Внеклассное мероприятие по теме: «Когда шагаешь по тропе"
МОУ – СОШ с. Писаревка Унечского района Брянской области
Методическая разработка на конкурс
«Мы любим лес!»
Внеклассное мероприятие по теме:
«Когда шагаешь по тропе…»
Целевая аудитория: 6 класс
Работу подготовила:
учитель географии
Монакова Наталья Петровна
Писаревка 2024
В данной работе представлен тема леса своего края и своей местности .
Методические рекомендации служат как дополнительный материал к урокам географии в 6 классе по теме: «Растительный и животный мир Земли. Характеристика участка местности своего края ». Работа знакомит детей с понятием «экологическая тропа», чтобы в будущем учащиеся сами могли разрабатывать проекты, связанные с этим понятием. Занятие проходит в форме виртуальной экскурсии. Занятие может проходить с 1 по 6 класс. Задания составляются согласно возрасту учащихся, проходят в форме соревнования между командами. В малокомплектном классе можно проводить соревнование между всеми учащимися класса. В начальной школе можно «привлечь» сказочных героев, обитающих в лесу, например, Баба Яга, Леший, Кот Учёный и др. Мероприятие сопровождается презентацией. Подготовительный этап включает следующие моменты:
Выставка работ по теме «Лес - полон тайн и чудес».
Подбор информационных материалов.
Составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.
Подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
Конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Когда шагаешь по тропе…»
Тип занятия: урок открытий новых знаний, закрепление пройденного материала.
Цели занятия:
Образовательная: расширить представление обучающихся об использовании и охране лесов; формировать комплекс практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни.
Развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды.
Воспитательная: воспитывать чувства любви к природе, своей малой родине.
Формирование УДД.
Личностные результаты: проявлять интерес к познанию природы, готовность бережно относиться к природе и окружающей среде.
Коммуникативные: формулировать суждения, умение выражать свою точку зрения по географическим аспектам.
Познавательные: уметь составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения).
Регулятивные: владеть способами самоконтроля и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и условиям;
Предметные: различать растительный и животный мир своей местности и своего края.
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактическая игра.
Ход занятия.
1.Организациооный момент.
Слова учителя
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач мероприятия.
Занятие начинается с эпиграфа:
Леса — это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд. И это — не только источник сырья. Леса — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное,
Паустовский Константин Георгиевич (1892 — 1968) — русский писатель
Учитель задаёт вопросы обучающимся.
- Как вы думаете, ребята, почему я обратилась к этим словам?
-О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы обучающихся).
-Какие цели нашего занятия? ( (Ответы обучающихся).
-Цель нашего занятия сегодня – изучить лесные ресурсы Брянской области своей местности.
Слова учителя:
-Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательную виртуальную экскурсию в лес и узнаем много нового и интересного. (Звучит пение птиц на протяжении всей экскурсии. Создаётся атмосфера, что дети в лесу)
Тропинка в лесу — это самая интересная книга, какую мне в жизни только приходилось читать.
(Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954) — русский писатель, журналист).
3. Основная часть.
Сегодня мы с вами с помощью интересных заданий попробуем вспомнить животных и растений леса, а также ориентирование в лесу. За (У каждого на парте муляжи деревьев, например, ель и клён. За каждый правильный ответ ребята получают шишку и кленовый лист из бумаги. Цепляют соответственно на ель и клён. Выигрывает тот, у кого больше листьев и шишек на деревьях. В конце занятия ребята вместе создают свой лес.)
Слова учителя:
-Ребята, прежде чем идти в лес, надо научиться ориентироваться в нём. Может так оказаться, что телефон не поможет. Нужно будет самим решать, как выбираться из леса. Ребята разгадывают ребус. (Ответ: компас. 1 балл за
ответ)
Далее дети вспоминают местные признаки, по которым можно ориентироваться в лесу. (За каждый правильный ответ -1 балл)
Слова учителя:
- Ребята, каких животных и растения мы можем встретить на лесной тропе? ( Дети отвечают.) Я вам предлагаю вам загадки-шутки об этих животных
2.Задание.Загадки-шутки.(за правильный ответ- 1 балл)
1.Чтобы пламя было в печке,
Мы дрова нарубим в ...
(не в речке, а в лесу)
2.Сосны, деревья стеною вокруг,
Это дремучий, таинственный ...
( не луг, а лес)
3.На краю растет обрыва
В колких иглах, в шишках ...
( не ива, а ель, сосна)
4.Крона от ягодок вся уж красна,
Очень красивою стала ...
( не сосна, а рябина)
5.В лес берем мы пять лукошек,
Чтоб собрать побольше ...
( не кошек, а грибов)
6.Красные шляпки, белые точки,
Детки, не рвите эти ...
( не цветочки, а мухоморы)
7.Летом по лесу бродил,
Ел малину ...
( не крокодил, а медведь)
8.Устают, наверно, скулы
Грызть орехи у ...
(не у акулы, а у белки)
9.Быстро бегает от страха
По лесочку ...
(не черепаха, а заяц)
10.Летом дни все напролет
Собирает белка ...
( не мед, а грибы, ягод
3.Задание. Дополните крылатые выражения и объясните их смысл.
( Количество баллов: 1 –за правильно угаданное слово, 1- за объяснение выражения.
1.Погрозил кондуктор
Строго Пете пальцем:
«В транспорте негоже,
Мальчик, ехать ... (зайцем) !»
«Ехать зайцем» — ехать в общественном транспорте бесплатно, без билета или проездного.
2.За мои на диктанте огрехи
Ох, достанется мне на ... (орехи).
«На орехи досталось» — так говорят о наказа нии, выговоре.* * *
3. Друг при девчонках ответил мне колко,
Вот и смотрю на него теперь ... (волком). «Смотреть волком» означает смотреть недружелюбно, угрюмо.
4. Окно я разбил
Дяде Пете мячом,
Теперь на меня
Дядя смотрит ... (сычом).
«Смотреть сычом» — смотреть мрачно, угрюмо, недружелюбно.
(Далее обсуждение всех ситуаций.)
.Слова учителя:
- А теперь , ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт и вспомним , как дует ветер в лесу.
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4.задание. Узнать название картины и фамилию художника(1 балл)
Слова учителя..
- Эту картину называют: « Три медведя»,«Медвежье семейство в лесу».
- Картина Ивана Шишкина . «Утро в сосновом лесу»
5. Задание. Дополните фразы (1балл за правильный ответ)
В лесу рубят, а…. к нам щепки летят.
Волков бояться,… в лес не ходить.
Заблудиться в …трех соснах.
В лесу живу, …а без дров сижу.
–
4.Подведение итогов занятия.
Слова учителя
- А теперь , ребята, давайте посадим свой лес.( Дети создают макет леса с помощью своих моделей деревьев)
- Хорошо в лесу, береги его красу.
5.Рефлексия.
Учитель задаёт вопросы:
- Ребята, что вы нового сегодня узнали?
Каких целей удалось достигнуть?
Как он сможет использовать знания в будущем ?
Продолжите фразы: Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Технологическая карта мероприятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Оргмомент | Приветствует учеников | Приветствуют учителя | Регулятивные: настрой на деятельность |
2. | Мотивация учебной деятельности Постановка целей и задач мероприятия | Читает высказывание пришвина. Задаёт детям вопросы. Формулирует вместе с детьми цели занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели с помощью учителя | Личностные: самоопределение к познавательной деятельности.. |
3. | Основная часть. | Даёт задание –разгадать ребус Читает загадки-шутки. Читает задание. Учит находить смысл. Выполняет физкультминутку. Даёт задание по картине Предлагает дополнить фразы в пословицах и поговорках | Ребята разгадывают ребус Разгадывают загадки Выполняют задание. Анализируют ситуацию Выполняют физкультминутку Выполняют задание по картине. Дополняют пословицы и поговорки | Коммуникативные: умение слушать и слышать. Познавательные: работа с информацией. Личностные: формирование бережного отношения к природе и окружающей среде |
4. | Подведение итогов занятия. | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы | Личностные: готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. |
5. | Рефлексия | Учитель задаёт вопросы: | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценка своей деятельности |
Литература
1.Агеева И.Д.500 загадок-обманок для детей. — 2-е изд., перераб., дополн. — М.: ТЦ Сфера.
2.Агеева И.Д. 500 крылатых фраз для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
3.Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник .В 2-х т.Т.2. –М.: Худож. Лит., 1984.
4.Природа и природные ресурсы Брянской области. Учебное пособие для учителей и студентов / Под ред. Л.М. Ахромеева.- Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета , 2021.
5.https://stihi.ru/pics/2013/04/08/1184.jpg