

Стихотворение "Мильковские рассветы" (читает ученик)

Обойди ты всю планету,

Побывай, дружок везде.-

Краше мильковских рассветов

Не увидишь ты нигде.

Горы в зареве пылают,

Словно щёки у девчат.

А вулканы в дымке тают

И застенчиво молчат.

Реки звонки, будто струны,

Воды чисты, как слеза.

А по лесу ветер дунет –

Заиграет бирюза.

Утро нежится в истоме.

Светом залит весь простор.

Раздаётся всем знакомый

Петушиный разговор.

Просыпается долина,

Льются звуки в небосвод.

Под напевы мандолины

Камчадалочка поёт.

Обойди ты всю планету,

Побывай, дружок, везде –

Краше мильковских рассветов

Не увидишь ты нигде


Стихотворение "Корякская пляска" (читает ученик)

Корякская пляска —

Веселья сестра,

Я мог любоваться

Тобой до утра.

Я видел и слышал,

Присев у дверей, —

Величие гор,

И повадки зверей.

Корякская пляска —

Веселья сестра,

Я мог любоваться

Тобой до утра.

Волшебная сила

В тебе, видно, есть,

Коль каждому мило,

Танцующим — честь!

В творчестве Г. Г. Поротова отразились те же мысли, которые волнуют многих людей, чем они и близки нам.  

Итак, мы заканчиваем знакомство с улицей Поротова и творчеством Г. Г. Поротова и едем в музейную зону.


3. Переезд в музейную зону

c1605525302.jpg
Озеро в музейной зоне, где можно создать артобъект

Учитель - 

Как вы видите,  пока здесь пусто, но разработан проект, согласно которому здесь предлагается разместить персонажей поротовской пьесы "Корел". Получится такой артобъект, который будет напоминать об этой пьсе и её уроках. Послушайте, о чём рассказывает эта пьеса.

Содержание пьесы (рассказывает ученик)

Действие пьесы начинается с того что у подножия сопки сидят Ворон и Лиса. К ним прибежала Сорока и сказала, что  на Николке-реке плавает маленький, раненый гусёнок. Он сломал крыло. Когда эти слова услышали Ворон и Лисица, им  захотелось полакомиться этой живностью. И они все вместе пошли  к речке. Увидя гусёнка, они остановились и начали спорить, кто первый пойдет к гусёнку, чтобы его поймать. Первой пошла Сорока, она сразу же начала его расспрашивать обо всём, что её интересовало. Она передала ему сплетни, которые слышала в лесу, а потом начала звать его с собой, но он попросил её подождать и отправился на дно речки к Кижучу. Корел начал расспрашивать его, как ему быть с Сорокой. Тот велел ему не ходить с Сорокой. Так гусёнок и поступил. Вслед за Сорокой пришёл Ворон. Начал бедному гусёнку плести про то, что тот  трус, раз не хочет выходить из реки. За советом наш маленький гусёнок опять спустился вниз на дно речное. И опять попросил совета у Кижуча. Тот опять сказал ему, что Ворону верить нельзя. Послушал его и в этот раз Корел. Отказался он от предложений Ворона. Ворон очень рассердился и начал гоняться за гусёнком. Пришла Лисица, прогнала злого Ворона. Когда она прогнала Ворона, начала говорить Корелу, что тот, мол, её родня, и что Гусыня попросила присмотреть за сыном. Наговорила ему, что может его вылечить его. Корел снова решил попросить у Кижуча совета. Тот говорил и говорил, что нельзя слушать подлую Лису, но Корел на этот раз ему не поверил и решил  с Лисицей пойти. И вдруг услышал голоса Ворона и Сороки, которые рассказывали, как они будут его есть, и очень испугался. Тут из воды Кижуч за  хвост схватил лису и утопил. Ворон с Сорокой в ужасе убежали. И след их простыл. Всё закончилось благополучно.

Учитель -

Ребята! Скажите, пожалуйста, какие уроки можно извлечь, прочитав эту пьесу, и стоит ли её читать?

Дети (отвечают)

В пьесе много поучительного.  Не надо быть таким наивным и верить всему, что говорят. Люди бывают разные.  И хорошо, когда у тебя есть хороший мудрый советчик. К тому, что он говорит, надо отнестись с уважением. Кроме того, надо думать, чтобы выработать своё мнение, правильное.

Учитель - 

Какие персонажи действуют в этой пьесе?

Дети (отвечают)  

Действующие люди:

Корел,

Сорока,

Ворон,

Лиса,

Кижуч.

Учитель -     

Предлагается заказать скульптуры этих персонажей и разместить около озерца в музейной зоне, а в середине озерца поместить Корела.

Если проект осуществится, то здесь возникнет ещё одно литературное место.

Учитель: Наше путешествие по литературным местам родного села подошло к концу. Сегодня мы чуть, чуть прикоснулись к жизни и и творчеству наших поэтов. Но я надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие будет способствовать пробуждению у вас интереса к истории нашего села и вы продолжите знакомство с их жизнью и творчеством. Они достойны нашего внимания. А сейчас я раздам вам ребусы, попробуйте из разгадать и ответить на вопрос: "О чём вам говорят разгаданные слова" 


ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕБУСЫ

1.

n1605524501.png

2.

s1605524514.png

3.

j1605524526.jpg

4. 

v1605524540.jpg
5. 
g1605524730.png
6.x1605524577.png

7.

x1605524628.png

8. 

h1605524655.jpg

9. 

e1605524688.png

10. 

z1605524700.png

ОТВЕТЫ:

1. Агинская (улица, на которой жил Ю. Д. Дружинин)

2. Берёза (дерево, о котором душевно писал Ю. Д. Дружинин)

3. Варно (камчатский писатель, который разлядел талант Ю. Д. Дружинина и помог выпустить его первый поэтический сборник)

4. Камчадалы (незаконченный роман Г. Г. Поротова о русско-японской войне)

5. Корел (название пьесы Г. Г. Поротова)

6. Молниевик (название первого поэтического сборника Ю. Д. Дружинина)

7. Поротов (фамилия знаменитого камчатского поэта)

8. Рассветы (явление. которое очень нравилось Г. Г. Поротову)

9.Сорока (персонаж пбесы Г. Г. Поротова "Корел")

10. Юрий (имя мильковского поэта Дружинина)


ИСТОЧНИКИ

  1. Выставка "Два крыла у России" 
  2. Генератор ребусов
  3. Дружинин Ю. Не страшно в зеркало смотреть - Петропавловск-Камчатский, издательский центр типографии СЭТО-СТ, 1997
  4. Поротов Г. Г. Биография
  5. Поротов Георгий Германович
  6. Поротов Г. Г. Сочинения в 2 томах - Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания "Новая книга", 2003
  7. Центральный Совет по туризму и экскурсиям. Требования к методической разработке экскурсий (методические рекомендации)


Файл: Сценарий "Литературное Мильково"​​​​​​​

Сценарий "Литературное Мильково"
DOCX / 2.77 Мб



Опубликовано в группе «Внеклассные мероприятия»


Комментарии (4)

Воропаева Лилия Алексеевна, 16.11.20 в 16:12 1 Ответить Пожаловаться
На улице Агинской, у дома Ю. Д. Дружинина

Ватолина Светлана Анатольевна, 08.12.20 в 16:52 0 Ответить Пожаловаться
Лилия Алексеевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 08.12.20 в 17:01 0 Ответить Пожаловаться
С Победой, Лилия Алексеевна!

Воропаева Лилия Алексеевна, 12.12.20 в 04:43 0 Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна! Жанна Владиславовна! Большое спасибо за поздравление и за внимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.