Открытое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности» на тему «Товарно-денежные отношения»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» Амурской области
Назначение: учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций
Тематическое направление: обучение детей обращению с деньгами
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу, 4 класс
Тема занятия: товарно-денежные отношения
Цель:
Раскрыть исторические аспекты возникновения товарообмена и денег как универсального товарообменного эквивалента;
Проследить путь открытий и изобретений в области экономических взаимоотношений;
Формирование у детей нравственных позиций по отношению к деньгам
Форма проведения: групповая, коллективная
Оборудование:
технический ресурс: интерактивная доска, документ-камера, презентация:
монеты разного достоинства;
выставка бумажных денежных купюр, задания для групп
ход занятия:
I Организация
II Актуализация знаний:
- Что такое экономика?
в переводе с греч. Oikos- дом, хозяйство, nomos- правило, закон).
Экономика – правило ведения хозяйства.
- Кому необходимы знания экономики?
(Всем, особенно экономистам, бизнесменам).
- Кто такой бизнесмен? Что такое бизнес?
(Бизнесмен – предприниматель. Бизнес – это предпринимательская деятельность, являющаяся источником личного обогащения, наживы).
- Какие знания из экономики нужны предпринимателю для ведения бизнеса?
(Конъюнктура рынка: рыночная активность, объемы продаж, цены, реклама, спрос, предложение), маркетинг, договоры, амортизация, деньги.
III Разгадайте кроссворд и сформулируйте тему нашего занятия:
1= Д
,,
Тема: деньги
Цель занятия: продолжите предложения:
Я узнаю…
Я научусь
Буду развивать…..
Учитель:
- Как вы понимаете, что такое деньги? (обучающиеся высказывают свое мнение)
- Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
1. Из истории денег: (презентация) 1 часть –учитель, 2 часть – ученик-консультант
История денег. Слайд 1
Самые разнообразные вещи использовались людьми в разных странах в качестве денег. В Древней Греции и Риме таким товаром стал крупный рогатый скот и соль. В северных частях нашего континента деньгами служили шкурки белок, лис, куниц, соболей. На территории современной Монголии – плиточный чай, у ацтеков – какао-бобы. Использовали также раковины, зубы свиней, собак, дельфинов, перья попугая. На Каролинских островах были в ходу каменные деньги в форме дисков от 5 см до 4 м и весом от 50 г до 1 тонны. В качестве денег также известны у разных народностей топоры, мечи, копья, наконечники стрел и т. д.
Слайд 2 В некоторых странах деньгами служили металлы – куски меди, железа, серебра, золота. Долгое время эти куски металла были похожи на что угодно, только не на монеты.
Слайд 3 Много веков прошло прежде чем металлы победили, вытеснили все другие виды денег. Постепенно основными денежными материалами становятся золото и серебро. Почему это произошло? Причин много.
1. Золото и серебро – прочные металлы, не портятся, их можно долго хранить.
2. Из металлов можно сделать равноценные куски. Это гораздо удобнее для торговли, чем волы или меховые шкурки.
3.Металлы могут легко дробиться и плавиться, при этом ценность самого металла не изменяется.
4.Металлы занимают мало места, их легко транспортировать.
5. Запасы драгоценных металлов ограничены.
Само название «монета» появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, жена Юпитера, главного бога римлян, богиня Юнона-Монета предупредила римлян о том, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм. Во дворе храма появился первый монетный двор. С тех пор металлические деньги и называют МОНЕТАМИ. Слайд 4
Слайд5 В Древнем Китае, в эпоху династии Тон были в обороте медные деньги «юань-пае» весом около 4 граммов. Это были мелкие монеты, и при совершении каждой сделки приходилось использовать огромное количество таких денег. Для облегчения торговых операций в 650 году император приказал написать на высококачественной бумаге денежные знаки «пае-цап». Это событие можно считать изобретением первых бумажных денег.
Но активное распространение бумажных денег началось в средневековой Европе. Впервые деньги в виде банковских билетов были выпущены в 1716 году во Франции по проекту министра финансов Джона Ло. С того времени и начался массовый выпуск и хождение бумажных денег. Слайд 6
Ученик:
История российских денег. Слайд 7
В России всего 100-200 лет назад многие крестьянские семьи вели натуральное хозяйство. Уже в XX веке в Сибири обнаружили семью староверов Лыковых. Еще до войны ушли они в лес и на протяжении десятков лет не общались с миром людей. Они тоже вели натуральное хозяйство. Александр Селькор, ставший прообразом знаменитого Робинзона Крузо, был вынужден вести натуральное хозяйство, так как оказался в изоляции от всего мира, попав на необитаемый остров.
А если сегодняшняя семья питается плодами своего приусадебного хозяйства, можно ли ее способ жизнедеятельности назвать натуральным хозяйством? Наверное, нет, так как семья живет не в полной изоляции, пользуется электричеством, газом, покупает одежду, продукты питания и т.д. Где нет обмена товарами, деньги просто не нужны.
Шло время, развивался человек и его хозяйство. Произошло разделение труда. Каждое племя стало добывать больше, чем нужно для собственного пропитания, у них появились излишки. Соседние племена стали обмениваться продуктами своего труда. Натуральный обмен становился все более затруднительным.
В северных областях «товарными» деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц. Память о «меховых деньгах» осталась в нашем языке в числительном «сорок». Слово «сорок» родственное слову «сорочка» (рубаха). Предполагают, что в древние времена на шитье мехового кафтана или шубы шла связка шкурок куницы или соболя, которую называли «сорок». Позже название «сорок» распространилось и на число 40.
У древних славян роль денег выполняли лен и изготовленная из него ткань – полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово – платить. Слайд 8
Серебряные монеты появились на Руси в Х веке. Назывались они «серебряники». В XII – XIII веках деньгами стали служить слитки серебра – гривны. Весили они 170-200 г и были прямоугольной или шестиугольной формы. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок.
Слайд 9 Солидная гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая «монета», и гривны стали рубить пополам. Так появились на свет «рубли». Во времена Монголо-татарского ига на Руси использовалась серебряная монета дирхема или денге (по-татарски «денге» - звенящий). Считается, что постепенно слово «денге» перешло в нашем языке в слово «деньги».
В 1534 году во время правления матери Ивана Грозного была создана единая для всего русского государства денежная система. На мелкой серебряной монете изображали всадника с мечом. На деньгах покрупнее чеканили всадника, вооруженного копьем. Такие монеты стали называть копейными – отсюда и произошло слово «копейка» слайд 10
При Петре I в обращение были введены копейки, гривенники, полтинники, рубли. Слайд 11
1 рубль – 100 копеек;
Полтина – 50 копеек;
Гривенник- 10 копеек;
Алтын – 3 копейки;
Копейка -4 полушки.
На медных пятаках рядом с надписью «5копеек» стояло 5 точек для неграмотных.
Первые русские бумажные деньги появились в 1769 году при Екатерине 1. они назывались ассигнациями. Деньги печатались в специальных местах – на монетных дворах в Москве и Петербурге. Слайд 12
б) Вопросы: - назовите два способа обмена
(бартер, купля-продажа)
бартер- прямой обмен одних товаров на другие;
купля – продажа – обмен, в котором участвуют деньги
в) Показ современных денежных купюр. Показ старых купюр (предварительный проект, выполненный ребятами, «Коллекция монет и бумажных денег»
IV Знакомство с новыми понятиями: безналичный расчет
Раньше на Руси деньги хранили в специальных мешочках, которые шили из плотной материи, и носили на поясе. Эти мешочки стали прообразом наших современных кошельков. Сейчас нет необходимости для расчетов носить большие суммы денег с собой. Да это и не безопасно! В современной экономике пользуются безналичным расчетом.
В этих экономических понятиях нам поможет разобраться наш помощник – Гном Эконом.
Гром отправляется в «Справочное бюро».
Чтение и знакомство с понятием: безналичный расчет.
Современный человек может пользоваться такой услугой банка как безналичный расчет.
Вспомните нашу экскурсию в Сберегательный Банк и назовите вид безналичного платежа. ( Пластиковые банковские карточки).
- Какие бывают пластиковые карточки?
- Какие платежи можно сделать с помощью пластиковой карты?
- Какими пластиковыми карточками пользуется ваша семья?
IV Практическая работа:
1. В каждой группе в «кошельках» российские монеты: 5 рублей, 10 рублей, 1 рубль
- Что изображено и написано на монетах? Сравните.
- Найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал, легенду. Опишите монету 1 рубль. Ребята высказывают свое предположение.
«Справочное бюро»: сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство 1 рубль – оборотная, называется «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображен герб, лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легендой.
V Нравственные стороны товарно-денежных отношений.
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием- ситуацией, которую нужно обсудить.
1 группа: «Хорошо доставить радость подруге».
2 группа: «Отрывок «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина».
3 группа: «Медвежья услуга».
4 группа: «Дорогой обмен».
Хорошо доставить радость подруге.
«Катя любит шить куклам одежду. Одно платье ей особенно удалось, и она показала его Тане, своей подруге. Таню всплеснула руками и воскликнула:
- Ой, какое красивое платьице! Сшей и моей кукле такое же, а я за это свяжу шапочку твоей кукле.
- Ладно, - согласилась Катя, - только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты свяжешь шапочку для моей куклы, а я сошью платье для твоей.»
Сын скупого рыцаря из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина сказал о деньгах так:
«О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит,
И как же служит?
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает
А золото спокойно в сундуках
Себе лежит. …..
Подумайте и ответьте: чем отличается бережливость от жадности и скупости?
Медвежья услуга.
«Перед началом первого урока Света вытащила из портфеля красивый календарь. Ее соседка по парте Ира сразу обратилась к ней:
- Ой, какой красивый календарик! Подари, а!
- Не могу, - ответила Света. Но, подумав, добавила:
- Давай, ты мне дашь списать домашнюю работу по математике, и тогда я дам тебе календарик…
Состоявшимся обменом обе девочки остались довольны, но Свете была оказана «медвежья услуга».
Дорогой обмен.
«У Ани был день рождения. Она принесла в класс конфеты и жевательные резинки, чтобы угостить одноклассников. Аня разделила угощение между всеми учениками поровну, но в её пакете остались ещё конфеты и жевательные резинки. На перемене к Ане подошла соседка по парте Наташа и попросила ещё одну жевательную резинку. Аня ответила, что «за просто так» больше никому не даст. И предложила обменять резинку на что-нибудь другое. Наташа, не задумываясь, сунула руку в карман и вытащила оттуда «бумажку». Бумажка оказалась денежной купюрой. Обмен произошёл»
VI. Учитель: - А теперь с нашими помощниками мы отправимся путешествовать по странам мира.
Задание: назвать национальную валюту каждой страны. (проверка домашнего задания: найти в СМИ названия валют 12 предложенных стран)
1группа: США, Канада, Франция. (доллар, канадский доллар, франк)
2 группа: Германия, Италия, Израиль. (марка, лира, шекель)
3 группа: Швеция, Дания, Испания. (крона, крона, песета)
4 группа: Япония, Китай, Индия. (иена, юань, рупия)
VII. Творческое задание:
- Этому высказыванию римского поэта и философа Горация более двух тысяч лет. Расшифруй его и запиши в «Копилку мудрости»
«Деньги бывают царем или рабом для того, кто скопил их»
VIII Итог урока.
«Пусть денег будет больше, но чтобы они были не самыми главными в жизни».
Рефлексия.
Игра «Дарц»: выстрел в «10» - все понял, могу научить других;
в «9» - понял, но нуждаюсь в помощи;
в «8» - испытываю трудности
Оценка обучающихся собственного участия в работе группы
Как хорошо я работал в группе |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей |
|
|
|
Я творчески и добросовестно работал над заданиями |
|
|
|
Я высказывал новые идеи |
|
|
|
Я вносил конструктивные предложения, был активным |
|
|
|
Домашнее задание: нарисовать собственные деньги, подобрать пословицы на тему занятия.
Используемая литература:
Т.Смирнова, Т.Проснякова «Путешествие в компании Белки и ее друзей», Изд.»Учебная литература», 2007
И.А.Сасова, Е.Н.Землянская, Экономика, изд.Вита -Пресс, Москва, 2018
И.В.Липсиц, Экономика, М, Вита-Пресс, 2000
В.А.Димов, М.Г.Карпунин, Т.В.Смирнова, Открытая книга предпринимательства, Техинвест, 1999
Л.Л.Любимов, Н.А.Ранева, Основы экономических знаний, М., Прогресс, 1995
8