Внеклассное занятие «Кем быть?» (7 класс)

6
1
Материал опубликован 15 April 2018 в группе

PPT / 2.48 Мб

Тарасова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лазурненская СОШ» Красноармейского района Челябинской области

Класс

7 класс

Цель урока

Подготовить учащихся к самостоятельному выбору профессии.

Задачи

Познакомить учащихся с различными группами профессий.

Развивать кругозор учащихся.

Помочь учащимся ориентироваться в мире профессий.

Помочь осознать ответственность выбора будущей профессии.

Побудить к изучению мира профессий.

Воспитывать ответственность и самостоятельность.

Тип урока

Урок приобретения новых знаний

Планируемые результаты

Предметные знать основную терминологию, связанную с профессиональной подготовкой, знать типологию профессий на основе различных оснований (цель труда, объект, предмет труда, задачи труда, результат труда, оплата труда, условия труда, уровень образования), уметь охарактеризовать выбранную профессию с точки зрения этих критериев, понимать, какие факторы следует учитывать при выборе будущей профессии.

Метапредметные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД);

уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствие с лексическими, грамматическими нормами языка (коммуникативные УУД);

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы, обобщать и делать выводы (познавательные УУД).

Личностные:

Понимание важности рационального подхода к выбору своей будущей профессии, осознание ответственности за этот выбор.

Методы и формы обучения

Наблюдение за миром профессий, классификация профессий по различным признакам, создание проблемных ситуаций, групповая, индивидуальная и фронтальная виды работы.

Оборудование

Компьютер, экран, проектор (интерактивная доска), колонки

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд (презентация по теме урока «Кем быть?»)

Основные понятия

Профессия, специальность, квалификация, условия труда, оплата труда, выбор профессии.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения (УУД)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.


 


 

Слайд 1.

Эпиграф урока

Слайд содержит звуковой файл с эпиграфом к занятию, он включается после нажатия на овальную выноску:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

В.Маяковский

Слово учителя

Проблема выбора профессии известна с давних времён. Она важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли общество развиваться. Поэтому сегодня на занятии мы поговорим о профессиях и о том, как правильно сделать свой профессиональный выбор. И для начала мы отправимся в мир профессий.

Беседа

Поднимите руку, ребята, кто уже определился с выбором будущей профессии?

А кто из вас знает, как правильно выбирать профессию?

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознание смысла учения

и понимание

личной ответственности

за будущий результат;

формирование учебной

мотивации.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Слайд 2. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники с терминами. При нажатии на прямоугольник выходит определение, при повторном нажатии – определение исчезает. С левой стороны слайда меняются подписи под картинкой (они иллюстрируют значение терминов). Переход к следующему слайду по стрелочке.

Мир профессий очень сложен. Приступая к выбору, необходимо выяснить, по каким законам он живёт и развивается, а для этого нужно разобраться в его терминологии.

Терминология

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определённого уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Например, профессия – психолог.

Специальность – отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства. Например, специальность – психология.

Специализация – процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Например, специализация – детская и возрастная психология.

Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития специальных знаний и навыков, степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенным профессионалу разрядом. Например, квалификация – детский психолог.

Должность – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

Целеполагание

Как вы думаете для чего нам знать эти термины?

Какова будет цель нашего занятия?

Слайд 3. Слайд с гиперссылками. Нажав на гиперссылку, перемещаетесь на соответствующий слайд.

Мир профессий

Разобраться в мире профессий нам поможет классификация, составленная на основе различных признаков профессий.

Признаки профессий

Каждая профессия имеет свои признаки, которые отличают её от других.

Признаки:

Объект, предмет труда

Цель труда

Задачи труда

Средства труда

Результат труда

Оплата труда

Условия труда

Требования к уровню образования.

Вопросы:

Знакомы ли вам эти понятия? Поясните, как вы их понимаете.

Поставить познавательную задачу.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёров высказывания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками совершенствуют свою речь.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; пополняют свой словарный и понятийный запас.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: внимательно воспринимают новый материал, необходимый для занятия, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

III. Сообщение новой информации и первичное закрепление.

Усвоение учащимися нового способа действий.

Первичное осмысление учащимися изученного материала.

Применение  игровых технологий.

Слайд 4. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется выноска с расшифровкой. При повторном нажатии – исчезает. Переход к следующему слайду по стрелочке.

Объект, предмет труда – то, на что направлен труд. В зависимости от предмета выделяют типы профессий: «человек – человек» (главный предмет труда - люди), «человек – природа» (предмет труда – растительные и животные организмы, микроорганизмы), «человек – техника» (предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергий), «человек – знаковая система» (предмет труда – условные знаки цифры, коды, языки), «человек – художественный образ» (предмет труда – художественный образ, средства его построения).

Слайд 5. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется стрелка, соединяющая картинку с группой. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Игра «Установи соответствие»

Задание: Установи соответствие: профессия - группа в зависимости от предмета труда.

Предлагаемые профессии: врач, художник, ветеринар, строитель и программист.

Слайд 6. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на прямоугольники. При нажатии на прямоугольник появляется выноска с расшифровкой. При повторном нажатии – исчезает. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Цель труда – основное предназначение профессии. Цели труда могут быть различными:

Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролёр, товаровед, эксперт, следователь).

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).

Слайд 7. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Задачи труда – способы и приёмы достижения цели труда. Например, задача труда врача – определить болезнь, оказать медицинскую помощь.

Слайд 8. Переход к следующему слайду по стрелочке.

Средства труда – предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд. По средствам труда выделяют виды: ручной труд, машинно-ручной, автоматических и автоматизированных систем, приборов, устройств, функциональных орудий труда.

Слайд 9. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на кружочки под названием группы профессий. При верном соответствии цвет кружка меняется, при неверном – кружок исчезает.

Игра «Установи соответствие»

Задание: учащимся предлагается нажать цифру с указанием профессий возле группы профессий.

Правильное соответствие: ручной труд – музыкант, труд с использованием машин с ручным управлением – водитель, труд с использованием автоматов и полуавтоматов – сталевар, труд с использованием функциональных средств – учитель.

Слайд 10. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Результат труда – продукт выполненного труда. Здесь профессии разделяются на две группы: профессии с материальным результатом труда (полевод, шахтёр, парикмахер и др.) и профессии с нематериальным результатом труда (врач, учитель, музыкант и др.)

Слайд 11. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Оплата труда – форма вознаграждения за труд. Существуют различные способы оплаты труда. Повременная оплата труда. При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). Сдельная оплата труда. При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда. Оплата труда на комиссионной основе. В настоящее время оплата труда на комиссионной основе широко применяется в организациях, оказывающих услуги населению, осуществляющих торговые операции, для работников отделов сбыта, внешнеэкономической службы организации, рекламных агентов. Заработок работника за выполнение возложенных на него трудовых обязанностей определяется при этом в виде фиксированного (процентного) дохода от продажи продукции.

Слайд 12. Переход к следующему слайду по стрелочке.

Условия труда. По условиям труда можно выделить группы профессий:

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном);

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик);

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

Слайд 13. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на кружочки под названием группы профессий. При верном соответствии цвет кружка меняется, при неверном – кружок исчезает. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Игра «Установи соответствие»

Задание: учащимся предлагается нажать цифру с указанием профессии возле группы профессий по условиям труда.

Верные соответствия: труд в условиях обычного микроклимата – парикмахер, труд на открытом воздухе – пожарник, труд в необычных условиях – стюардесса, Труд с повышенной ответственностью.

Слайд 14. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт. Выделяют профессии, требующие начального, среднего специального образования или высшего.

Вопрос для подведения итога этапа урока:

Для чего вам уметь классифицировать профессии?

Вывод:

Классифицируя профессии по их признакам, ты сможешь изучать мир профессий.

Знакомит учащихся с новой информацией, устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

 

Применяют полученные теоретические сведения на практике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, поиск способа решения поставленной учебной задачи; умение строить собственное речевое высказывание.

Регулятивные:

контролируют учебные действия; соотносят собственные действия и выводы с действиями и выводами одноклассников; принимают условия игровой ситуации и действуют в соответствии с правилами игры.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение толерантно относиться к неверному ответу товарища.

IV. Физкультминутка

Обеспечить здоровьесбережение учащихся.

Экран закрыт

А знаете ли вы, какие движения чаще всего приходится совершать представителям различных профессий?

Покажите, как чаще всего действует водитель, шахтёр, пекарь.

Организует выполнение движений в определённой последовательности.

Выполнение элементарных физических упражнений (разминка рук, спины)

Личностные: формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные:

умение приводить собственные действия в согласованность с действиями одноклассников.

V. Включение в систему знаний. Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Организовать самостоятельное осознание учащимися ответственного отношения к выбору будущей профессии, снабдить алгоритмом, необходимым для рационального подхода к поиску профессии.

Слайд 15. Слайд с гиперссылками. Гиперссылки настроены на стрелки «Хочу», «Могу» и «Надо».

Слово учителя

Выбор профессии осуществляется с учётом трёх основных позиций: «Хочу», «Могу» и «Надо». Давайте подробнее остановимся на каждой из них.

Слайд 16. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

«Хочу». Осознание собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив, указатель, куда нужно двигаться, что искать. Профессиональными мотивами могут быть интерес к какому-либо делу, популярность, престижность, востребованность профессии, высокая зарплата, карьерный рост, хорошие условия труда. Главный мотив – интерес к какому-либо делу.

Слайд 17. Переход к следующему слайду по стрелочке.

«Могу». Изучение своего характера, своих способностей и возможностей. Каждая профессия предъявляет определённый набор профессионально важных качеств. Соотнесите свои характерологические особенности с набором профессионально важных качеств, и вы узнаете, подходит ли данная профессия лично вам. Это позволит вам увидеть своё место в мире профессий. Так для водителя важно внимание, а для дизайнера – образное мышление.

Слайд 18. Слайд с триггерами. Триггеры настроены на восклицательный знак. При нажатии на триггер происходит проверка результатов теста. Переход к следующему слайду по стрелочке.

Тест. Вот простой тест, позволяющий выявить ваши склонности. Используя три геометрические фигуры: треугольник, круг и квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Время выполнения 30 секунд. Должны быть использованы все типы фигур.

Обработка: подсчитайте количество треугольников. В зависимости от количества треугольников определите свои склонности:

Первый тип. 6 – 8 треугольников. Тип руководителя. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошее знание людей, умение работать с информацией.

Второй тип. 5 треугольников. Ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями, владеющий умением правильно организовать свою деятельность.

Третий тип. 4 треугольника. Человек с разнообразными интересами и талантами, для которого предпочтительна индивидуальная работа.

Четвёртый тип. 3 треугольника. Человек рациональный, объективный, легко переключающийся с одного вида деятельности на другой. Тип учёного.

Пятый тип. 2 треугольника. Человек, тонко чувствующий новое и необычное. Предпочтительны занятия в сфере искусства или с людьми.

Шестой тип. 1 треугольник. Человек, обладающий воображением. Художник, изобретатель, конструктор.

Слайд 19. Переход к слайду с гиперссылками по стрелочке.

«Надо». При выборе профессии необходимо учитывать спрос на рынке труда и возможности трудоустройства. В сегодняшнем мире очень важно, чтобы выбранная профессия была востребованной в обществе, так как, получив образование, человек должен найти себе работу, а не числиться на бирже труда. Вот список наиболее востребованных специальностей.

IT- специалисты. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, поэтому каждый, умеющий программировать, имеет реальный шанс найти стабильную высокооплачиваемую работу.

Офисные работники. Секретари, делопроизводители в списке наиболее требуемых профессий.

Торговля. Особенно востребованы торговые представители.

Бухгалтерия и юриспруденция. Нужно учитывать, что доход начинающих бухгалтеров и юристов не высок.

Строительство. Сейчас активно строится новое жильё, поэтому специалистов в этой сфере не хватает.

Менеджмент. Особенно востребованы специалисты по работе с кадрами и персоналом.

Медицина. Врачи, стоматологи, фармацевты.

Банковская сфера. Кредитные эксперты, финансовые аналитики.

Туризм. В России сегодня набирает обороты туристический бизнес, поэтому специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из перспективных.

 

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Выполняют рисуночный тест, анализируют особенности своего характера.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в жизни.

Регулятивные: формировать умение контролировать и оценивать свои действия, особенности характера, принимать на себя ответственность, проявлять самостоятельность.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свою позицию.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Оценить правильность выполнения действия, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Слайд 20. Переход к первому слайду по стрелочке.

Беседа:

Что нужно учитывать при выборе будущей профессии?

Достаточно ли при выборе ориентироваться только на своё желание? Почему?

Основные шаги выбора профессии

Составьте список профессий, которые вам нравятся.

Составьте список требований к своему профессиональному будущему.

Оцените соответствие требований профессий вашим личностным качествам.

Проанализируйте, какая профессия вам больше подходит.

Обсудите свой выбор с учителями, родителями.

Определите практические шаги к овладению выбранной профессией.

Итог

Выбирая профессию, вы планируете свой путь далеко вперёд, поэтому, будьте готовы к разумному выбору. Сегодня вы выбираете профессию, завтра – учебное заведение для обучения профессии, а послезавтра – место работы.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Познавательные: оформляют свои мысли в устной форме; строят высказывание

в соответствие с задачами

коммуникации.

Регулятивные:

формирование

умения осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию

Коммуникативные: осознают свои возможности в выборе профессии; способны адекватно оценивать личностные особенности, и на основании этого анализа подходить к выбору профессии.

X. Домашнее задание.

Закрепление в памяти материала, разобранного в классе.

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

Слайд № 15

§ 11, упражнение № 53

Комментирует

домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

УУД:

преобразование учебного материала;

развитие способности к волевому усилию, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

На данном уроке ученик – активный деятель (личность), умеющей осознанно выбирать будущую профессию, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  в жизни. Учитель является проводником в сложном мире профессий. Учащиеся вместе с учителем приходят к осознанию ответственного выбора будущей профессии. Такое занятие необходимо для успешной социализации учащихся. На уроке ученик не пассивный слушатель, а активный участник. Это достигается с помощью использования деятельностных игровых заданий.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийное оборудование, звуковые колонки, презентация «Кем быть?»

Список учебной и дополнительной литературы

http://www.shkolniky.ru/node/19

http://koleshko.edusite.ru/p19aa1.html

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5091

http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/top-profession.html

http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=308:2009-11-13-22-23-34&catid=12:2009-10-08-07-49-57

http://spravochnikprof.narod.ru/klimov.html

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Ссылки на источники графических изображений, используемых в презентации:

Слайд 1, мальчик http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/490/69490747_04.png

Слайд 2, иллюстрация http://www.likar.info/pictures_ckfinder/images/profesiya.jpg

Слайд 3, заливка для овала http://professionali.ru/files/upload/6a/f2/e7/74/17504616.original.jpg

Слайд 4, человечки http://roniker.clan.su/CD/World_Hits_In_Electro_by_RoNikEr_front_sm.jpg, http://www.look.com.ua/pic/201104/1680x1050/look.com.ua-141.jpg, http://www.skmlm.ru/company/news/2011-05-13/CHelovek-s-klyuchom.jpg, http://img-fotki.yandex.ru/get/4514/pyatiybe-matlicey.0/0_45eb2_389054b2_XL, http://www.kikosartstore.com/Kikos_Art.jpg

Слайд 5, художник http://900igr.net/datas/chelovek/Professii-01.files/0010-010-Professii-01.jpg, строитель http://img.ria.ua/photos/ria/news_common/16/1663/166348/166348m.jpg, врач http://www.stihi.ru/pics/2010/11/24/748.jpg, ветеринар http://900igr.net/datai/chelovek/Professii-01.files/0007-006-Professii-01.png, программист http://s42.radikal.ru/i097/0809/07/f29799103155.jpg

Слайд 7, врач http://i081.radikal.ru/1003/8d/430c6d371ae4.jpg

Слайд 9, музыкант http://musicaecontorni.files.wordpress.com/2011/02/g04062741.jpg, водитель http://chemodan.com.ua/news/user_files/news/2761111.jpg, сталевар http://infokam.su/content/news/1170/d_m_origin.JPG, учитель http://sch10izmuroma.ucoz.ru/eds006_4.jpg

Слайд 10, повар http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/248/74248669_0004004Povar.png, врач http://900igr.net/datai/chelovek/Professii-01.files/0005-004-Professii-01.png, фотограф http://900igr.net/datai/chelovek/Professii-01.files/0017-016-Professii-01.png, шахтёр http://900igr.net/datai/chelovek/Professii-02.files/0005-004-Professii-02.png, музыкант http://900igr.net/datai/chelovek/Professii-4.files/0014-013-Skripach.png, учитель http://sch10izmuroma.ucoz.ru/eds006_4.jpgСлайд 13, пожарный http://img90.imageshack.us/img174/1839/fireman71815877194890ah5.jpg, парикмахер http://900igr.net/datas/chelovek/Professii-4.files/0008-008-Parikmakher.jpg, стюардесса http://900igr.net/datas/chelovek/Professii-02.files/0019-019-Professii-02.jpg, учитель http://www.likar.info/pictures_ckfinder/images/profesiya.jpg

Слайд 15 и 20, мальчик http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/490/69490760_06.png

Слайд 16, иллюстрация http://yarigo.files.wordpress.com/2011/03/d0b2d0bed0bfd180d0bed181d18b.jpg

Слайд 17, иллюстрация http://images.wikia.com/my-sme/images/6/69/Copy_of_Projektziele.jpg

Слайд 18, иллюстрация http://omadaq.files.wordpress.com/2010/10/ceb5cf80ceb9cf83cf84cebfcebbceb7.gif?w=150&h=145, кнопка с восклицательным знаком http://www.diets.ru/data/cache/2011apr/15/13/173431_44020-700x500.jpg

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

На уроке использованы следующие методы:

Наглядно-иллюстративный;

Игровой;

Частично-поисковый;

Здоровьесберегающие технологии.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Ограничений на использование ресурса нет.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за разработку!!!

15 April 2018