Внеклассное мероприятие по развитию речи «Все есть слова - для каждой сути...»
«Все есть слова – для каждой сути…» (А.Т. Твардовский)
Сценарий внеклассного мероприятия по развитию речи, посвященного русскому слову, русской речи, умению общаться, грамотно и понятно выражать свои мысли.
Эпиграф.
Оно не звук окостенелый,
Не просто некий матерьял,
Нет, слово – это тоже дело…
А. Твардовский
1-й ведущий. Мы живём в огромном и прекрасном мире, в величайшей на Земле стране – России. Мы – её настоящее и будущее. Подрастём и станем рабочими и учёными, земледельцами и учителями, врачами и шахтёрами… Но независимо от того, кем мы станем, какую профессию выберем, мы должны уметь выражать свои мысли. Если мы будем хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт нам удовлетворение и радость, мы сможем поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.
2-й ведущий. Наш сегодняшний вечер посвящён умению общаться, грамотно и понятно выражать свои мысли устно и на бумаге. Образцами для нас будут творения великих мастеров слова.
1-й ведущий. И, конечно же, мы будем сегодня пытаться что-то сочинять, постараемся выступить в роли творцов.
2-й ведущий. О силе слова, и русского слова, в частности, говорит устное народное творчество. Наш первый конкурс связан со знанием пословиц и умением их использовать в нашей речи.
Каждая команда получит листок с пословицами, выберет несколько понравившихся и попробует придумать 2-3 жизненные ситуации, к которым применимы данные пословицы. Своё выступление команды могут инсценировать или презентовать в форме рассказа, притчи, четверостишия и т. д.
Аркан ценится длиной, а слово – краткостью.
Бабий язык – чертово помело.
Бабьи сплетни хуже плетки – секут не жалеючи.
Бает, рассыпает, что погодой посыпает.
Баснями сыт не будешь.
Бахвальство не молотьба.
Бедный песни поет, а богатый только слушает.
Без газеты, как без солнца; и днем темны оконца.
Без запевалы и песня не поется.
Без красного словца ни на шаг.
Без обеда не красна беседа.
Без острого словца ни на шаг.
Без понукалки и сказочник дремлет.
Без пословицы не проживешь.
Без притчи веку не изживешь.
Без слова дело не делается, без дела слово не молвится.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без спора споро, да не скоро.
Без спорного слова не беседа.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Без языка и колокол нем.
Без языка стал.
Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Беседа дорогу строит.
Беседа не без красного словца.
Беседливый всегда с людьми.
Беседовать не устать, было бы что сказать.
Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
Блюди хлеб на обед, а слово – на ответ.
1-й ведущий. «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил М. Горький.
«Опять сочинение!» - такие слова часто слышат от нас наши мамы и папы и огорчаются от того, что произносим мы их с сожалением, а подчас, со страхом. «Тема раскрыта не полностью», «Ты не доказал свою мысль», «Ты написал не о том» - такие замечания часто слышит ученик, когда учитель характеризует его изложения и сочинения. И в самом деле, чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы и основную мысль своего высказывания.
2-й ведущий. Любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чём он хочет рассказать читателю, для чего он хочет это рассказать, как он будет это делать. Иными словами, автор должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
1-й ведущий. Задание для болельщиков. (Слайд на проекторе).
Прочитайте текст. Как вы думаете, какую мысль хотел донести до читателя С. Михалков? Почему заголовок дан в форме вопроса?
Мелочи жизни?
Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.
Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.
“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.
Как же стать таким человеком? Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.
С юных лет надо научится заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас. (С. Михалков «Все начинается с детства»).
1-й ведущий. Наш очередной конкурс. Каждая команда должна записать названия прочитанных вами книг или просмотренных фильмов и спектаклей, в которых отчётливо выражена их идейная направленность.
Справка. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?», А. Платонов «В прекрасном и яростном мире», Д.И. Фонвизин «Недоросль».
2-й ведущий. Встречают по одёжке – провожают по уму – гласит народная мудрость. Это значит, что наше общение зависит, от того, насколько мы интересны как собеседники, каков наш словарный запас. Богатство лексикона поможет проверить конкурс фразеологизмов.
Слайд с фотографией Ф.И. Буслаева.
Фёдору Ивановичу Буслаеву, одному из известных русских филологов середины 19 века принадлежит высказывание: «Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации». Большое количество фразеологизмов раскрывает внутренний мир человека, дает ему разностороннюю характеристику.
Задание: каждая из команд должна продолжить список оборотов речи, раскрывающих характер человека.
Фразеологизмы, характеризующие положительные качества человека:
ангел доброты, ангельское сердце, золотое сердце, от всей души, засучив рукава, в поте лица; не покладая рук…
Справка: до седьмого пота; последнюю рубашку отдаст, протянуть руку (помощи), сестра милосердия; готов в огонь и воду, мухи не обидит, хозяин своего слова (своему слову), души не покривит.
Фразеологизмы, характеризующие отрицательные качества человека: лодыря гонять, считать ворон, плевать в потолок; толочь воду в ступе; переливать (пересыпать) из пустого в порожнее…
Справка: сложа руки, водить за нос; водить за нос, дурак дураком, горбатого могила исправит; дубина стоеросовая; мозги набекрень; голова садовая; двух слов связать не может, звезд с неба не хватает; не все дома.
1-й ведущий. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Мы не властны над речью других, но над собственной речью властны. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь поток собственных злых, оскорбительных слов - можем. Так же, как можем и пожалеть, приласкать, ободрить словами.
Добрые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!
Звучит песня Б. Окуджавы. «Давайте восклицать!»
2-й ведущий. Конкурс «Переводчиков»
— Каждая команда должна сделать литературный перевод следующих слов
Слайды.
Шмот — модная, крутая одежда.
Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно.
Бомбит — бесит, раздражает, напрягает.
Тича – от «teacher» (учитель).
Лафа, катать вату – бездельничать.
Стыбрил, спер – украл, списал.
Шпора – шпаргалка.
Тема – отлично, мне нравится.
Зырить – смотреть.
Стучать – ябедничать.
Ништяк – хорошо, пойдет, неплохо.
Труба, крышка – наказание за проделанные проступки.
В лом – лень.
Облом – когда действительное не совпало с ожиданием.
Тормоз, тупак – тупой.
В натуре, есьже – убеждение.
Чувак, чувачок – парень, парнишка.
Халява, халтура – бесплатно, безответственно.
Красава – молодец.
Рубить бабло, поймать куш – заработать, иногда нелегально.
Чухнул – понял, а иногда в значении «смылся» – уехал, сбежал.
Смотаться – сбегать за чем-нибудь.
Штормить, кумарить, уноситься – находиться под действием наркотических веществ.
Братэлла, братуха – брат, ровесник.
Колбаситься, тусить – танцевать, гулять по клубам и вечеринкам.
Родаки – родители.
Батя, дед – папа, отец.
1-й ведущий. Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
2-й ведущий. Словарный запас современно взрослого современного образованного человека, по данным учёных, составляет от 3 до 6 тыс. слов. Однако словарный запас персонажа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е.Петрова людоедки Эллочки составлял примерно 33 слова, которых ей вполне хватало.
Фрагмент из фильма «Двенадцать стульев» про Эллочку-людоедку».
1-й ведущий. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать её смысла, когда в ней всё понятно. Но всегда ли это возможно? Наша повседневная жизнь насыщена жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? Это специфический искусственно созданный «язык».
Сценка «Разговор двух приятелей».
Саша: Здравствуй, Вася!
Вася: Привет.
Саша: Как дела?
Вася: У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клёво, да?
Саша: А что там лошадь была?
Вася: Какая лошадь?
Саша: Ну-ка, давай всё с начала.
Вася: Ну, давайте, чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…
Саша: Без свечки?
Вася: Без.
Саша: А что это за фитиль?
Вася: Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…
Саша: А он на чем подкатил, на велосипеде?
Вася: Да нет, велосипед у шкета был.
Саша: У какого шкета?
Вася: Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.
Саша: С кем, с кем?
Вася: Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.
Саша: У него что, чесалось что-нибудь.
Вася: Да нет, попилил он.
Саша: Ну и как, распилил?
Вася: Что распилил?
Саша: Ну, велик!
Вася: Чем?
Саша: Ну, этим самым, шнобелем?!
Вася: Да, нет. Шнобель у шкета был, а у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
Саша:А почему варежка, он что зимой дерябнулся?
Вася: Да нет, не было там никакой зимы, там училка была.
Саша: Учительница, ты хочешь сказать?
Вася: Ну, да. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.
Саша: Как гикнулся?
Вася: А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
Саша: Понятно…Что ничего не понятно! Такая речь не только смешна, но и страшна.
1-й ведущий. Наш последний конкурс связан с творчеством. Сегодня состоится так называемая проба пера! На места пропусков в стихотворении вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Облегчат вашу задачу вопросы в скобках. Обратите внимание на то, что количество точек на местах пропусков соответствует количеству букв в словах.
А. А. Фет. «Колокольчик».
Ночь (какова?) …. , как дух бесплотный,
(Какой?)…… воздух онемел;
Но как будто (какой?) ……….
Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке (какому?) ……. сну
И, качаясь, набегает
На (какую?) …… тишину?
Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, (какой?) …………,
На тычинке под окном?
Оригинал.
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
2-й ведущий. Вот и подошёл к концу наш удивительный вечер, достойным итогом которого могут стать слова замечательного поэта А.Т. Твардовского
"Слово о словах"
Когда серьёзные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина -
Мол, нету слов - не заводи.
Все есть слова - для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь - до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна…
И я, чей хлеб насущный - слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчёт любое слово
По курсу твёрдого рубля.