Внеклассное мероприятие «Правила поведения за столом», 3-4 классы (в форме игры «Крестики-нолики»)
Занятие «Правила поведения за столом» для учащихся 3-4 класса
Цель: Систематизация знаний школьников по элементам этикета и сервировки стола.
Задачи:
Образовательные:
1) Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола.
2) Обобщить (в игровой форме) знания учащихся о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Развивающие:
3) Развивать познавательный интерес и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.
4) Расширение кругозора детей.
Воспитательные:
5) Формировать коммуникативные умения через групповую работу.
6) Формирование навыков культурного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях.
Место использования: данное занятие предназначено для проведения внеклассного занятия по теме «Правила поведения за столом» для учеников 3-4 классов.
Эффективность и практическая значимость игры: проверка знаний, умений в виде игры-викторины интересна детям, и они с удовольствием играют. Это способствует развитию у детей интереса в получении знаний по данной теме, а также мотивирует их на дальнейшее успешное обучение.
Методические рекомендации по использованию презентации: конспект занятия можно применять при разных формах организации занятий (фронтальной, групповой, индивидуальной).
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- Подарим привет и свои улыбки друг другу. Эпиграфом к нашему занятию я взяла пословицу «Умел в гости звать - умей и встречать». Попробуйте объяснить, как вы понимаете её смысл. /…/ О чём мы сегодня с вами поговорим? (Открывается тема «Правила поведения за столом».) Что нам известно, а что ещё мы хотели бы узнать по данной теме? Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Пишет добрый ЭТИКЕТ
Малышам в своей программе:
Если дел особых нет,
Помогай по дому маме:
Вместе с нею стол накрой
И расставь посуду,
И притом не хнычь, не ной:
– Не хочу, не буду...
Пусть забудет голова
Все ленивые слова.
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать, иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.
Пусть девчонки и мальчишки
Будут вежливы всегда
Научитесь быть приятным,
Соблюдая ЭТИКЕТ!
2. Работа по теме занятия.
1 этап – Целеполагание.
- Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.)
-Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?
-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?
(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.)
Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.
4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.
5) Чтобы не мешать другим во время еды.
6) Экономия продуктов питания.
Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.
2 этап - Экскурс в историю.
- Первые правила поведения возникли в древности и стали частью этикета. Этикет – общепринятый порядок поведения. Послушаем сообщения учеников о возникновении правил этикета.
Сообщение №1
Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом была на высочайшем уровне. Уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. В средние века во Франции дворянам во время приема пищи позволяли держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки.
В России правила поведения за столом при Петре I стали обязательными для дворян. По его велению Яков Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник назывался «Юности честное зерцало». Он был издан в Санкт-Петербурге в 1717 г.
Сообщение № 2
Вот несколько правил из этого учебника.
-Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егдаяси (когда ешь).
-Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
-Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
-Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
-Хлеба, приложа к груди, не режь. Ешь, что перед тобой лежит, а инде (другого) не хватай.
-Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
-Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
-Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
3 этап – «Крестики-нолики». Дети делятся на 2 команды, выбирают по очереди задания для команды.
Волшебный сундучок |
Вредные советы |
Можно и нельзя |
Хитрый глаз |
Волшебные слова |
Семь бед – один обед |
Вопрос-ответ |
ПРЕмудрости |
Столовые принадлежности |
1. «Волшебный сундучок» (в нём лежат конфеты) любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?
Чтоб открылся сундучок,
Расскажи-ка мне дружок:
Что ты скажешь, если вдруг
Угостит тебя твой друг?
Спасибо.
Что ты скажешь, мой дружок,
Если в гости вдруг придёшь?
Здравствуйте.
Что ты скажешь, дорогой,
Если ты пойдёшь домой?
До свидания.
2. «Вредные советы» – прочитать выразительно и инсценировать советы Г.Остера.
Если друг на день рожденья |
Выбирай куски поменьше, |
Если руки за обедом |
Если вас зовут обедать, |
3 «Можно и нельзя». Назвать правила поведения за столом, начиная со слов «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ».
Например:
нельзя облизывать пальцы;
нельзя громко стучать ложкой по тарелке;
нельзя чавкать;
нельзя набирать целую ложку;
нельзя вытирать рот салфеткой;
нельзя есть с целого куска;
нельзя облизывать тарелку;
нельзя выливать остатки супа в ложку.
4. «Хитрый глаз» всегда видит предметы, которые лежат не на месте. Посмотрите и скажите, не допущены ли ошибки при сервировке стола, правильно ли всё расставлено? (исправить ошибки в сервировке).
На стол кладем мы скатерть,
А сверху вилку с ложкой.
Рядышком тарелку
С супчиком, немножко.
Поставим рядом кружечки
С компотиком на блюдечке,
А рядышком салфеточки,
Чтоб вытирались деточки!
5. «Волшебные слова» (перечислить слова благодарности, которыми можно поблагодарить хозяйку стола или повара)
Карточки-подсказки:
. . . . большое спасибо за вкусное угощение
. . . . спасибо всё очень вкусно
. . . . было очень вкусно
. . . . завтрак замечательный
. . . . так вкусно, что пальчики оближешь
6. «Семь бед – один обед».
Послушайте историю о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета. Что Федя сделал не так?
«В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы. Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку. Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…»
- А как делать правильно? Давайте сформулируем правила по рассказу.
Некрасиво тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы взять приглянувшийся вам кусочек колбаски. Попросите передать вам тарелку с колбасой.
Брать с общей тарелки надо тот кусочек, который ближе к вам, путь он даже не самый лучший.
Если пища горячая, на нее не дуют. Нужно подождать пока она остынет.
Если вам не понравилось что – то из угощений, можно оставить на тарелке. Но ни в коем случае не выплевывайте непонравившееся вам угощение.
Хлеб берут рукой, а не вилкой.
Соль берут специальной ложечкой или кончиком ножа.
7. «Вопрос-ответ».
Как надо есть хлеб, бутерброды?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть?
(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам.)
Как едят пирожные, торты, пироги?
(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?
(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).
Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это.
(Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы)
Как выйти из-за стола по окончании обеда?
(Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)
8. «ПРЕмудрости» (собрать пословицы и поговорки о еде), правильно соединив начало и конец.
Не говори, что сыт, |
а говори меньше. |
Ешь больше, |
в гостях – что велят. |
Всё полезно, |
еда вкуснее. |
Дома ешь, что хочешь, а |
а промолчи да пережди. |
За общим столом |
что в рот полезло. |
9. «Столовые принадлежности» (глядя на картинку, продолжить фразу):
1. Кастрюля- это посуда для . . . .
2. Чашка- это посуда для . . . .
3. Сахарница- это посуда для . . . .
4. Хлебница- это посуда для . . . .
5. Солонка- это посуда для . . . .
6. Кофейник- это посуда для . . . .
7. Маслёнка- это посуда для . . . .
3. Подведение итогов занятия.
- Наш урок культуры подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они, я думаю, будут в восторге от вашего гостеприимства. В этом вам могут помочь различные журналы и книги о еде и сервировке стола. Некоторые вы видите здесь (показ книг). А еще я хотела бы раздать вам памятки «Как сервировать праздничный стол». Удивите ваших гостей.
- Молодцы, ребята, отлично поработали. Нам осталось только подвести итоги занятия.
- Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия? Какие задания понравились больше всего? Какие достижения у вас были на занятии?
- Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом. А я вам говорю «Приятного аппетита», потому что мы идем в столовую. Сейчас посмотрим, как вы на уроке внимательно слушали. А чтобы повысить аппетит, послушайте песню, которая так и называется «Про еду».
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
Издательство «Учитель». Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2007.
Ермакова И. Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Начальная школа плюс до и после №12, 2006.
Побединская Л.А. В школу как на праздник. Москва «Творческий центр», 2001.
Гайдина Л.И. «Группа продлённого дня», Москва «Вако», 2008.
Касаткина Н.А. «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня», Волгоград, 2005.
Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», Москва «Вако», 2008.
Безруких М.М. и др. «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь/М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.
Интернет: http: // www.yandex.ru /
Интернет: http: // www.google.ru /
Плакаты - http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/pravila-povedeniya-detey-za-stolom-uroki-etiketa.html
Кузнецова Галина Ивановна