12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тарасова Татьяна Юрьевна302 Россия, Челябинская обл., п. Лазурный Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Внеклассное занятие «Кем быть?»
Тарасова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лазурненская СОШ» Красноармейского района Челябинской области
Класс | 7 класс |
Цель урока | Подготовить учащихся к самостоятельному выбору профессии. |
Задачи | Познакомить учащихся с различными группами профессий. Развивать кругозор учащихся. Помочь учащимся ориентироваться в мире профессий. Помочь осознать ответственность выбора будущей профессии. Побудить к изучению мира профессий. Воспитывать ответственность и самостоятельность. |
Тип урока | Урок приобретения новых знаний |
Планируемые результаты | Предметные знать основную терминологию, связанную с профессиональной подготовкой, знать типологию профессий на основе различных оснований (цель труда, объект, предмет труда, задачи труда, результат труда, оплата труда, условия труда, уровень образования), уметь охарактеризовать выбранную профессию с точки зрения этих критериев, понимать, какие факторы следует учитывать при выборе будущей профессии. Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствие с лексическими, грамматическими нормами языка (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы, обобщать и делать выводы (познавательные УУД). Личностные: Понимание важности рационального подхода к выбору своей будущей профессии, осознание ответственности за этот выбор. |
Методы и формы обучения | Наблюдение за миром профессий, классификация профессий по различным признакам, создание проблемных ситуаций, групповая, индивидуальная и фронтальная виды работы. |
Оборудование | Компьютер, экран, проектор (интерактивная доска), колонки |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд (презентация по теме урока «Кем быть?») |
Основные понятия | Профессия, специальность, квалификация, условия труда, оплата труда, выбор профессии. |
Ход урока
Этапы урока | Цель | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) | |||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
| Слайд 1. Эпиграф урока Слайд содержит звуковой файл с эпиграфом к занятию, он включается после нажатия на овальную выноску: У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем заниматься? В.Маяковский Слово учителя Проблема выбора профессии известна с давних времён. Она важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли общество развиваться. Поэтому сегодня на занятии мы поговорим о профессиях и о том, как правильно сделать свой профессиональный выбор. И для начала мы отправимся в мир профессий. Беседа Поднимите руку, ребята, кто уже определился с выбором будущей профессии? А кто из вас знает, как правильно выбирать профессию? | Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; формирование учебной мотивации. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение слушать и слышать. | |||
II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Слайд 2. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники с терминами. При нажатии на прямоугольник выходит определение, при повторном нажатии – определение исчезает. С левой стороны слайда меняются подписи под картинкой (они иллюстрируют значение терминов). Переход к следующему слайду по стрелочке. Мир профессий очень сложен. Приступая к выбору, необходимо выяснить, по каким законам он живёт и развивается, а для этого нужно разобраться в его терминологии. Терминология Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определённого уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Например, профессия – психолог. Специальность – отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства. Например, специальность – психология. Специализация – процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Например, специализация – детская и возрастная психология. Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития специальных знаний и навыков, степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенным профессионалу разрядом. Например, квалификация – детский психолог. Должность – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в штатной структуре предприятия или учреждения. Целеполагание Как вы думаете для чего нам знать эти термины? Какова будет цель нашего занятия? Слайд 3. Слайд с гиперссылками. Нажав на гиперссылку, перемещаетесь на соответствующий слайд. Мир профессий Разобраться в мире профессий нам поможет классификация, составленная на основе различных признаков профессий. Признаки профессий Каждая профессия имеет свои признаки, которые отличают её от других. Признаки: Объект, предмет труда Цель труда Задачи труда Средства труда Результат труда Оплата труда Условия труда Требования к уровню образования. Вопросы: Знакомы ли вам эти понятия? Поясните, как вы их понимаете. | Поставить познавательную задачу. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёров высказывания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками совершенствуют свою речь. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; пополняют свой словарный и понятийный запас. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: внимательно воспринимают новый материал, необходимый для занятия, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения. | |||
III. Сообщение новой информации и первичное закрепление. | Усвоение учащимися нового способа действий. Первичное осмысление учащимися изученного материала. Применение игровых технологий. | Слайд 4. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется выноска с расшифровкой. При повторном нажатии – исчезает. Переход к следующему слайду по стрелочке. Объект, предмет труда – то, на что направлен труд. В зависимости от предмета выделяют типы профессий: «человек – человек» (главный предмет труда - люди), «человек – природа» (предмет труда – растительные и животные организмы, микроорганизмы), «человек – техника» (предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергий), «человек – знаковая система» (предмет труда – условные знаки цифры, коды, языки), «человек – художественный образ» (предмет труда – художественный образ, средства его построения). Слайд 5. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется стрелка, соединяющая картинку с группой. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Игра «Установи соответствие» Задание: Установи соответствие: профессия - группа в зависимости от предмета труда. Предлагаемые профессии: врач, художник, ветеринар, строитель и программист. Слайд 6. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется выноска с расшифровкой. При повторном нажатии – исчезает. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Цель труда – основное предназначение профессии. Цели труда могут быть различными: Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролёр, товаровед, эксперт, следователь). Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной). Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель). Слайд 7. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Задачи труда – способы и приёмы достижения цели труда. Например, задача труда врача – определить болезнь, оказать медицинскую помощь. Слайд 8. Переход к следующему слайду по стрелочке. Средства труда – предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд. По средствам труда выделяют виды: ручной труд, машинно-ручной, автоматических и автоматизированных систем, приборов, устройств, функциональных орудий труда. Слайд 9. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на кружочки под названием группы профессий. При верном соответствии цвет кружка меняется, при неверном – кружок исчезает. Игра «Установи соответствие» Задание: учащимся предлагается нажать цифру с указанием профессий возле группы профессий. Правильное соответствие: ручной труд – музыкант, труд с использованием машин с ручным управлением – водитель, труд с использованием автоматов и полуавтоматов – сталевар, труд с использованием функциональных средств – учитель. Слайд 10. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Результат труда – продукт выполненного труда. Здесь профессии разделяются на две группы: профессии с материальным результатом труда (полевод, шахтёр, парикмахер и др.) и профессии с нематериальным результатом труда (врач, учитель, музыкант и др.) Слайд 11. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Оплата труда – форма вознаграждения за труд. Существуют различные способы оплаты труда. Повременная оплата труда. При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). Сдельная оплата труда. При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда. Оплата труда на комиссионной основе. В настоящее время оплата труда на комиссионной основе широко применяется в организациях, оказывающих услуги населению, осуществляющих торговые операции, для работников отделов сбыта, внешнеэкономической службы организации, рекламных агентов. Заработок работника за выполнение возложенных на него трудовых обязанностей определяется при этом в виде фиксированного (процентного) дохода от продажи продукции. Слайд 12. Переход к следующему слайду по стрелочке. Условия труда. По условиям труда можно выделить группы профессий: Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт); Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном); Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик); Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор). Слайд 13. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на кружочки под названием группы профессий. При верном соответствии цвет кружка меняется, при неверном – кружок исчезает. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Игра «Установи соответствие» Задание: учащимся предлагается нажать цифру с указанием профессии возле группы профессий по условиям труда. Верные соответствия: труд в условиях обычного микроклимата – парикмахер, труд на открытом воздухе – пожарник, труд в необычных условиях – стюардесса, Труд с повышенной ответственностью. Слайд 14. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт. Выделяют профессии, требующие начального, среднего специального образования или высшего. Вопрос для подведения итога этапа урока: Для чего вам уметь классифицировать профессии? Вывод: Классифицируя профессии по их признакам, ты сможешь изучать мир профессий. | Знакомит учащихся с новой информацией, устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.
| Применяют полученные теоретические сведения на практике. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, поиск способа решения поставленной учебной задачи; умение строить собственное речевое высказывание. Регулятивные: контролируют учебные действия; соотносят собственные действия и выводы с действиями и выводами одноклассников; принимают условия игровой ситуации и действуют в соответствии с правилами игры. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение толерантно относиться к неверному ответу товарища. | |||
IV. Физкультминутка | Обеспечить здоровьесбережение учащихся. | Экран закрыт А знаете ли вы, какие движения чаще всего приходится совершать представителям различных профессий? Покажите, как чаще всего действует водитель, шахтёр, пекарь. | Организует выполнение движений в определённой последовательности. | Выполнение элементарных физических упражнений (разминка рук, спины) | Личностные: формировать представление о здоровьесберегающем поведении. Регулятивные: умение приводить собственные действия в согласованность с действиями одноклассников. | |||
V. Включение в систему знаний. Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. | Организовать самостоятельное осознание учащимися ответственного отношения к выбору будущей профессии, снабдить алгоритмом, необходимым для рационального подхода к поиску профессии. | Слайд 15. Слайд с гиперссылками. Гиперссылки настроены на стрелки «Хочу», «Могу» и «Надо». Слово учителя Выбор профессии осуществляется с учётом трёх основных позиций: «Хочу», «Могу» и «Надо». Давайте подробнее остановимся на каждой из них. Слайд 16. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. «Хочу». Осознание собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив, указатель, куда нужно двигаться, что искать. Профессиональными мотивами могут быть интерес к какому-либо делу, популярность, престижность, востребованность профессии, высокая зарплата, карьерный рост, хорошие условия труда. Главный мотив – интерес к какому-либо делу. Слайд 17. Переход к следующему слайду по стрелочке. «Могу». Изучение своего характера, своих способностей и возможностей. Каждая профессия предъявляет определённый набор профессионально важных качеств. Соотнесите свои характерологические особенности с набором профессионально важных качеств, и вы узнаете, подходит ли данная профессия лично вам. Это позволит вам увидеть своё место в мире профессий. Так для водителя важно внимание, а для дизайнера – образное мышление. Слайд 18. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на восклицательный знак. При нажатии на триггер происходит проверка результатов теста. Переход к следующему слайду по стрелочке. Тест. Вот простой тест, позволяющий выявить ваши склонности. Используя три геометрические фигуры: треугольник, круг и квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Время выполнения 30 секунд. Должны быть использованы все типы фигур. Обработка: подсчитайте количество треугольников. В зависимости от количества треугольников определите свои склонности: Первый тип. 6 – 8 треугольников. Тип руководителя. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошее знание людей, умение работать с информацией. Второй тип. 5 треугольников. Ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями, владеющий умением правильно организовать свою деятельность. Третий тип. 4 треугольника. Человек с разнообразными интересами и талантами, для которого предпочтительна индивидуальная работа. Четвёртый тип. 3 треугольника. Человек рациональный, объективный, легко переключающийся с одного вида деятельности на другой. Тип учёного. Пятый тип. 2 треугольника. Человек, тонко чувствующий новое и необычное. Предпочтительны занятия в сфере искусства или с людьми. Шестой тип. 1 треугольник. Человек, обладающий воображением. Художник, изобретатель, конструктор. Слайд 19. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке. «Надо». При выборе профессии необходимо учитывать спрос на рынке труда и возможности трудоустройства. В сегодняшнем мире очень важно, чтобы выбранная профессия была востребованной в обществе, так как, получив образование, человек должен найти себе работу, а не числиться на бирже труда. Вот список наиболее востребованных специальностей. IT- специалисты. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, поэтому каждый, умеющий программировать, имеет реальный шанс найти стабильную высокооплачиваемую работу. Офисные работники. Секретари, делопроизводители в списке наиболее требуемых профессий. Торговля. Особенно востребованы торговые представители. Бухгалтерия и юриспруденция. Нужно учитывать, что доход начинающих бухгалтеров и юристов не высок. Строительство. Сейчас активно строится новое жильё, поэтому специалистов в этой сфере не хватает. Менеджмент. Особенно востребованы специалисты по работе с кадрами и персоналом. Медицина. Врачи, стоматологи, фармацевты. Банковская сфера. Кредитные эксперты, финансовые аналитики. Туризм. В России сегодня набирает обороты туристический бизнес, поэтому специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из перспективных.
| Организует деятельность по применению полученных знаний. | Выполняют рисуночный тест, анализируют особенности своего характера. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в жизни. Регулятивные: формировать умение контролировать и оценивать свои действия, особенности характера, принимать на себя ответственность, проявлять самостоятельность. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свою позицию. | |||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Оценить правильность выполнения действия, установить соответствие полученного результата поставленной цели. | Слайд 20. Переход к первому слайду по стрелочке. Беседа: Что нужно учитывать при выборе будущей профессии? Достаточно ли при выборе ориентироваться только на своё желание? Почему? Основные шаги выбора профессии Составьте список профессий, которые вам нравятся. Составьте список требований к своему профессиональному будущему. Оцените соответствие требований профессий вашим личностным качествам. Проанализируйте, какая профессия вам больше подходит. Обсудите свой выбор с учителями, родителями. Определите практические шаги к овладению выбранной профессией. Итог Выбирая профессию, вы планируете свой путь далеко вперёд, поэтому, будьте готовы к разумному выбору. Сегодня вы выбираете профессию, завтра – учебное заведение для обучения профессии, а послезавтра – место работы. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Познавательные: оформляют свои мысли в устной форме; строят высказывание в соответствие с задачами коммуникации. Регулятивные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: осознают свои возможности в выборе профессии; способны адекватно оценивать личностные особенности, и на основании этого анализа подходить к выбору профессии. | |||
X. Домашнее задание. | Закрепление в памяти материала, разобранного в классе. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности | Слайд № 15 § 11, упражнение № 53 | Комментирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | УУД: преобразование учебного материала; развитие способности к волевому усилию, умения принимать и сохранять учебную задачу. |