12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цветкова Ольга Васильевна584
Россия, Челябинская обл., Троицк
0

Доклад «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

20



Доклад




«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»




































г. Троицк


2022 г.



Оглавление


Введение

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме

1.1. Определение понятия эмоционально-волевой сферы

1.2. Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Глава 2. Коррекционная помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.1. Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.2. Методы и формы коррекции эмоционально-волевой сферы обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.3. Содержание коррекционной помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Заключение

Список литературы













Введение



Актуальность исследования.

«Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь» (Средневековые гуманисты).

Современное развитие общества, изменяющиеся социально-экономические условия, введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют совершенствования условий изучения, обучения и воспитания, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Умственная отсталость проявляется в нарушении интеллектуальной регуляции эмоций, неадекватности, затруднениях в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, в низком уровне развития средств эмоциональной выразительности. По словам Л. С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой. Таким образом, социальная адаптация и интеграция в общество обучающихся с умственной отсталостью – ведущее направление работы в области специальной педагогики и психологии. Для решения этой задачи большое значение имеет изучение особенностей эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью. Многие аспекты проблемы развития эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью изучены в меньшей степени, чем познавательная сфера. Многие авторы, изучая проблему эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью, отмечают, что одним из факторов, искажающих процесс социальной адаптации таких обучающихся, является несформированность эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевую сферу общающихся с умственно отсталостью изучали Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, М. И. Еникеев, Л. В. Занков, Е. П. Ильин, С.Д. Забрамная, В. Г. Петрова, С. Л. Рубинштейн и другие.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предмет исследования: эмоционально-волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель исследования: коррекция эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи данного исследования таковы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности эмоционально – волевой сферы у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Показать методы и формы развития эмоционально-волевой сферы обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме


1.1. Определения понятия эмоционально-волевой сферы


Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые, но в ряде работ они рассматриваются в единстве, поэтому используется термин эмоционально-волевая сфера личности. В большинстве случаев этот термин используется в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях, потому что она действует как единый механизм, а различные сферы личности связаны между собой. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности.

Структура эмоционально-волевой сферы человека состоит из следующих компонентов: эмоции, чувства, воля. Рассмотрим их более подробно.

Эмоции и чувства - своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эти отношения могут переживаться человеком как неприятные (неудовольствие), либо приятные (удовольствие). Источниками эмоций и чувств являются окружающие человека предметы и явления, его деятельность, изменения, которые происходят в организме, которые исходят из потребностей, желаний и намерений человека, особенностей его характера. Чувства и эмоции - это разные, но взаимозависимые явления эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим связь воли и эмоциональной сферы. Согласно психологическому словарю, эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, которые имеют особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

В. М. Кроль пишет, что все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям.

Е. П. Ильин соотносит эмоциональную и волевую регуляцию, считая, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется. Сами волевые качества рассматриваются как компенсаторы определенных «отрицательных» эмоциональных состояний.

Можно констатировать, что существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь. Эта связь настолько тесна, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между этими сторонами регуляции деятельности. Механизмы эмоциональной и волевой регуляции настолько тесно переплетены между собой, что можно говорить об эмоционально волевой регуляции деятельности. Причем, как справедливо указывает М. В. Чумаков, разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в условиях школы, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма.

Таким образом, очевидно, что эмоции и воля связаны между собой и образуют сферу личности, называемую эмоционально-волевой.


1.2. Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выражение умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печально, смех - слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которого он находится.

Дети младшего школьного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».

Старшие школьники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего школьного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации школьники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

Заторможенные умственно отсталые школьники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.

Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки.

Развитие эмоций умственно отсталых школьников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличием специального, систематического педагогического воздействия, осуществляемого родителями в семье или педагогом в специальном учреждении. Дети из социально неблагоприятной среды значительно отличаются от тех, кто посещал специальный детский сад. Они менее организованны, несдержанны в проявлении своих эмоций.

Дети с видимым удовольствием играют со взрослым в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или «детскими» словами. Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героями отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации дошкольники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются.

И в более старшем - школьном - возрасте эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно в младших классах, характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся с нарушением интеллекта весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

Умственно отсталый ребенок, а тем более подросток, оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать ему ту или иную помощь.

Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации.

Чувства умственно отсталых детей незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Умственно отсталые дети различаются и по характеру чувств: одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо незначительных событиях.

Волевая сфера у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.

Умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли - выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсивных примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.

Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не, только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.

Характерными особенностями умственно отсталых является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость, возможному контакту, желание его, но в то, же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.

Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Глава 2. Коррекционная помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


2.1. Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одной из основных задач коррекционных занятий является социальная адаптация детей. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, общения и умения налаживать отношения с окружающими.

Коррекционная программа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью основывается на понимании, эмпатии со стороны воспитателя. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я». Важная роль в коррекции отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

- индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;

- комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

- психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

Во время занятий используются упражнения, направленные на мышечную релаксацию (для снятия внутреннего напряжения), психотехнические игры, моделирование различных ситуаций.

На занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт детей в воображаемую игровую ситуацию, что расширяет социоэмоциональные возможности умственно отсталых школьников и способствует усвоению приемлемых форм общения.

При коррекционной работе следует формировать следующие блоки:

1. Формирование социальной перцепции. В задачи данного блока входит формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой); формирование представлений об эмоциях человека, понимания основных эмоциональных состояний; развитие интереса к окружающим людям и коммуникативных навыков.

Средства работы: игры, рисование, специальные приемы неигрового типа, выразительные этюды, рассматривание рисунков и фотографий.

2. Формирование навыков совместной деятельности. В задачи данного блока входит формирование делового общения с ориентацией на «ненасильственную модель поведения»; формирование навыка совместного целеполагания деятельности; формирование навыка совместного планирования действий; развитие терпимости к мнению партнера; повышение уровня самоконтроля в общении с партнером по совместной деятельности; развитие способов творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности. Средства работы: игры, совместное рисование с последующим групповым анализом результатов художественных работ, моделирование и анализ заданных ситуаций.

3. Коррекция эмоционального состояния. Задачи: снятие эмоционального напряжения; повышение самооценки умственно отсталых школьников в результате создания ситуации успеха и коррекция неуверенности в себе; повышение самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; коррекция тревожности ребенка.

Средства работы: различные элементы арттерапевтической психокоррекции, психотехнические игры и упражнения, релаксационный тренинг.

4. Снятие конфликтности и психологическая коррекция агрессивности. Основными направлениями работы здесь являются снятие конфликтности и эмоционального напряжения у детей и коррекция агрессивности у детей.

Средства работы: психотехнические игры и упражнения, моделирование и анализ заданных ситуаций, различные виды рисования.

2.2. Методы и формы коррекции эмоционально-волевой сферы обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В теории описано огромное количество методов, форм и приёмов развития и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

Сегодня я расскажу об одном их тех, которые я применяю на практике, и посредствам которых можно научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями понимать собственные эмоциональные состояния, уметь внешне выражать личные переживания, а также понимать эмоциональные состояния окружaющих их людей.

Для коррекции эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями имеют большое значение наблюдения в природе и экскурсии.

Известно, что умственно отсталые дети ненаблюдательны, они не останавливают свое внимание на тех событиях, которые происходят вокруг них в природе и обществе, не проявляют инициативы, замкнуты.

Наблюдения и экскурсии очень важные направления коррекционной работы, которые предусматривают совершенствование эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Рассматривая взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают. А в процессе экскурсии ребят переполняют переживания, эмоции, впечатления, это все откладывает определенный отпечаток на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. И как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.


Соревнования (состязания) имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью.

Обучающиеся испытывают и сладость победы, и горесть поражения, учатся переживать за свою команду, терпимее и уважительнее относится к сопернику - всё это в эмоциональном смысле очень острые ощущения и чувства, но, тем не менее, они учат детей контролировать свои эмоции, принимать взлеты и падения.

Опыт моей работы показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного мероприятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому в основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности развития эмоциональной сферы выступает целенаправленная организация различных видов деятельности.

2.3. Содержание коррекционной помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Представляю методы и приемы, которые использую в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.

Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

Итак, аппликация:

- Развивает познавательную сферу

- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

- Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

- Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

- Помогает выучить цвета и формы.

- Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Упражнение попадание зерна в узкое отверстие

это упражнение помогает развить:

- Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию

Упражнение сортировка различных зерен

Такое упражнение развивает у ребенка:

- Внимание, усидчивость

Упражнения с макаронами

- развиваем память и произвольное внимание

- гибкость и подвижность пальчиков

- точность и координацию

Упражнение «сухой бассейн»

Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д.). В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

Упражнение рисование песком (манкой)

Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.

Существуют 3 вида рисования песком (манкой):

Рисование щепоткой

Суть: напрягаем - расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

Рисование кулачком

Рисование пальцем

Среди разновидностей игровых технологий наиболее часто использую «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.

После ознакомления, с этой технологией, стала применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.




Методы:

- аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь»).

-театрализации, где учитель - режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»)

Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,

Технология Марии Монтессори

Украшение рисунков пуговицами, монетами развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка:

Игры с прищепками

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Игры со шнурками.

Развитие внимания, усидчивости и концентрации, и пространственных представлений.

«Шнуровка»

Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.

Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи. Гармонизация работы правого и левого полушария.

Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.

Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, сделали следующие выводы:

Эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.


Заключение

Современное состояние теоретического и прикладного аспектов проблемы коррекции развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует продолжения углубленного изучения его специфики, разработки технологий выявления индивидуальных особенностей эмоциональной сферы проблемных детей, увеличения методического обеспечения коррекционно-развивающей помощи им.

При работе надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия. На современном этапе развития необходимо искать новые подходы в системе образования в условиях специальной коррекционной школы.

Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей, было установлено, что коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всем процессе обучения детей, путем использования специальных педагогических приемов.

Список литературы:

1. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008г.

2. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.

3. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2010г.

4. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2009г.

5. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004г.

6. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2011г.

7. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2012г.

8. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва, «Академия», 2012г.

9. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, «Форум-Инфра-М», 2007г.

10. Мозговой В.М. «Основы олигофренопедагогики», Москва, «Академия», 2011г.

11. «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия», 2010г.

12. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2010г.

13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников: Методическое пособие. - М.: «АСВ», 2008. - 117 с.

14. Белкин А.С. Нравственное воспитание умственно отсталого ребенка: Учебник. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности: Учебник. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

16. Ветрова В. Развитие и коррекция: Учебник. - СПб.: Питер, 2005. - 560с.

17. Завражнов В. В., Железнова Е. Д. Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 274-276. — URL


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.