Внеклассное занятие: «Эмоциональный рюкзачок: учимся дружить с чувствами»
Внеклассное занятие: «Эмоциональный рюкзачок: учимся дружить с чувствами»
Возраст: 1-2 класс (7-8 лет)
Форма: Тематический классный час с элементами арт-терапии и игротерапии.
Продолжительность: 45 минут.
Цель: Развитие эмоционального интеллекта младших школьников, обучение распознаванию и принятию своих эмоций.
Задачи:
* Образовательная: познакомить детей с базовыми эмоциями (радость, грусть, злость, страх, удивление).
* Развивающая: развивать навык идентификации своих эмоций и эмоций других людей через мимику, жесты, ситуации.
* Воспитательная: формировать понимание, что все эмоции важны и не бывает «плохих» чувств, учить экологично выражать гнев и печаль.
Оборудование: Мягкая игрушка или мячик, презентация с картинками, изображающими эмоции, белая бумага, цветные карандаши/фломастеры, шаблон «рюкзачка» для каждого ребенка, магниты или клей.
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин).
* Приветствие. Упражнение «Передай добро». Дети в кругу передают мягкую игрушку и говорят соседу доброе пожелание или комплимент.
2. Введение в тему (5 мин).
* Беседа: «Ребята, у каждого из нас внутри есть особый рюкзачок. Но складываем мы в него не учебники, а наши чувства и эмоции. Сегодня мы узнаем, что в нем лежит, и научимся с этим дружить».
3. Основная часть (30 мин).
* Игра «Угадай эмоцию» (10 мин). Педагог показывает на экране картинки с лицами, изображающими разные эмоции. Дети хором называют их. Затем volunteers изображают эмоцию, а остальные отгадывают.
* Беседа «Зачем нужны эмоции?» (5 мин). Обсуждение: «Злость помогает защищаться, страх – избегать опасности, грусть – попросить помощи, радость – делиться хорошим».
* Творческое задание «Наполни рюкзачок» (15 мин). Детям раздают шаблоны рюкзачков. Задача: нарисовать или написать на маленьких листочках (которые будут «вещами» в рюкзаке) то, что вызывает у них разные эмоции (например, «собака» – радость, «темная комната» – страх, «ссора с другом» – грусть). Эти «вещи» они «складывают» в рюкзак, приклеивая их.
4. Рефлексия (5 мин).
* Обсуждение: «Что нового узнали? Какая эмоция самая приятная? А какая самая трудная? Важно помнить, что все чувства имеют право на существование».
* Ритуал прощания: все хором говорят: «Я и мои эмоции – друзья!»
5. Домашнее задание (2 мин): Понаблюдать за эмоциями членов семьи и попробовать угадать, что они чувствуют.
Список литературы:
1. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (главы про чувства).
2. Рабочие тетради Кэтрин Прайс «Как здорово быть счастливым!» (серия «Детям про эмоции»).
3. Набор карточек «Эмоции» от различных издательств (например, «Мозаика-Синтез»).
4. Сатья Дас «Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас слушался и слышал».