Внеклассное мероприятие «путешествие к памятнику литературному герою сказки корнея чуковского «айболит»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ К ПАМЯТНИКУ ЛИТЕРАТУРНОМУ ГЕРОЮ
СКАЗКИ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО «АЙБОЛИТ»
Автор проекта - учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специализированная школа с углубленным изучением
иностранных языков № 115 города Донецка»
Бабич Ирина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие к памятнику литературному герою». В ее основу положен метод проектов, который является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Организация и проведение подобного мероприятия предполагает внедрение метода исследовательских, творческих и игровых проектов. Учитывая специфику данного мероприятия, проектная деятельность может быть как индивидуальной, так и коллективной. Учащимся предоставляется возможность проявить свою компетентность в роли менеджера и гида туристического агентства, в роли библиографа или библиотекаря, в роли декламатора или актера.
В процессе реализации каждого из перечисленных видов проектов учащиеся получают возможность заниматься поисковой деятельностью с привлечением Интернет ресурсов, проявить свои способности в ролевой тематической игре, развивать и в полной мере продемонстрировать свой творческий потенциал, выступая в роли чтеца или актера театральной постановки.
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Провести виртуальную экскурсию к памятнику герою сказки Корнея Чуковского «Айболит».
Формировать знания учащихся о памятниках персонажам произведений мировой литературы, развивать навыки реализации проектов разных видов, совершенствовать коммуникативную компетентность и творческий потенциал учащихся, навыки выразительного чтения и инсценировки художественного текста, способность выражать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения.
Воспитывать общечеловеческие моральные ценности, любовь к чтению, толерантность, любовь к животным, культуру речи и культуру общения.
ТИП МЕРОПРИТИЯ: проект «Виртуальная экскурсия»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод проектов, интерактивные приемы: «лидер-спикер», «мозговой штурм», инсценировка фрагментов художественного текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, тексты сказки Чуковского, декорации и реквизит для инсценировки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Посещение экскурсионного бюро
Слайд 1 – фото помещения экскурсионного бюро
Учащиеся собираются в импровизированном экскурсионном бюро.
Цель – выслушав предложения менеджера, выбрать место для виртуальной экскурсии.
Презентация менеджером предлагаемой клиентам экскурсии:
Приветствие менеджера;
Согласно статистическим данным нашего агентства, за истекшие полгода большой популярностью среди обратившихся к нам потенциальных туристов пользуются литературные экскурсии.
Цель такой экскурсии – продемонстрировать путешественникам литературные места, связанные с жизнью и творчеством какого-то писателя или поэта, или же познакомить со скульптурной композицией в честь известного в мировой литературе персонажа и историей ее возникновения.
Литературный маршрут имеет свое преимущество. Каждый из читателей не однажды представлял литературного героя, в честь которого воздвигнут памятник, в своем воображении в процессе увлекательного чтения.
Учитывая вашу возрастную категорию и предпочтения в чтении, сегодня мы предлагаем вам интересное виртуальное путешествие к памятнику хорошо известного всей детворе сказочного персонажа Корнея Чуковского – Айболита.
Слайд 2 – фото композиции памятника Айболиту в Анапе
Выступление библиографа с проектом «Биографическая справка»
Слайд 3 – портрет Корнея Чуковского
Библиограф:
Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге.
Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского – крестьянка Екатерина Корнейчукова.
С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.
С августа 1905 года Корней Чуковский сотрудничал со многими петербургскими журналами.
В Ленинграде Чуковский издал книги для детей «Крокодил» (1917) «Мойдодыр» (1923), «Тараканище» (1923), «Муха-цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925) и «Айболит» (1929) под названием «Приключения Айболита».
Слайд 4 – фото подборки книг Чуковского
Выступление библиотекаря с проектом «Литературная справка»
Слайд 5 – иллюстрация из сказки об Айболите
Библиотекарь:
Сам Корней Чуковский говорил, что задумка про доктора Айболита появилась у него после знакомства с доктором Шабадом, который учился в Москве на медицинском факультете, и всё свободное время проводил в трущобах, помогая и вылечивая бедных и обездоленных. За свои и так скромные средства даже давал им еду. Вернувшись на родину, в Вильнюс, доктор Шабад кормил бедных детей и не отказывал в помощи никому. Ему стали приносить и домашних животных и даже птиц – он помогал всем бескорыстно, за что был горячо любим в городе. Настолько уважали его люди и были благодарны, что установили в его честь памятник, который до сих пор находится в Вильнюсе.
Слайд 6 – фото обложек двух изданий сказок
Чуковский написал две детских сказки о докторе Айболите:
— в 1925 году было опубликовано одно из наиболее знаменитых детских сочинений автора — детская сказка в стихах «Айболит». Доктор Айболит отправляется в Африку, чтобы лечить заболевших зверей шоколадом и гоголем-моголем.
— в 1936 году была опубликована прозаическая повесть Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Это пересказ и переработка произведения английского писателя Хью Лофтинга, в котором действует схожий персонаж, доктор Дулиттл.
У Лофтинга этот целитель именуется «доктор Дулиттл». Перерабатывая его милую сказку на русский язык, Чуковский окрестил Дулиттла Айболитом и внес в свою переработку еще десятки историй, которых нет в подлиннике. Антагонист Айболита назван у Чуковского Бармалеем.
Доктор Айболит Чуковского – это уникальное произведение для маленьких детей, которое учит чистоте и порядку с малых лет, справедливости, любви и уважению к братьям нашим меньшим.
Давайте вместе вспомним текст этой замечательной сказки и красочно представим его фрагмент.
Инсценировка фрагмента сказки участниками театральной студии
Слайд 7 – иллюстрация из сказки
Сказочник:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса.
Лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
Сказочник:
И пришёл к Айболиту барбос:
Пес:
«Меня курица клюнула в нос!»
Сказочник:
И прибежала зайчиха,
И закричала.
Зайчиха:
«Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Айболит:
«Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
Сказочник:
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит.
Зайчиха с зайчонком вместе:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Виртуальная экскурсия в сопровождении гида туристического агентства
Гид:
После всех своих сказочных приключений и путешествий знаменитый доктор Айболит из сказки Корнея Ивановича Чуковского теперь имеет постоянную прописку. Его адрес: город Анапа, улица Калинина.
Слайд 8 – панорамное фото Анапы
Именно там, в районе Малой бухты, можно увидеть доброго доктора.
Слайд 9 – фото скульптурной композиции
Он сидит под деревом. Рядом неизменный зонт-трость и рабочий чемоданчик на коленях.
Каких персонажей сказки вы видите в окружении Айболита?
Вспомните отрывки из сказки, в которых о них говорилось бы.
Мозговой штурм – выразительное чтение узнанных фрагментов текста.
Как вы думаете, какими причинами можно объяснить появление такого памятника именно в этом городе?
Работа в интерактивных группах «Лидер-спикер» –
предположения путешественников
Заключение гида:
Появление такого памятника именно в Анапе объясняется двумя причинами:
Во-первых, Анапа именуется городом детства, а Айболит любимый персонаж малышей.
Во-вторых, сюда на оздоровление приезжают ежегодно миллионы туристов. А кто, как не доктор, подчеркнет лечебную составляющую отдыха на курорте?
Торжественное открытие бронзового памятника состоялось 23 июля 2011 года. Творческий замысел проекта принадлежит Рысину Юрию, главному архитектору края, а также скульптору Полякову Василию.
Памятник отлили из бронзы на одном из заводов Москвы.
Он стал подарком городу от санатория «ДиЛуч».
Фигура доктора Айболита символизирует труд врачей, которые внесли огромный вклад в развитие курорта, насчитывающего сегодня свыше 200 оздоровительных учреждений.
В своей речи мэр Анапы отметила актуальность этого памятника, который подчеркивает лечебную направленность здешнего отдыха и является яркой достопримечательностью города.
Памятник понравился не только детям, но и взрослым. Все с удовольствием фотографируются рядом с добрым доктором.
Рождаются легенды и традиции, связанные с определенными деталями скульптурного изображения доктора и зверюшек.
Каковы они, по вашему мнению?
Мозговой штурм - предположения туристов, основывающих свое мнение на продемонстрированных фото разных объектов скульптурной композиции.
7. Завершение виртуальной экскурсии:
- Впечатления путешественников;
- Планирование следующей экскурсии, согласно пожеланиям туристов;
- Вручение бонусных флаеров активным путешественникам;
- Прощание с коллективом туристического агентства.
Кияйкина Наталья Федоровна
Бабич Ирина Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна