Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе «Одежда народа коми. Сарафан»
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе.
Тема: Одежда народа коми. Сарафан.
Разработал учитель Уляшева Ю.М.
Цель: познакомить учащихся с одним из видов женской коми национальной одежды - сарафаном. Показать, как выглядели сарафаны разных районов. Прививать бережное и уважительное отношение к национальной истории, культуре, традициям.
Задачи:
обучающая: познакомить учащихся с одним из видов женской коми национальной одежды – сарафаном, формирование умения ставить цель, делать выводы;
развивающая: формировать познавательный интерес, формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения;
воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, эстетический вкус, внимательность. Воспитывать бережное отношение к национальной истории, культуре, традициям.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самопознание; умение провести самоанализ полученной информации.
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД: мыслительный анализ; систематизация; структурирование знаний; контроль и оценка процесса деятельности.
Регулятивные УУД: выполнение учебного действия; контроль; коррекция.
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Презентация (слайд 1),
слушают отрывок из песни на коми языке.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы будем говорить об одном из видов коми национальной одежды - сарафане. Но для начала давайте вспомним:
1)из каких видов одежды состоит гардероб современной женщины?
(Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы)
Ученики: платье, юбка, сарафан, костюм, пальто и т.д.
2)А какие виды юбок вы знаете?
Ученики: прямая, клёш, шестиклинка и т.д.
Учитель: правильно, а ещё мы знаем, что можно смоделировать множество разнообразных фасонов юбок.
Сообщение нового материала
Учитель: Во все времена одежда являлась частью материальной и духовной культуры общества. Костюм включал в себя материальные ценности, произведения декоративно-прикладного творчества и являлся средством эстетического воспитания личности. Знание истории родного края, национальной культуры делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа.
Презентация (слайд 2).
Учитель: Во всех губерниях Руси одевались по-разному. По- разному одевались и в районах Коми. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм). Верхнюю ее часть (сöе) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Поверх сарафана женщины надевали передник без нагрудничка. Очень бережно коми относились к своей одежде. Воспринимали её, как «покров, оболочку» и одновременно «след, тень» человека. Считалось, что одежда, которую носит человек на протяжении всей жизни неразрывно связана с ним и его судьбой.
Какие же сарафаны носили в разных районах? Сарафаны были прямого покроя, косоклинные, пестрядевые.
(Ученики слушают учителя, смотрят презентацию).
Презентация (слайд 3).
Нарядные сарафаны Усть- Вымского хора.
Презентация (слайд 4).
Учитель: Сарафаны разных районов. Вычеготский, Усть Цилемский, Ижемский, Прилузский, Удорский.
Презентация (слайд 5).
Учитель: Пöлöс тувъяса сарапан — косоклинный сарафан вычеготских коми. Для сарафана брали 8 полос холста – две широкие полосы располагают спереди, шесть полос – с боков и сзади, эти шесть полос сужены кверху в виде трапеции.
Презентация (слайд 6).
Учитель: Веськыд ота сарапан — сарафан прямого покроя. У печорских коми были распространены прямые сарафаны, которые появились позже, чем косоклинные. Их называли «Московскими». Сарафаны украшали полосками цветной ткани и бахромой.
Презентация (слайд 7).
Учитель: А вот и нарядный сарафан печорских коми.
Презентация (слайд 8).
Учитель: А вот и ещё один косоклинный сарафан. Это сарафан удорских коми. Бретели праздничного сарафана сверху обшивают полоской парчовой ткани. Они красиво полукругом переходят на бока верхней части.
Презентация (слайд 9).
Учитель: «Усть - Цилемская Горка» в нарядных сарафанах, которые шили из парчовых и шёлковых тканей. Яркое красочное гуляние «Усть - Цилемская Горка» - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле - божеству».
Презентация (слайд 10).
Учитель: Женщины Ижемского района носили круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно тёмно-фиолетового и тёмно-зелёного цветов.
Учитель: Ребята, а какие пословицы или поговорки со словом сарафан вы знаете?
(Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос)
Ученики:
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
Снову сарафан на все пригождается, а обносится — под лавочкой наваляется.
Красна девица до гряд в сарафане до пят.
Это сущая коза в сарафане.
А теперь попробуем разгадать загадку. Презентация (слайд11).
Учитель: Кто это?
Ученики: Кукла.
Презентация (слайд12).
Учитель: Посмотрите, какие красивые куклы в коми сарафанах. На следующем занятии мы с вами сделаем куклу-закрутку и оденем её в национальный сарафан.
III. Рефлексия.
Учитель:
(Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы)
1.Ребята, что нового вы узнали о коми национальной одежде?
2.Каие виды сарафанов вы запомнили?
Подводим итоги.