Доклад «Логопедическая работа как составная часть внеурочной деятельности в условиях ФГОС для детей с ОВЗ и умеренной умственной отсталостью»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Логопедическая работа как составная часть внеурочной деятельности в условиях ФГОС для детей с ОВЗ и умеренной умственной отсталостью.
Составила Николаева Н. А.
Красносулинский район
2017
Логопедическая работа как составная часть внеурочной деятельности в условиях ФГОС для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Главной целью коррекционной логопедической работы является развитие речи ребёнка, артикуляционной моторики, физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования, развития связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, коррекция звукопроизношения.
Развитие речи обучающихся «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умениепользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, алалия, сенсо-моторная алалия, дислалия. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий как часть внеурочной деятельности, которые проводятся учителем - логопедом.С целью преодоления всех вышеуказанных нарушений речи наших обучающихся, воспитанников во внеурочной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы на логопедические занятия отводится в 1 классе- 4 часа, 2 классе – 4 часа, 3 класс- 4 часа, 4 класс-3 часа, 5 класс -3 часа, 6 класс 2 часа, 7 класс-2 часа в неделю.
В начале учебного года были обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежали также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).Обучающиеся, воспитанники в количестве 55 человек были зачислены в логопедическую группу, на коррекционные занятия, которые начались с 15.09.2017
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года. В конце этого периода составляется справка об итогах логопедического обследования учащихся.
Логопедами нашего учреждения, путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, были выяснены: характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.
Организация и проведение логопедических занятий как составной части внеурочной деятельности.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 40 минут.
Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков и детьми которые не могут заниматься в группе (РАС).
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2- 4 обучающихся.
Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом. Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся.
Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе.
Контакт логопеда с учителями, воспитателями,педагогом – психологом.
Логопедведет работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, и заканчивая выпуском обучающегося из логопедического кабинета.
В случае необходимости учитель и воспитатель создают, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося. При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках уделяется выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков.
Логопед помогает воспитателям в организации речевой работы с обучающимися во внеурочное время. Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые "логопедические минутки", составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.
Логопед работает в тесном контакте с педагогом - психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участие в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке.