12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уляшева Юлия Михайловна1395
Россия, Коми респ., Ухта

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе.

Тема: Одежда народа коми. Сарафан.

Разработал учитель Уляшева Ю.М.


Цель: познакомить учащихся с одним из видов женской коми национальной одежды - сарафаном. Показать, как выглядели сарафаны разных районов. Прививать бережное и уважительное отношение к национальной истории, культуре, традициям.


Задачи:

обучающая: познакомить учащихся с одним из видов женской коми национальной одежды – сарафаном, формирование умения ставить цель, делать выводы;

развивающая: формировать познавательный интерес, формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения;

воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, эстетический вкус, внимательность. Воспитывать бережное отношение к национальной истории, культуре, традициям.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самопознание; умение провести самоанализ полученной информации.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать,  слушать и слышать собеседника, учителя; планирование учебного сотрудничества.

Познавательные УУД: мыслительный анализ; систематизация; структурирование знаний; контроль и оценка процесса деятельности.

Регулятивные УУД: выполнение учебного действия; контроль; коррекция.


Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска.


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.


Презентация (слайд 1),

t1665054032aa.png

слушают отрывок из песни на коми языке.


II. Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить об одном из видов коми национальной одежды - сарафане. Но для начала давайте вспомним:

1)из каких видов одежды состоит гардероб современной женщины?

(Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы)

Ученики: платье, юбка, сарафан, костюм, пальто и т.д.

2)А какие виды юбок вы знаете?

Ученики: прямая, клёш, шестиклинка и т.д.

Учитель: правильно, а ещё мы знаем, что можно смоделировать множество разнообразных фасонов юбок.


Сообщение нового материала

Учитель: Во все времена одежда являлась частью материальной и духовной культуры общества. Костюм включал в себя материальные ценности, произведения декоративно-прикладного творчества и являлся средством эстетического воспитания личности. Знание истории родного края, национальной культуры делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа.

Презентация (слайд 2).

t1665054032ab.png

Учитель: Во всех губерниях Руси одевались по-разному. По- разному одевались и в районах Коми. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм). Верхнюю ее часть (сöе) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Поверх сарафана женщины надевали передник без нагрудничка. Очень бережно коми относились к своей одежде. Воспринимали её, как «покров, оболочку» и одновременно «след, тень» человека. Считалось, что одежда, которую носит человек на протяжении всей жизни неразрывно связана с ним и его судьбой.

Какие же сарафаны носили в разных районах? Сарафаны были прямого покроя, косоклинные, пестрядевые.

(Ученики слушают учителя, смотрят презентацию).

Презентация (слайд 3).

t1665054032ac.png

Нарядные сарафаны Усть- Вымского хора.

Презентация (слайд 4).

t1665054032ad.png

Учитель: Сарафаны разных районов. Вычеготский, Усть Цилемский, Ижемский, Прилузский, Удорский.

Презентация (слайд 5).

t1665054032ae.png

Учитель: Пöлöс тувъяса сарапан — косоклинный сарафан вычеготских коми. Для сарафана брали 8 полос холста – две широкие полосы располагают спереди, шесть полос – с боков и сзади, эти шесть полос сужены кверху в виде трапеции.

Презентация (слайд 6).

t1665054032af.png

Учитель: Веськыд ота сарапан — сарафан прямого покроя. У печорских коми были распространены прямые сарафаны, которые появились позже, чем косоклинные. Их называли «Московскими». Сарафаны украшали полосками цветной ткани и бахромой.

Презентация (слайд 7).

t1665054032ag.png

Учитель: А вот и нарядный сарафан печорских коми.

Презентация (слайд 8).

t1665054032ah.png

Учитель: А вот и ещё один косоклинный сарафан. Это сарафан удорских коми. Бретели праздничного сарафана сверху обшивают полоской парчовой ткани. Они красиво полукругом переходят на бока верхней части.

Презентация (слайд 9).

t1665054032ai.png

Учитель: «Усть - Цилемская Горка» в нарядных сарафанах, которые шили из парчовых и шёлковых тканей. Яркое красочное гуляние «Усть - Цилемская Горка» - это  весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей  солнцу - «яриле - божеству».

Презентация (слайд 10).

t1665054032aj.png

Учитель: Женщины Ижемского района носили круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно тёмно-фиолетового и тёмно-зелёного цветов.

Учитель: Ребята, а какие пословицы или поговорки со словом сарафан вы знаете?

(Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос)

Ученики:

Молодец в кафтане, девка в сарафане.

Снову сарафан на все пригождается, а обносится — под лавочкой наваляется.

Красна девица до гряд в сарафане до пят.

Это сущая коза в сарафане.


А теперь попробуем разгадать загадку. Презентация (слайд11).

t1665054032ak.png

Учитель: Кто это?

Ученики: Кукла.



Презентация (слайд12).

t1665054032al.png


Учитель: Посмотрите, какие красивые куклы в коми сарафанах. На следующем занятии мы с вами сделаем куклу-закрутку и оденем её в национальный сарафан.



III. Рефлексия.

Учитель:

(Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы)

1.Ребята, что нового вы узнали о коми национальной одежде?

2.Каие виды сарафанов вы запомнили?


Подводим итоги.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.