Внеклассное занятие-практикум «Вода — удивительное вещество» для обучающихся 4 классов

1
0
Материал опубликован 5 January

Внеклассное занятие-практикум по окружающему миру по теме «Вода – удивительное вещество» для обучающихся 4-х классов

Цель: изучение особых физико-химических свойств воды, ее роли для живых организмов.

Форма и методы проведения занятия: работа в группе, химический эксперимент.

Оборудование и материалы: химические стаканы, шпатели, стеклянные палочки, плоская тарелка, ватные палочки, жидкие пищевые красители, шампунь, коровье молоко (3,2 – 5% жирности), поваренная соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота, мел, глина, песок, вода водопроводная, вода дистиллированная, силикатный клей.

Химические реактивы: кристаллы хлоридов двухвалентных металлов (меди, кобальта, никеля), хлорида трехвалентного железа, сульфаты двухвалентных меди и марганца.

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие обучающихся. Деление на 3 группы: «Рыбки», «Капельки», «Радуга». Актуализация знаний по теме «Вода, ее свойства и роль» (вода – обычное вещество: жидкое, бесцветное, прозрачное, без вкуса, без цвета и запаха). Постановка проблемного вопроса: почему вода удивительное вещество?

Основная часть: изучение уникальных свойств воды. Каждая группа знакомится с удивительным фактом о воде, подтверждает его в ходе химического эксперимента, заполняет рабочий лист, готовится представить свои результаты другим группам.

1 группа «Рыбки». Факт: вода – удивительное вещество, является средой обитания для многих живых организмов. Лабораторный опыт «Химический аквариум» (выращивают «водоросли»).

2 группа «Капельки». Факт: вода – удивительное вещество, в ней растворяется очень много различных веществ. Лабораторный опыт «Универсальный растворитель».

3 группа «Радуга». Факт: вода – удивительное вещество, является главным веществом жидкостей (крови, молока, пота, слюны, мочи) в живых организмах. Лабораторный опыт «Радуга на молоке».

Заключительная часть: группы представляют свои результаты друг другу, подводится итог - делаем общий вывод и отвечаем на поставленный вопрос: «почему вода удивительное вещество?».

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (для обучающихся)

ГРУППА «РЫБКИ»

ТЕМА: «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО»

ФАКТ: вода является средой обитания для многих живых организмов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Химический аквариум»

ЦЕЛЬ: вырастить «химические» водоросли.

Оборудование и материалы: химические стаканы с водой, ложки, кристаллы окрашенных химических веществ.

Ход работы:

1. В стакан с водой шпателем аккуратно по крупинкам насыпать небольшое количество разных окрашенных химических веществ.

2. Пока растут «водоросли», отгадать морские загадки:

«Морские» загадки:

1. Вот так чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжется как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь – быть беде!

_______________________

2. Он огромный, толстокожий,

А по виду – с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит

Так приветствует всех __________.

3. У родителей и деток вся одежда из монеток ______________________.

4. Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо - _____________________.

5. Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской ______________.

3. Заполнить таблицу:

Рисунок

Что наблюдаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Используя «корзинку слов», записать вывод.

ВЫВОД. Нам ________________ вырастить «химические» водоросли. Вода – среда обитания для многих животных: ____________, ______________, ______________, _________________, _____________________.

Корзинка слов: осьминогов, удалось, медуз, ящериц, рыб, не удалось, китов, змей, лягушек.

ГРУППА «КАПЕЛЬКИ»

ТЕМА: «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО»

ФАКТ: в воде растворяется большое количество различных веществ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Универсальный растворитель»

ЦЕЛЬ: изучить растворимость некоторых веществ в воде.

Оборудование и материалы: химические стаканы, стеклянные палочки, поваренная соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота, мел, глина, растительное масло, медный купорос, соль1, соль2, вода.

Ход работы:

1. В химические стаканы с веществами налить небольшое количество воды, перемешать стеклянной палочкой. Наблюдать: растворяется вещество в воде или нет.

2. Заполнить таблицу: отметить знаком «+» в соответствующем столбике.

Вещество

 

Растворяется в воде

Не растворяется в воде

Соль поваренная

 

 

 

Сахар

 

 

 

Сода питьевая

 

 

 

Масло растительное

 

 

 

Лимонная кислота

 

 

 

Мел

 

 

 

Медный купорос

 

 

 

Глина

 

 

 

Соль 1

 

 

 

Соль 2

 

 

 

3. Используя «корзинку слов», записать вывод.

ВЫВОД. Мы ________________, что в воде _________________ много различных веществ. Значит, вода - ________________ растворитель для большинства веществ.

Корзинка слов: не растворяется, убедились, плохой, растворяется, хороший.

ГРУППА «РАДУГА»

ТЕМА: «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО»

ФАКТ: вода является главным веществом жидкостей (крови, молока, пота, слюны, мочи) в живых организмах.

     Важная информация! Молоко на 87 % состоит из воды. Оставшиеся 3 % приходятся на следующие вещества: молочный сахар, жиры, белок, минеральные вещества и витамины.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Радуга на молоке»

ЦЕЛЬ: установить наличие воды в молоке.

Оборудование и материалы: плоская тарелка, ватные палочки, молоко, жидкие краски, шампунь, акварельные краски, кисточка, непроливайка с водой, альбомный лист.

Ход работы:

1. На альбомном листе кисточкой нарисовать акварельными красками радугу. Наблюдать хорошую растворимость красок в воде.

2. В тарелку налить небольшое количество молока.

3. В разные части тарелки капнуть по 1 – 2 капли красок разных цветов. Наблюдать, что краски в молоке не растворяются.

4. Обмакнуть ватную палочку в шампунь, поставить ее кончиком в центр тарелки и наблюдать растворение красок в молоке - образование «радуги».

5. Заполнить таблицу:

Рисунок

Что наблюдаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

     Почему так происходит? Кроме воды в молоке содержатся жиры, которые мешают краскам растворяться. Шампунь на кончике ватной палочки растворяет жиры молока, и в воде беспрепятственно начинают растворяться краски. Поэтому мы наблюдаем движение в тарелке и «радугу» на молоке.

     ВЫВОД. Нам ________________ установить наличие воды в молоке. __________ – главная составная часть молока. Кроме воды в молоке содержатся другие вещества: ____________, ______________, ______________, _________________, _________________________________.

 

     Корзинка слов: жиры, удалось, белки, сахар, вода, не удалось, витамины, минеральные вещества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к лабораторным работам (для педагога)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Химический аквариум»

ЦЕЛЬ: вырастить «химические» водоросли.

Оборудование и материалы: химический стакан (250 мл), шпатели, вода, силикатный клей.

Химические реактивы: хлорид меди (II), хлорид кобальта (II), хлорид никеля (II), хлорид железа (III), сульфат меди (II), сульфат марганца (II).

 Ход работы:

  1. В химический стакан налить 50 мл силикатного клея, добавить 100 – 150 мл воды, перемешать стеклянной палочкой. Получили «аквариум» для выращивания водорослей.
  2. В склянки небольших объемов поместить небольшое количество кристаллических веществ: хлорид меди (II), хлорид кобальта (II), хлорид никеля (II), хлорид железа (III), сульфат меди (II), сульфат марганца (II).
  3. Для каждой склянки использовать отдельный шпатель, или ложечку, для насыпания веществ в «аквариум».
  4. Приготовленный «аквариум», склянки с веществами и шпатели поместить на отдельном столе для ученического эксперимента группы «Рыбки».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Универсальный растворитель»

ЦЕЛЬ: изучить растворимость некоторых веществ в воде.

Оборудование и материалы: химические стаканы (50 мл) 10 шт., химический стакан (0,5 л) стеклянные палочки (10 шт.), поваренная соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота, мел, глина, растительное масло, медный купорос (тв.), хлорид железа (III) (тв.), хлорид кобальта (II), вода.

Ход работы:

  1. В химические стаканы (50 мл) разложить не более 0,5 чайной ложки веществ: поваренная соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота, мел, глина, растительное масло, медный купорос, хлорид железа (III), хлорид кобальта (II).
  2. На стаканы наклеить этикетки с названиями веществ.
  3. В химический стакан (0,5 л) налить воду.
  4. Подготовить стеклянные (пластмассовые) палочки для перемешивания веществ.
  5. Оборудование и материалы поместить на отдельном столе для ученического эксперимента группы «Капельки».

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Радуга на молоке»

ЦЕЛЬ: установить наличие воды в молоке.

Оборудование и материалы: плоская тарелка, химический стакан (50 мл), ватные палочки, молоко (3,5 -7 % жирности); жидкие краски (пищевые красители) желтого, красного, синего, зеленого цветов; шампунь, акварельные краски, кисточка, непроливайка с водой, альбомный лист.

Ход работы:

1. В плоскую тарелку налить молоко, чтобы скрыло дно.

2. В химический стакан (50 мл) налить небольшое количество шампуня.

3. Подготовленные оборудование и материалы поместить на отдельном столе для ученического эксперимента группы «Радуга».

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.