Внеклассное занятие в 3 классе «Мы труд воспеваем и славим работу»
Гусева Т.В.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос.Новоспасский
муниципального района Приволжский
«МЫ ТРУД ВОСПЕВАЕМ И СЛАВИМ РАБОТУ».
( мероприятие в 3 классе)
Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, чем отличаются та или иная работа от других; обогатить речь детей профессиональной лексикой; воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда.
Оборудование: выставка рисунков «Каким делом заняты наши родители»; плакат с пословицами «Белые руки чужие труды любят», «Дело и учит, и мучит, и кормит»; карточки – задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой – либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности – письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, половник, кастрюля, метла, расческа.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа.
Кто из вас смекалкой обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант
Проявить ему нужно …(талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые …
(руки).
Чтоб шоферу автобусом управлять,
Нужно правила …(движенья знать).
Чтоб у повара пирожки получились вкусные,
Надо владеть технологическими операциями …
(искусно).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордиться … (Земля).
Ребенку и взрослому нужен …(труд),
Умение, терпение все …(перетрут).
- Ребята, вы конечно же догадались, чему посвящается наш сегодняшний тематический вечер. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое вы испытываете к этим словам.
Учащиеся. Мы труд воспеваем и славим работу!
Учитель. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Наш тематический вечер по ознакомлению с увлекательными профессиями (показывает табличку «Открыт»)…
Дети. Открыт!
II. Игра «Ищи Петину ошибку! »
Учитель. Сначала хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно сказать, что входит в обязанности человека определенной профессии?
Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: всё ли в нем правильно, нет ли какой – то путаницы? (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение по ролям).
Путаница о профессиях.(отрывок)
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но…
Говорит, что все на свете
Знает он давным – давно.
Как – то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
- Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
- А связист? – спросил Сережа, -
Слесарь кто – не знаю тоже…
- Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на все отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю!
Санитар – на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте.
По горам, по перевалам
Все идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады кладовщик
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук – тук – тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному…
Он уже здоров – и дома.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно – о – го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
Донор – сдает кровь для другого.
Печник – делает печки.
Кондитер, пекарь, повар – печенье, булочка, варенье.
III. Беседа «Что мы знаем о профессиях? ».
- Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует очень с давних пор?
- А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать «молодыми»?
- Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?
- Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?
Учитель демонстрирует сюжетные и предметные картинки с изображениями различных профессий и выполнением различных видов работ.
- Что создают рабочие на заводе?
- Что делает гончар?
- Чем занимаются рыбаки?
- А что делают врачи, учителя, артисты?
- Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?
- Кто такие секретари – референты, юристы
, банкиры, бухгалтеры, программисты?
- Какие качества необходимы людям этих профессий?
IV. Развлекательно – игровые минутки – для дела, но ради шутки.
Игра: «Что кому нужно».
Цель: упражнение детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Игровое задание. Учитель (ученик) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику - … (гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки); швее - … (игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.).
Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Игра «Кто больше назовет действий?».
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.
Игровое задание. Учитель называет профессию (врач, шофер, повар, программист, парикмахер и др.), а учащиеся называют действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции.
Кто больше назовет действий, считается выигравшим.
- Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?
- Давайте исправим путаницу и неурядицу в ситуациях. Я буду называть предмет, а вы – профессию
Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий.
Исполнение песенных куплетов на мотив песни «Ой, полным – полна коробушка».
Девочки.
Ой, полным – полна коробушка –
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата – референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По – английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.
Мальчики.
Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы – правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведем.
Знаем деньгам цену, бартеру
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые, ,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!
Учитель. Тогда за дело, не ленись!
Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадкина.
Загадкин.
Знаю, что в нашем классе, без сомненья,
Есть хорошие обычаи и увлеченья:
Умельцы трудиться, в игры играть,
Со смекалкой загадки загадать.
Умеете вы веселиться
Хочется мне у вас повеселиться!
Учитель.
Прошу, Загадкин, проверь ребят:
Как они знают профессий отряд?
Загадкин.
Согласен! Для задания вам –
О профессиях загадки!
Загадки.
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним вас.
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех
Болезней?
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Ответы: 1. Фотограф. 2. Пожарник. 3. Доктор. 4. Повар. 5.Водитель.
6. Учитель. 7.Маляр.
Игра «Знаю кто».
- У вас на столе маленькие листочки, на них столбик по порядку вы должны написать названия профессий в цепочках, которые записаны на доске.
Ткань – швейная машина - … - одежда.
Мука – тесто – печь - … - хлеб.
Кирпич – раствор - … - дом.
Кисти – краски – холст - … - картина.
Доски – инструменты - … - мебель.
V. Творческая работа.
Работа в группах.
«Наш подарок первоклассникам».
Выходит девочка – мастерица с пяльцами или другим шитьем и принадлежностями.
Мастерица.
Я пока стежок простой
Ниткой делаю с иглой.
Рукоделию учусь, потом
Картину буду вышивать крестом.
Сделаю подарок маме, брату,
Первоклашкам – они будут рады!
В каждой работе – скатерти, салфетке –
Труд мастерицы, не правда ли, детки?
Учитель. Ребята, предлагаю вам сделать сувениры для учеников 1 класса. Ведь вы уже многому научились на занятиях по технологии. Они увидят ваши поделки, и тоже будут стараться достигнуть таких же успехов. Но сначала давайте вспомним правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Учитель. Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая – не плод!
Иголка в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке…
Тебе ж потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Потом садиться вышивать.
С наперстком право лучше жить:
Как щит, он может защитить.
Иголки нрав колючий
Он непременно укротит.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать харакири.
Коль кто–то просит, не зевай,
Вперед колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
Учащиеся выполняют творческую работу-игру «Наш подарок первоклассникам».
Цель: формировать способность самостоятельно осуществлять замыслы, находить изобразительно-выразительные средства.
Игровые задания:
Участники игры объединяются в 2-3 небольшие группы для выполнения определённого вида работы: лепки, аппликации, рисования, обсуждают замысел работы и приступают к ее выполнению.
Оборудование к заданию: пластилин, природный материал, бумага, краски,
карандаши, ножницы, клей, ткань, ножницы, иголки.
Литература
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. М.: Просвещение 1991г.
2. Болховитнов В.Н. Твое свободное время. Занимательные задания, опыты, игры. М.: Просвещение, 2000г.
3. Горит на солнышке флажок: материалы для утренников. – Минск, 1978г.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.- Молодая гвардия, 1998г.
12