Разработка урока «Спешите делать добро», 4 класс
Разработка урока
по предмету «Основы светской этики»(4 класс)
Тема: «Спешите делать добро»
Автор: Брязкуха Юлия Леонидовна,
учитель начальных классов МКОУ НШ ДС с. Иня
Цель урока:Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .
Задачи:
Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Ход урока:
- Начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте ее и подумайте, чему будет посвящен наш урок?
Песня « Если добрый ты…»
- О чем эта песня?
Тема нашего урока (слайд 2) «Спешите делать добро»
- В каждом из нас есть маленькое солнце – «доброта». Что значит слово «доброта»?
Я просила вас найти в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова определение слова – доброта.
Ученик читает (слайд 3)
- Какого человека можно назвать добрым?
- Добрый человек творит добро и при этом сам становится лучше, чище, светлее. Сегодня мы вместе проложим путь к доброте и постараемся с него не сворачивать.
I шаг : - Первый шаг к доброте – ЭТО ДОБРОЕ СЛОВО. (слайд 4)
- Какие добрые, вежливые слова вы знаете?
ИГРА «Доскажи словечко» (слайд 5-6)
- А от чего зависит сила добрых слов?
Посмотрите сценку и постарайтесь ответить на этот вопрос.
Сценка «Петрусь» З. Бядули (слайд 7)
- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
От чего зависит сила добрых слов?
- Спорите ли вы друг с другом? О чем ?
- Как чувствуете себя после спора?
- Что может произойти, если в споре сталкиваются два мнения.
Я принесла «коврик мира». С его помощью вы будете учится договариваться друг с другом так, чтобы найти путь к мирному решению проблемы.
- Представьте, что Галя и Даша хотят взять одну и ту же игрушку.
- Как найти выход из этой ситуации?
- Как вы понимаете слова « Худой мир лучше доброй ссоры»
- Русский ученый И.П. Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить» (слайд 8)
- Как вы понимаете его слова?
- Нравится ли вам, когда вас обижают?
- Как мы можем поднимать настроение друг другу?
- Как научиться быть добрее?
Мне хотелось бы дать вам несколько советов (слайд 9 – 13)
Ученик читает стихотворение «Побольше говорите добрых слов»
II шаг: к доброте - ЭТО ДОБРЫЕ МЫСЛИ (слайд 14)
- Л.Н. Толстой писал «Доброта. вот качество, которое я желаю приобрести больше других» (слайд 15)
- Издавна люди стремились к добру и боролись со злом.
Учитель читает легенду «Добро и Зло» (слайд 16 – 17)
- Большое количество пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость.
- Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
- Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы как бы ориентирам при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность так, чтобы в мире было больше доброты.
III шаг: к доброте – ЭТО ДОБРЫЕ ДЕЛА (слайд 18)
Ученик читает стихотворение «Не стой в стороне»
- Доброта проявляется не только к людям, но и к животным. Иногда бывает так, завел человек собаку, а она требует заботы и внимания. Надоели хозяину заботы, выбросил он своего друга на улицу.
Предательство – один из самых отвратительных поступков. Послушайте, как много горечи и боли в стихотворении Эдуарда Асадова «Рыжая дворняжка» (звучит музыка Р. Вагнера) слайд 19
- О чем вы думали, когда слушали это стихотворение? Это стихотворение никого не оставило равнодушным. Верю, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручей – в речку, река – в море добра, поэтому спешите делать добро.
Жаль, что иногда люди ошибаются в оценке своих поступков. Сейчас мы разделимся на две группы.
(слайд 20) Здесь описаны 2 ситуации. Вы должны обсудить их и разъяснить является ли поступок детей добрым.
- Путь к доброте - нелегкий долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по – настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках.
IV шаг: к доброте – ЭТО ДОБРЫЕ ДЕЛА.
- Имея доброе сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду. Рядом с нами живут люди, которым особенно нужны теплота и забота, внимание окружающих. Это пожилые одинокие люди, ветераны, инвалиды
Стихотворение «Спешите делать добро»
«Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике Ф.П. Гаазу (1880-1853гг), святому доктору Москвы, посвятившему свою жизнь служению добра.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекшим женщин к уходу за больными. Это начинание увенчалось успехом. Первая в России больница была открыта в 1600г стараниями боярина Федоро Рилищева.
V шаг: подведение итогов.
- благодарю Вас за теплый доверительный разговор, добрые и умелые мысли.
-давайте подведем итог, из чего же состоит наш путь к доброте?
В народе говорят:
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
- у вас на партах лежат изображения деревьев, приклейте к ним цветы и плоды. Если добрых мыслей у вас больше, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же ваши добрые мысли нашли отражения в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды.
-Приклейте ваши деревья к ватману.
-Как назовем нашу работу?
-Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарасти сорняками, пополняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Пусть добро победит, а зло проиграет.
Всем улыбка к лицу,
Настроение она поднимает!
-давайте улыбнемся друг другу.
-мы закончили свой урок.
-какое у вас настроение. Покажите?