Внеклассное мероприятие по теме «Капитаны межпланетных кораблей»
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема: «Послание на Международную космическую станцию»
Класс: 8 класс
Автор: Кошкина Галина Федоровна
Место работы, должность: МБОУ СОШ сельского поселения «Поселок Токи»
Регион: Хабаровский край
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующим базис нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике через создание коллективного проекта – послание российским космонавтам на Международную космическую станцию.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– воспитание морально – нравственных качеств личности, уважению к достижениям отечественной науки, людям, которые внесли свой вклад в развитие космонавтики;
– развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– формирование эстетических потребностей при оформлении продукта деятельности;
– развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
Ключевые вопросы: Что такое космос? Какие исторические события в освоении космоса вам известны? Что изменилось в космонавтике со дня полета Ю.А. Гагарина? Как искусственные спутники Земли помогают человечеству? Какие перспективы развития космических открытий вы видите?
Направление воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое
Форма проведения мероприятия: проектная деятельность
Образовательные технологии: использование метода решения проектных задач, работа в группах
Методы и приемы:
- методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;
- методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;
- методы самоопределения: рефлексия;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование.
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение.
Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация «», листы ватмана, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
1 | Самоопределение к деятельности 2 мин | Вступительное слово учителя Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное занятие, мы будем работать в группах. Послушайте песню! О чем и о ком это четверостишие? «Покидаем мы Землю родную Для того, чтоб до звёзд и планет Донести нашу правду земную И земной наш поклон и привет…» | Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение | Коммуникативные Регулятивные (самоопределение к деятельности) | |||||
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии 5 мин Слайд 1 | Учитель организует дискуссию учащихся. Показывает слайд №1 презентации о космосе «Как вы думаете, каков смысл слов К.Э. Циолковского?» | 1. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками. 2. Ученики высказывают мнения о смысле слов К.Э. Циолковского. 3. Учащиеся предлагают темы внеурочного занятия. | Личностные, Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику) | |||||
3 | Постановка учебных задач 3 мин Слайд 2 | Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего занятия. Тема «Капитаны межпланетных кораблей» Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач: Ребята, какие задачи мы должны решить на нашем занятии и какими средствами вы предлагаете решить проблему - какие послания вы можете отправить на МКС? | Учащиеся формулируют тему занятия, учебные задачи. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной точностью и полностой) | |||||
4 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии 3 мин | Учитель организует просмотр видеороликов. - просмотр видеоролика о первом космонавте Ю.А. Гагарине; https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+первый+полет+в+космос+гагарина&path=yandex_search&parent-reqid=1653899948229790-13443051892338065200-vla1-4651-vla-l7-balancer-8080-BAL-5610&from_type=vast&filmId=15181747389043902263&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2Fv7ltqQel-in4 Видеофрагмент: Первый полет человека в космос | Учащиеся просматривают видеоролик. | Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать). | |||||
5 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. Работа в группах. 4 мин Слайд 3, 4,5,6 | Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы, используя подготовленную презентацию. После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 землян. Со времени первого полета человека в космос, произошли огромные изменения в нашем обществе, в вопросах изучения космического пространства и применения космических технологий на службе человеку. Новые достижения в космосе, зачастую, проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов. Наша задача рассказать российским космонавтам на Международной космической станции о применении космических открытий и технологий в нашей жизни. Мы живем на Дальнем Востоке на берегу Татарского пролива. Тихий океан совсем рядом. Мы любим свой край с таежными и морскими богатствами. Как помогают нам космические технологии сохранить природные богатства и сделать нашу жизнь более качественной? Давайте попробуем создать проект «Послание на МКС». | Обучающиеся разбиваются на группы, Предлагают виды продукта проекта, который хотела бы подготовить группа, выполняют задания с использованием цифровых образовательных ресурсов, анализируют изученный материал, решают поставленные задачи, оценивают ответы друг друга. | Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания, работа с предложенными материалами). | |||||
6 | Работа над проектом. Принятие критериев оценки 20 мин Слайд 7 | Учитель организует работу в 4 группах Организация работы в группах: 1 группа – послание – плакат; 2 группа – послание – презентация; 3 группа – послание – публикация в газету; 4 группа – послание - письмо на МКС. Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию критериев оценки. | Учащиеся выполняют задания в группах, используя подготовленный материал: Ресурс: Космическая география Вид: Текст Ссылка: https://www.nkj.ru/archive/articles/10971/ (Статья в газету) Ресурс: Презентация на тему «Хабаровский край» Вид: Видеофрагмент (Письмо) Ресурс: Кто сейчас в космосе Вид: Текст Ссылка: https://www.astronews.ru/cgi-bin/whoinspace.cgi (Презентация) Ресурс: «Сфера»: для чего нужны сотни спутников на орбите Земли Вид: Видеоролик (Плакат) | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). | |||||
7 | Защита проектов 5 мин | Учитель организует защиту проекта. | Лидеры групп защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям (Представляют продукт деятельности «Послание на МКС») | Коммуникативные, личностные, регулятивные | |||||
8 | Рефлексия деятельности 3 мин. | Учитель организует проведение рефлексии. Учитель включает обучающихся в систему вопросов: С чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали? Что было для вас важным? | Ребята участвуют в рефлексии. Предполагаемые ответы: - познакомились с - узнали, кто сейчас находится на МКС, для чего нужны спутники, -научились использовать различные материалы для создания презентации, плаката, публикации и письма; - создали свой проект; - испытали чувство радости (удовольствия) от того, что работали дружно и творчески. | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности) |
Прогнозируемые результаты: в ходе внеклассного занятия обучащиеся выполняют проект «Письмо на МКС».
Работа оформлена в 1 группе в виде послания-плаката, с изображением рисунков об искусственных спутниках Земли и их назначении;
во 2 группе в виде мультимедийной презентации о российских космонавтах, находящихся в данное время на МКС;
в 3 группе – послание - публикация в газету;
в 4 группе – в виде послания-письма российским космонавтам на МКС о применении космических технологий в экологии Хабаровского края.
На занятии учащиеся научатся:
овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;
планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;
слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.