Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2
Внеклассное мероприятие по теме:
Свалка по имени Земля
Кокина Оксана Владимировна
учитель биологии высшей категории
МОУ КСОШ №2 г. Кувшиново
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация………………………………………………………………. 1.
2. Пояснительная записка………………………………………………… 2-3.
3. Содержание мероприятия………………………………………………4-19.
4. Фотоотчёт……………………………………………………………… 20-24.
5. Фотоконкурс………………………………………………………………25.
6. Список литературы……………………………………………………….26.
7. Методические рекомендации……………………………………………27-29.
8. Приложения.
Аннотация
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определённом уровне экологической культуры общества. Формирование её на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится интеллектуально-познавательным мероприятиям. Данное внеклассное мероприятие – экологическая акция, знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счёте, само существование человека.
Данное мероприятие поможет углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить навыки юного исследователя природы.
Вниманию педагогов предложены разработки разнообразных по форме занятий, материалы для проведения различных конкурсов, а также полезные методические рекомендации для преподавателей.
Реализация предложенных в методической разработке идей поможет педагогам воспитать в детях уважительное отношение к природе, ответственность за её сохранение.
Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
Если на уроках биологии, географии, учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время в своей школе они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить навыки исследователя.
Методическая разработка побуждает интерес учащихся к процессу обучения, расширяет представление об окружающем мире, развивает логическое мышление, моторику, внимание, фантазию, способствует более осмысленному изучению материала, помогает развитию познавательной деятельности и интереса.
Цель мероприятия: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.
Задачи:
расширить представление учащихся об экологической безопасности;
формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.
развитие коммуникативных навыков, приобретение умения работы в команде;
привлечение внимания школьников к актуальным проблемам города.
Тип мероприятия: экологическая акция.
Педагогические возможности: данное мероприятие развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в области экологии, воспитывает чувство ответственности за судьбу своего родного города, за судьбу России, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.
Программа: в рамках экологической акции проводятся беседы об истории появления мусора, экологические игры, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, подведение итогов исследовательских работ, социологический опрос, изготовление плакатов и рисунков, просмотр видеофильма, операция «Чистый двор».
Подготовительная работа: выполнение учащимися дома практической работы «Бытовые отходы нашей семьи», проведение опроса с жителями города на тему «От кого зависит чистота нашего города?», изготовление поделок на тему «Вторая жизнь ненужных вещей», выполнение плакатов и рисунков, чтение дополнительной литературы.
К данному мероприятию прилагается видеофильм «Экологические проблемы современности», подготовленный учащимися школы.
Девиз мероприятия:
«Нельзя покорять природу – надо с ней сотрудничать».
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. Сегодняшнее наше мероприятие посвящено одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. Решение этой проблемы может стать делом жизни, принести материальное благополучие и даже прославить человека на весь мир. Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке.
По своему происхождению отходы бывают бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и радиоактивные. Бытовые отходы – это обыкновенный домашний мусор. На каждого россиянина его приходится до 250 кг в год. И это количество неуклонно растёт. Если не принять меры, то через 7-8 лет Россия превратиться в одну большую свалку.
На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалось бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди долго обречены, жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Вопрос «Куда деть мусор?» становится всё актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
1. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы для учащихся:
Каких отходов набирается за день больше всего? Остатки средств бытовой химии, остатки косметики, неиспользованные медикаменты, остатки красок, лаков и клеев, бумага, пищевые отходы и др.
Назовите причины увеличения количества мусора (рост производства товаров массового одноразового использования, увеличение количества упаковки, повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми).
Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: «Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.? Для переработки и вторичного использования отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты.
Какие отходы особо опасны для окружающей среды и здоровья людей? Это, прежде всего пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений. А так же радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях, ртуть и соединения – отходы химической промышленности. Особенно опасны мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций, соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности.
Что ты можешь предложить, чтобы отходов стало меньше?
Назовите основные варианты обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Самый антиэкологичный вариант – захоронение. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта. Второй вариант – сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. 1т мусора может дать 400 кВт ч. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Третий вариант – сортировка и переработка мусора. Это самый экологически вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов.
Сообщения учащихся об истории возникновения мусора; (приложение 1).
2. Исследование проблемы мусора.
Подведение итогов практической работы «Бытовые отходы нашей семьи».
Каждый день, вынося мусор, мы сталкиваемся с переполненным баком для отходов. Какова причина? Ответ на вопрос прост – не так много машин, которые занимаются вывозом мусора на свалку. И, конечно же, не хватает контейнеров для мусора.
По всей видимости, городской бюджет не позволяет решить эту проблему бытовых отходов нашего города. И мы решили, что в наших силах хотя бы частично повлиять на ситуацию загрязнения города.
Учитель. В качестве домашнего задания вам предлагалось определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения или рециклизации каждой категории отходов. С этой целью вы выполняли следующие задания:
1. В течение недели собирали все твёрдые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металлы, пластмасса, стекло, прочее. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивали ежедневно, перед тем как их выбросить (упаковку из-под пищевых продуктов тщательно промывали и собирали в чистом виде).
2. Составили список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.
3. Взвесили отходы каждой категории и определили общий суммарный вес.
4. Разделили полученное число на количество членов вашей семьи. Так вы установили количество отходов, приходящееся в семье на одного человека.
5. Определили процентную долю каждой категории (Ν):
Вес отходов данной категории
Ν = ------------------------------------------ × 100%
Общий вес отходов
6. Для каждой категории отходов продумали, каким образом можно:
- снизить их количество;
- найти им новое применение;
- вторично использовать.
Полученные данные мы использовали при обсуждении проблемы накопления бытовых отходов в городах, методах утилизации и рециклизации (приложение 2).
Виды отходов. Дни. | Пищевые отходы (очистки, несъеденная пища и т.п.). | Различные Виды бумаги (в том числе картон). | Металл (в том числе фольга). | Синтетические упаковочные материалы (полиэтилен, пластмасса и др.) | Стекло, фарфор, фаянс, глина. | Другие отходы |
День 1-й | Картофельные очистки (примерно 200г). | 1 газета, 4 бумажные салфетки, коробка от клавиатуры для компьютера | Фольга от шоколадки 2 пальчиковые батарейки | 3 стаканчика из-под йогурта и оболочка от 5 сосисок. | Разбитая банка из-под майонеза | Сломанная кукла «Барби», 1 пара старых носков. |
День 2-й | ||||||
День 3-й | ||||||
День 4-й | ||||||
День 5-й | ||||||
День 6-й | ||||||
День 7-й |
Анализ полученных результатов.
По данным исследования получено, что большее количество мусора составляют отходы: бумага, стекло, пластиковые пакеты.
Среднее количество мусора металлического происхождения.
И самый низкий показатель у отходов из пластмасс.
Вывод: бытовые отходы каждой семьи наносят значительный ущерб окружающей среде, т.к. изделия категории «В» практически не взаимодействуют с землей, а, следовательно, в течение многих лет накапливаются, загрязняют ее.
Предложения:
Возобновить работу пунктов по приему макулатуры и стеклотары.
Возобновить выпуск молочных продуктов в бумажной и стеклянной таре.
Создать пункты приема пластмассовых отходов для их дальнейшей переработки.
Организовать пункты приема металлолома.
Уменьшить количество выпускаемых полиэтиленовых пакетов (заменить их бумажными).
Производить сортировку мусора перед выбрасыванием.
Выводы.
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни.
Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.
3. Подведение итогов социологического опроса
«От кого зависит чистота нашего города?» (приложение 3).
Учащимся предлагалось изучить мнение жителей города о различных аспектах проблемы накопления твёрдых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
на тему «От кого зависит чистота нашего города?»
Мы собираем информацию о том, как жители нашего города относятся к проблеме его замусоривания.
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «Х» в соответствующих вашим данным пунктам:
Пол:________ Муж.________ Жен.________.
Возрастная группа: _________ 7-12 лет; _________ 13-17 лет; _________
18-25 лет; __________ 26-35 лет;__________ 36-50 лет____________
Старше 5 лет__________
Социальная категория: __________ учащийся__________ рабочий__________
Служащий __________ пенсионер.
1. Как Вы считаете, от кого зависит чистота нашего города?
(от самих жителей, от коммунальной службы и др.)
2. Что нужно делать для поддержания чистоты в городе?
(воспитание правильного отношения в семье, работа коммунальной службы, воспитание учащихся в школе и др.).
Благодарим за участие в опросе!
Итоги социологического опроса:
76% жителей нашего города считают, что чистота города зависит от нас самих;
24% жителей считают, что чистота города зависит от качества работы коммунальных служб.
Меры по улучшению состояния города:
44% предлагают увеличить число контейнеров;
36% жителей города Кувшиново предлагают ввести штрафы для нарушителей чистоты и порядка;
14% предлагают ввести специальные организации.
4. Экологическая игра:
Знаешь ли ты экологические маркировки?
(приложение 4)
Цель игры:
Ознакомление со знаками экологической маркировки;
Формирование умения применять приёмы логического мышления и работы с символьной информацией, развитие грамотной речи;
Обучение работе в группах.
Оборудование: таблица со знаками экологической маркировки и их расшифровкой; карточки с изображениями всех семи знаков экологической маркировки для каждой группы; разные виды упаковок с экологическими знаками; презентация.
Учитель. Мы с вами пользуемся большим количеством разнообразных товаров, и практически все они упакованы. Зачем нужна упаковка?
(Примерные ответы учащихся: для того, чтобы товар дольше хранился, его было удобнее перевозить и переносить, чтобы он выглядел привлекательнее).
Давайте внимательно рассмотрим упаковки. Что на них изображено и написано? Во-первых, конечно, название товара, его состав и описание. Кроме того, на них изображены знаки экологической маркировки. Что же они означают? Это мы постараемся с вами выявить.
Знаки экологической маркировки встречаются на упаковки многих товаров. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Одни знаки экологической маркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные мероприятия. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на отсутствие таковых.
Для ознакомления с наиболее распространёнными на мировом и европейском рынках символами, вам предлагается выполнить следующие задания.
Задание 1. Рассмотрите на карточках символы экологической маркировки упаковок и сделайте предложения об их значениях.
Каждой группе выдаётся карточка-задание. На его выполнение отводится 5-7 мин. Затем каждая группа зачитывает вариант ответа по каждому знаку. После того как будут зачитаны варианты группами, учитель называет правильный ответ и поясняет значение знака экологической маркировки.
Задание 2. Предложите свой вариант экологической маркировки. Для каких предметов её можно использовать?
На выполнение задания отводится 5-7 мин. Затем учащиеся демонстрируют свои знаки, поясняют их.
Подведение итогов. Подсчитав баллы, заработанные командами, учитель объявляет победителей.
5. Отходам – вторую жизнь. Выставка с учащимися
«Вторая жизнь ненужных вещей».
Учащимся в качестве домашнего задания предлагалось придумать варианты повторного использования отслуживших свой век вещей.
Учитель. Сегодня на нашей выставке представлены поделки из разных материалов. Сейчас умельцы продемонстрируют свои изделия.
Ученик. Спешите к нам на выставку
«Вторая жизнь вещей».
И принесите с выставки
Коробочку идей!
Флакончик не выбрасывай,
Калошу сбереги,
Поделки нам заказывай
И мысли береги.
На выставке были представлены различные поделки. Из старой пластмассы – вазы, рамки для фотографий. Из битого стекла – картины, мозаики. Из коробок – кормушки для птиц; из кожи – брелоки, футляры для очков, ручек, из консервных банок – шкатулки для разных мелочей; различные игрушки для детей детского садика.
6. Экологический эрудицион. Звучит музыка. На сцене ведущие.
Ведущий представляет команды и знакомит участников с правилами игры.
Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
1 тур. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»
Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий даёт три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.
Вопросы:
Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? пластмасса, стекло, металл.
Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? Москвы, Лондона, Нью-Йорка.
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
производство упаковочных материалов, переработка мусора, производство автомобилей.
Прежде чем начать утилизацию отходов, что необходимо сделать?
рассортировать, собрать в одном месте, раскрошить.
Для того чтобы переработать пластмассу, что необходимо сделать сначала?
компостировать, сжечь при специальных условиях, переплавить.
Какова первоочередная забота при выборе места свалки?
защита поверхности земли и грунтовых вод, ограждение места свалки, укомплектование соответствующей техникой.
Что влечёт за собой появление «партизанских» свалок?
загрязнение почвы, уродство ландшафта, изменение климатических условий (температура, влажность).
Что является основой для разработки санитарных норм, а также для решения об открытии или остановке того или иного производства?
предельно допустимая концентрация веществ, наличие тяжёлых металлов, государственный стандарт качества.
На какие регионы оказывают влияние вредные выбросы?
только на те регионы, где появилось загрязнение, на близлежайщие регионы, даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».
Назовите самую страшную «добавку» к воде:
бытовой мусор, пестициды, минеральные удобрения.
Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»?
Британию, Россию, Польшу.
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
газы, жидкости, твёрдые вещества.
Каков наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду?
захоронение, разработка правовых механизмов регулирования процесса, рециркуляция (повторное использование отходов).
Как называется поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем?
загрязнением, экологическим кризисом, интродукцией.
Что занимает первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу?
теплоэнергетика, нефте- и газопереработка, автотранспорт.
Каково оптимальное решение энергетической проблемы?
экономия энергии, развитие атомной энергетики, развитие ветроэнергетики.
Сколько времени пролежит без изменения бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу?
10 лет; 50 лет; 100 лет и более.
За какое время «съедят» выброшенную бумагу невидимки-микробы?
1-2 года, 5-8 лет, 20 и более лет.
(После окончания работы жюри подводит итоги).
2 тур. Что может сделать один?
Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
Задания:
Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов… (из переработанной макулатуры).
Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…(использовать много раз, сдать в магазин).
Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе).
Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше…(общественным транспортом).
Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).
Не выбрасывай старые игрушки, книги; они могут… (кому-то понадобиться).
Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…(сдай туда использованную бумагу).
Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки… (вымой их и сомни).
Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для … (приготовления удобрений).
Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается в природе).
Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (её выбрасывать).
3 тур. Не спешите выбрасывать своё будущее (или отходы).
«Устами младенца».
В этом туре учащиеся знакомятся с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой, верно, назовёт отходы. Если команда даёт неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.
Детские высказывания:
1. У меня очень много игрушек сделано из неё.
2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
4. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
5. Её нельзя выбрасывать. Так как она сама по себе в природе не разлагается.
(пластмасса).
1. Её изобрели китайцы.
2. У нас её получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из неё получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага).
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становиться тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло).
1. Это легче воды.
2. Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло).
Ведущий. Наша игра заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Завтрашний день Земли будет таким, каким его создадим сегодня.
22 апреля - Международный день Земли.
В 1969 году в США из скважины возле Санта - Барбары вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В память об этой катастрофе, по предложению профессора Д. Хайса каждый год, 22 апреля проводится День Земли, который с 1994 года объявлен всемирным. В тот год множество обрезков материи с надписями и рисунками было пронесено по нашей планете. Из них составили флаг Земли площадью 660 кв.м, символизирующий единство людей в заботе о будущем планеты и призывающий относиться с уважением к окружающему нас миру.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, Человек?
Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей.
Чем меньше мусора будет на нашей планете: в вашем дворе, на вашей улице, в нашем городе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите зелёный листочек. В зале развешаны листы с нарисованными деревьями без листьев. Так вот, чьё дерево окажется самым зелёным, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы. И, разумеется, победителей ждут призы.
В завершении нашей работы мы проведём операцию «Чистый двор».
7. Фотоотчёт. Операция «Чистый двор».
Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!
Мы с чистотой, порядком дружим. А мусор нам совсем не нужен.
Нам по душе – чистота, у нас на школьном дворе – чистота!
А мы мусор убираем, мы бумажки не бросаем!
Школьный двор уберём и чисто подметём.
В природе нет мусора, нет отходов!
Давайте учиться, друзья у природы!
Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся.
Бумага не мусор! Положим в мешок.
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради
Список рекомендуемой и использованной литературы:
Абатуров А.В. Лесная древесная растительность как биоиндикатор состояния окружающей среды // Биоиндикация окружающей среды. М., 1982.
Артамонов А.А. Сохраним наш мир. Волгоград, 1994.
Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально. СПб., 1993.
Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М., 1986.
Асланиди А.А. Экологическая азбука. М., 1995.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогика, 1986.
Линч К. Образ города (перевод с англ.). – М.: Стройиздат, 1982.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т1. – М.: Прогресс, 1993.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. – М.: Просвещение, 1987.
Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. Суворова В.А. – Волгоград: Учитель,2009. – 189с.: ил.
Тетиор А.Н. Город и природа. – М., 1996.
Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды // Колористика города (материалы международного семинара). М., 1990. – Т.1. С. 55-60.
Шуберт. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. М., 1998.
Методические рекомендации
К данному мероприятию нужно готовиться заранее. Оформить соответствующим образом зал, подобрать стихи, музыкальное сопровождение, видеофильмы, приготовить подарки победителям конкурсов. Особое внимание – выбору ведущих: часто именно от них зависит успех всего мероприятия.
На заднем плане сцены можно поместить изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идёт как бы процесс очищения земного шара от мусора (предварительно команды выбирают себе цвет бумажек.)
Требования к внеклассному мероприятию (по целям)
Дидактические (образовательные):
1. Чёткое определение занятия в системе темы раздела и задач данного занятия.
2. Определение оптимального содержания занятия в соответствии с учебной программой, с учётом подготовки обучающихся.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля.
4. Осуществление различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Воспитательные и развивающие:
1. Формирование диалектического мышления.
2. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
3. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.
4. Всесторонний учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся.
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
6. Формирование учебной деятельности учащихся.
7. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания.
8. Формирование творческих способностей.
Организационные:
1. Наличие продуманного плана занятий.
2. Организационная чёткость проведения занятия, оптимальный темп обучения, логическая стойкость, законченность.
3. Высокая плотность занятий.
4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения и ТСО.
5. Сознательная рабочая дисциплина учащихся во время занятий.
Рекомендации по подготовке исследовательского проекта
1. Прежде всего – выбор проблемы исследовательской работы, чёткость формулировки темы проекта, целей и задач. Проблема должна быть актуальной, интересной и доступной для школьников.
2. Составление плана работы. Она должна быть разбита на этапы, определены сроки выполнения каждого этапа с указанием ответственных.
3. Выполняться проект может под руководством учителя или педагога дополнительного образования, но при обязательном участии специалиста или его консультаций.
4. Проект состоит из следующих разделов:
1) введения, в котором обосновывается актуальность и выбор темы;
2) обзора литературных источников, то есть научных работ по выбранной проблеме;
3) краткого описания методики работы с обязательными ссылками на авторов, чьи данные используются;
4) описания практической части работы с результатами исследования, обработанными статистически;
5) обсуждения и интерпретации полученных данных, выводы по результатам исследования;
6) рекомендаций и предложений по практическому использованию результатов проекта, их социальной значимости; приложений; списка литературы.
5. Проект должен быть объёмом не более 20-25 страниц без учёта приложений: фотографий, схем, диаграмм, таблиц со статистическими данными и т.д.
6. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, глубину проработанности темы, соответствие выводов задачам исследования, а также на использование учебной и научной литературы, о чём должны говорить ссылки, сделанные в тексте.
7. Оформление проекта. При конкурсном прослушивании обязательно надо использовать стендовое оформление. На стенде размером 1 × 1,5 должны быть представлены: основное содержание работы; методики, если они каким-либо образом дополняют традиционные; полученные результаты в виде графиков или таблиц. Обязательны карты-схемы объектов, рисунки или фотографии объектов исследования. Все эти рекомендации лежат в основе оценки проекта.