Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме «Экологическая безопасность» (3 класс)
Я разработала внеклассное мероприятие для 3 класса по теме « Экологическая безопасность». Это занятие целесообразно провести во время внеурочной деятельности, а так же на уроке окружающего мира.
Цель данного внеклассного мероприятия - это формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Задачи:
-Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление, творческие способности.
-Закрепить знания об окружающей среде, сформировать ценностное отношение к природе.
-Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
-Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Важное место на занятии занимает работа учащихся в группах. Дети выступают в роли исследователей, проводят опыты, решают экологические задачи. Тем самым повышается познавательная активность учащихся, интерес к предложенной учителем проблеме.
Полученные на занятии знания они смогут применить на практике, когда столкнутся с подобными ситуациями.
Считаю актуальным экологическое образование и воспитание детей в современном мире.
Конспект внеурочного занятия в 3 классе по теме « Экологическая безопасность»
учитель начальных классов МАОУ « Гимназия» Тарнавская Марина Валерьевна
Цели:
Познакомить детей с терминами «экологическая безопасность», « бытовой фильтр», «эколог», « цепь загрязнения»;
Научить выполнять правила личной экологической безопасности;
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к планете Земля.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: проектор, бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, карточки с терминами.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня на нашем занятии мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было это до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Слайд №1-3
- Что подразумевается под всем живым? (ответы детей)
- Как вы думаете, что необходимо для жизни людей?
- Как вы понимаете слово «охрана»?
2. Актуализация знаний учащихся
- А без чего невозможна жизнь на планете Земля? Вспомним, отгадав кроссворд. Слайд №4
1) Звезда, благодаря которой существует жизнь на планете Земля (Солнце)
2) Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3) Плодородный слой земли (почва)
4) Смесь газов (воздух)
- Как вы думаете, что называется окружающей средой? (ответы детей)
- Отчего загрязняется окружающая среда?
- Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
3. Рассказ учителя (может рассказать подготовленный ребёнок)
Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
- Кто из вас знает значение слова «экология»? (ответы детей)
«Экос» по-гречески значит «дом», а « логос»- « учение, наука». Значит экология - это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Слайд № 5
Всё живое на Земле взаимосвязано, причём так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
- Давайте подумаем и назовём пути поступления загрязнённых веществ в организм человека (воздух, вода, продукты).
- Как защититься от грязного воздуха в квартире?
- Какую воду можно пить в целях самозащиты?
- Какие продукты необходимо покупать в магазинах? Слайд №6
4. Практическая работа в группах
- А сегодня вы будете экологами и попробуете выполнить мои задания в группах, а затем сделаете вывод.
Задание для 1 группы:
Составить памятки экологической безопасности о воде, о воздухе, о продуктах.
Задание для 2 группы:
Собрать водяной фильтр (план работы по сборке лежит на столе) и провести опыт по очистке воды.
План работы « Как очистить грязную воду»
а) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей;
б) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего 4 сантиметра;
в) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз;
г) На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.
Проведи опыт
Вылей на промокашку грязную воду.
- Какая вода полилась из соломки? Как ты думаешь можно ли её пить? Почему?
Сделанный тобой фильтр не способен очистить воду от химических примесей, а только от механической грязи.
Задание для 3 группы:
Прочитать рассказ «Воскресенье в лесу» и перечислить ошибки, которые совершили школьники в лесу.
« Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки, полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички в руках и положили обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
Задание для 4 группы.
Решить экологические задачи:
1. На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек? На неделю?
2. Вяз и клён выделяют в год 16 кг кислорода. Клён в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько кг кислорода выделяет вяз? (составьте уравнение)
3. Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочитаешь слово:
Л 94:2+70:12
Г 54:6+9*8
К 7*9-8*4
О 17*3*0
Э 6*8:4
О 35*2-38:2
- Какое слово получилось? Объясни его значение.
5. Проверка работы в группах
Каждая группа отчитывается о проделанной работе.
6. Рефлексия
Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соединить начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
а) Экономно относясь к продуктам | экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения. |
б) Включая свет | бережёшь чистую воду. |
в) Сортируя мусор | узнаешь, как её сберечь. |
г) Починив подтекающий кран | даёшь возможность снова сделать полезные вещи. |
д) Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки | бережёшь плодородие земли и труд людей. |
е) Изучая природу | бережёшь чистый воздух. |
ж) Охраняя растения | сохраняешь леса. |
7. Подведение итогов занятия
Слайд №8
- Покажите смайлик, который характеризует ваше настроение после этого занятия.