Внеурочная деятельность в 5–6 классах «Привет, индивидуальность!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска
Рег. №____
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №___ руководитель ШМО Левковская Е.С. __________________________ от «___»______ 20___ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Андриксонова Е.А. __________________________ от «___»______ 20___ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Гармония» г. Можайска ______________________ Евтушенко Н.Н. Приказ от __________ №______ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности “Привет, индивидуальность!” _ Класс (ы) 5-6 Учитель Любимова Наталья Геннадиевна Срок реализации программы, учебный год 2015- 2017 Количество часов по учебному плану:
Программа составлена на основе: «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2013), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина. Рабочую программу составил (а) Любимова Наталья Геннадиевна подпись расшифровка подписи |
г. Можайск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2013), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.
I Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность.Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с младшими подростками отдаётся предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Практическая значимость.
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное.
Вид модифицированная, тип образовательная программа, ориентированная на достижение результатов в приобретении самостоятельного социального действия.
Цель данной программы: Развитие эмоционально – личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:
Формировать у обучающихсяпозитивную мотивацию к взаимодействию.
Развивать потребности в саморегуляции и освоение навыков регуляции собственного состояния и поведения.
Обучать обучающихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
Дать определённые социально – психологические знания.
Провести диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
Помочь в изучении и овладении индивидуализированных приёмов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Описание
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Отличительные особенности программы:
В результате прохождения программы у участников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий у участников занятийбудет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: отмечать конкретные поступки в предложенных ситуациях, которые можно оценить, самостоятельно определять и высказывать общие для всех правила поведения в социуме.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действийучастники научатся навыкам сотрудничества. Овладеют методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с окружающими.
В сфере познавательных универсальных учебных действий участники научатся работать с информацией, пользоваться словарями, анализировать и делать логические выводы по создавшимися ситуациям. Диагностировать и корректировать личностные качества и умения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий участники овладеют навыками управления своими действиями, научатся контролировать и корректировать свою самостоятельную деятельность.
3.
|
Тема занятия 5 класс |
Всего часов |
||||
т |
п |
|||||
1 |
Раздел 1. Личностные ресурсы. |
4 |
10 |
|||
2 |
Раздел 2. Личностные границы |
2 |
6 |
|||
3 |
Раздел 3 Эмоциональная сфера |
2 |
6 |
|||
4 |
Резерв |
4 |
||||
Всего |
34 |
|||||
6 класс |
||||||
1 |
Раздел 1. Самопознание |
4 |
5 |
|||
2 |
Раздел 2 Барьеры и конфликты |
5 |
9 |
|||
3 |
Раздел 3 Конструктивное общение |
4 |
4 |
|||
4 |
Резерв |
3 |
||||
4 |
Всего |
34 |
4. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов (школьник знает и понимает общественную жизнь) – приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов(школьник ценит общественную жизнь) – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, ОО, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.
Третий уровень результатов (школьник самостоятельно действует в общественной жизни) – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами ОО, в открытой общественной среде.
Диагностика результатов.
1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности.
2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.
3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера.
4.Педагогическое наблюдение.
5.Метод незаконченного предложения.
6. Участие в выставках.
7. Анкетирование.
8. В начале года проведение «Тесты способностей» позволяют выявить и измерить уровень развития определенных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания по определению уровня интеллектуальных способностей.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний
3. Учебно-тематический план
5 класс
Тема занятия |
Цель |
Всего часов |
Дата проведения |
|||||||
Ауд. |
Внеауд |
п |
ф |
|||||||
Раздел 1. Личностные ресурсы. |
14 |
|||||||||
1. Вводное занятие. Общение в жизни человека. |
Ознакомление детей с целью курса занятий. Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. |
1 |
7.09 3.09 |
2.09 01.09 |
||||||
2.Какая бывает информация? |
Формирование у обучающихся представления о соотношении вербальной и невербальной информации в общении. Создание условий для анализа обучающимися собственного опыта общения. Развитие навыка понимания невербальной информации. |
1 |
14.09 10.09 |
09.09 08.09 |
||||||
3. Час редактора. |
Создать условия для анализа обучающимися собственного опыта общения; |
1 |
21.09 17.09 |
16.09 15.09 |
||||||
4. Я здесь для того, чтобы… |
Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств. |
1 |
28.09 24.09 |
23.09 22.09 |
||||||
5. Я уникальный! Где искать ресурсы? |
Раскрытие участников у себя личностных ресурсов, необходимых для адаптации в социуме. |
1 |
12.10 1.10 |
30.09 29.09 |
||||||
6. «Успешность в общении» |
Познакомить участников с понятием «ресурс» |
1 |
19.10 15.10 |
12.10 15.10 |
||||||
7. Я общаюсь! Зачем? |
Формирование мотивации, направленной на исследование процессом коммуникации. Создание условий для исследования собственных коммуникативных сценариев. |
1 |
26.10. 22.10 |
19.10 22.10 |
||||||
8.Практическая работа. Описать, как уживаются в общении вербальная и невербальная информация |
Создать условия для развития у обучающихся навыка понимания невербальной информации. |
1 |
30.10 29.10 |
26.10 29.10 |
||||||
9. Хочу общаться! Где ресурс? |
Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых в социуме. |
1 |
2.11 05.11 |
2.11 05.11 |
||||||
10 Интеграционное занятие по исследованию ресурсов |
Создание условий для анализа, освоения и закрепления участниками своих ресурсных возможностей через проживание нового опыта преодоления трудностей. |
1 |
09.11 12.11 |
9.11 12.11 |
||||||
11.«Наполнение ресурсами». Динамическая – игра “Стоп-игра” |
Снизить ситуативную и межличностную тревожность. |
1 |
23.11 26.11 |
23.11 26.11 |
||||||
12.Формирование группового ресурса. |
Снизить ситуативную и межличностную тревожность |
1 |
30.11 03.12 |
30.11 03.12 |
||||||
13.Упражнение «Приветствие разными частями тела»». |
Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых в социуме. |
1 |
07.12. 10.12 |
07.12 10.12 |
||||||
14. Урок-игра: “Личностные ресурсы” |
Закрепить знания в своей практической деятельности. |
1 |
14.12. 17.12 |
14.12 17.12 |
||||||
Раздел 2. Личностные границы |
8 |
|||||||||
15. Я и мои границы |
Создание условий для безопасного исследования подростками особенностей своих личностных границ. |
1 |
21.12 24.12 |
21.12 24.12 |
||||||
16.Игра «Аукцион идей». |
Формировать мотивацию, направленную на исследование процессов коммуникации. |
1 |
28.12 14.01 |
28.12 14.01 |
||||||
17. Границы – моя безопасность |
Развитие и коррекция социальных умений, связанных с освоением своего личностного пространства, осознание особенностей своих границ. |
1 |
11.01 21.01 |
11.01 21.01 |
||||||
18. Мои и чужие границы |
Развитие и коррекция социальных умений, связанных с освоением своего и чужого личностного пространства, исследование своих и чужих границ. |
1 |
18.01 28.01 |
18.01 28.01 |
||||||
19. Интеграционное занятие по исследованию границ |
Актуализация личностных ресурсов, необходимых для построения контактов с другими участниками, освоение коммуникативных навыков, связанных с контактом. |
1 |
25.01 11.02 |
25.01 11.02 |
||||||
20 Упражнение «Интервью». |
Способствовать желанию самосовершенствования. |
1 |
01.02 18.02 |
15.02 18.02 |
||||||
21.Упражнение «Театр перчаток и носков» |
Способствовать желанию самосовершенствования. |
1 |
08.02 25.02 |
20.02 25.02 |
||||||
22 Урок-игра: “Личностные границы” |
Закрепить знания в своей практической деятельности. |
1 |
15.02 03.03 |
29.02 03.03 |
||||||
Раздел 3 Эмоциональная сфера |
8 |
|||||||||
23. Язык чувств |
Осознание участниками особенностей и типичных проявлений своей эмоциональной сферы. Расширение ролевого репертуара; освоение новых способов эмоционального реагирования. |
1 |
29.02 10.03 |
14.03 10.03 |
||||||
24. Мои чувства и их выражение |
Создание условий для анализа и исследования участниками многообразия способов предъявления эмоций, формирование культуры эмоциональных проявлений. Исследование чувств и эмоциональных состояний участников. |
1 |
14.03 17.03 |
21.03 17.03 |
||||||
25. Агрессия и гнев |
Обобщение и структурирование знаний и опыта участников о проявлениях агрессивности. Формирование культуры эмоциональных проявлений. |
1 |
21.03 24.03 |
28.03 24.03 |
||||||
26. Страх и тревога |
Обобщение и структурирование знаний и опыта участников о проявлениях страха и тревоги. Формирование культуры эмоциональных проявлений. |
1 |
28.03 31.03 |
4.04 31.03 |
||||||
27. Интеграционное занятие по первому модулю |
Актуализация и анализ опыта, полученного на прошедших занятиях. Повышение у участников личностной активности. |
1 |
4.04 7.04 |
11.04 07.04 |
||||||
28. Гора моей индивидуальности |
Интеграция и обобщение полученного опыта на занятиях. |
1 |
11.04 21.04 |
18.04 21.04 |
||||||
29.Упражнение «Качества, наполняющие бокал». |
Создать благоприятную и доверительную атмосферу. |
1 |
18.04 28.04 |
25.04 28.04 |
||||||
30. Урок-игра: “Эмоциональная сфера” |
Создать благоприятную и доверительную атмосферу. |
25.04 05.05 |
16.05 05.05 |
|||||||
Резерв 31-34 |
3 |
02.05-30.05 12.05-26.05 |
||||||||
Всего: |
34 |
6 класс
Тема занятия |
Цель |
Всего часов |
Дата проведения |
|||||
Ауд. |
Внеауд |
п |
ф |
|||||
Раздел 1. Самопознание |
9 |
|||||||
Общение в жизни человека |
Представление о значении общения в жизни человека |
1 |
5.09 2.09 |
|||||
2. Зачем нужно знать себя? |
Формирование у участников представление о себе |
1 |
12.09 9.09 |
|||||
3. Я глазами других. |
Формирование способности к самоанализу, самосовершенствованию. |
1 |
19.09 16.09 |
|||||
4. Мое я. |
Формирование способности к самоанализу, самосовершенствованию. |
1 |
26.09 23.09 |
|||||
5. Самооценка |
Развитие навыков самоанализа и самооценки. |
1 |
3.10 30.09 |
|||||
6. Самоанализ |
Развитие навыков самоанализа и самооценки. |
1 |
17.10 7.10 |
|||||
7. Мои внутренние друзья и враги |
Определение эмоциональных состояний других людей. |
1 |
24.10 21.10 |
|||||
8. Как справиться с плохим настроением |
Тренировка умения владеть своими эмоциями. |
1 |
31.10 28.10 |
|||||
9. «Ярмарка» достоинств |
Закрепление навыков самоанализа. Преодоление барьеров на пути самокритики. |
1 |
7.11 4.11 |
|||||
Раздел 2 Барьеры и конфликты |
14 |
|||||||
10. Что такое конфликт? |
Знакомство с понятием «конфликт». |
1 |
14.11 11.11 |
|||||
11. Почему люди ссорятся? |
Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации |
1 |
28.11 18.11 |
|||||
12. Барьеры общения |
Определение понятия вербальный барьер общения, поиск альтернативных вариантов. |
1 |
5.12 2.12 |
|||||
13. Способы решения конфликтов с родителями |
Формирование представлений о причинах возникновения конфликта между близкими; умение устанавливать причинно-следственные связи, характеризующие конфликтную ситуацию с родителями. |
1 |
12.12 9.12 |
|||||
14. Мои одноклассники и одноклассницы |
Оптимизация внутригруппового сотрудничества; формирование привычки считаться с различиями между людьми. |
1 |
19.12 16.12 |
|||||
15 Мой класс в целом. |
Оптимизация внутригруппового сотрудничества; формирование привычки считаться с различиями между людьми |
1 |
26.12 23.12 |
|||||
16.Предотвращение конфликта. |
Обработка ситуаций предотвращения конфликтов. Диагностика конфликтности. |
1 |
9.01 30.12 |
|||||
17 Игровое занятие Тест – игра «С тобой приятно общаться» |
Обработка ситуаций предотвращения конфликтов. Диагностика конфликтности. |
1 |
16.01 13.01 |
|||||
18. Умение слушать |
Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими |
1 |
23.01 20.01 |
|||||
19.Упражнение “Снежинки” |
Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими |
1 |
30.01 27.01 |
|||||
20. Уверенное и неуверенное поведение |
Понятие сильной личности, выработка уверенного поведения. |
1 |
6.02 3.02 |
|||||
21. Мое поведение |
Понятие сильной личности, выработка уверенного поведения. |
1 |
13.02 10.02 |
|||||
22. Нужна ли агрессия |
Формирование собственного представления и отношения к проблеме. Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии. |
1 |
27.02 17.02 |
|||||
23. Пойми меня |
Формирование умения понимать друг друга и принимать обратные связи. |
1 |
6.03 3.03 |
|||||
Конструктивное общение |
8 |
|||||||
24. Мои проблемы |
Знакомство с термином «проблема», осознание проблем и их обсуждение. |
1 |
13.03 10.03 |
|||||
25. Обиды |
Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться. |
1 |
20.03 17.03 |
|||||
26. Критика |
Знакомство с понятием «критика» и отработка навыков правильного реагирования на критику. |
1 |
27.03 24.03 |
|||||
27. Комплименты или лесть |
Умение видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения. |
1 |
3.04 31.03 |
|||||
28. Груз привычек. |
Совершенствование навыков самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек |
1 |
17.04 7.04 |
|||||
29. Вежливость. |
Определение понятия «вежливость» и осмысление своего отношения к окружающим. |
1 |
24.04 21.04 |
|||||
30. Азбука перемен |
Закрепление полученных знаний |
1 |
1.05 28.04 |
|||||
31. Вместе - лучше? |
Показать биологическую основу различий в поведении людей. Понимание необходимости позитивной реалистической самооценки и самопринятия. Формирование позитивного образа будущего. |
1 |
8.05 5.05 |
|||||
Резерв 32-34 |
3 |
15.05-29.05 |
||||||
Всего |
34 |
Содержание программы
5 класс |
||
Раздел 1. Личност ные ресурсы |
Понятие «общение». Общение в жизни человека. Личностные ресурсы, границы. Эмоциональная сфера. |
14 |
Практика 10 ч. Анкета «Незаконченное высказывание». Игры, упражнения, динамическая пауза. |
||
Раздел 2. Личностные границы |
Понятие, свойство и функция границ. Значимость своих границ и создание условий уважительного отношения к чужим границам. |
8 |
Практика 6 ч.Актуализация личностных ресурсов. Рисунок своих границ. Игры, упражнения. |
||
Раздел 3. Эмоциональная сфера |
Знакомство с понятиями «чувства», «эмоции», «страх», «гнев», «эмпатия». Типичные проявления эмоциональной сферы. Интеграция и обобщение полученных знаний. Ресурсы и ограничения эмоций гнева. Ресурсы и ограничения страха и тревоги. |
8 |
Практика 6 чАктуализация и анализ опыта, полученного на занятиях. Игры, упражнения, диагностика. |
||
Резерв |
4 |
|
Всего |
34 |
|
6 класс |
||
Раздел 1 Самопознание |
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Понятие «самооценка». Мои внутренние друзья и враги. Понятие «самооценка». Самопонимание и самосознание. Я - концепция. |
9 |
Практика (5ч) Упражнение «Цвет настроения». Упражнение «Я рад общаться с тобой».Игра «Ассоциации». Игра «Ярмарка». Тренинг. |
||
Раздел 2 Барьеры и конфликты |
Понятие «общение». Общение в жизни человека. Какие бывают барьеры общения. Понятие «конфликт», «агрессия»». Стили разрешения конфликтов. |
15 |
Практика (10ч) Тест «Коэффициент моей общительности». Тест – игра «С тобой приятно общаться». Барьеры на пути информации. Барьеры, которые создаю я сам.Упражнение «Снежинки». Игра «Разожми кулак». Игра «Толкалки без слов». Игра «Необитаемый остров». Упражнение «Рисуем вдвоём». Упражнение «Кулак». Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Тренинг. |
||
Раздел 3 Конструктивное общение |
Знакомство с терминами «проблема», «обида», «критика», «вежливость». Способы конструктивного поведения в конфликте. Творческое разрешение конфликтных ситуаций. |
8 |
Практика (4ч) Тест К. Томаса «Описание поведения». Игра «Испорченный телефон». Игра «Пойми меня». Тест «Умеешь ли ты слушать?» Тренинг. Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Упражнение «Скажи комплимент». |
||
Резерв |
3 |
|
Всего |
34 |
Методическое обеспечение программы
IОписание основных способов и форм работы с детьми.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
II Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).
Эмпирические(анкетирование, тестирование).
Ш Перечень дидактических материалов.
Мячи
Бокал
Соль
Сахар
Перец
Бланки с вопросами
Перчатки
Носки
Список характеризующих качеств, помогающих в общении;
Листочки с контурами человечка;
Картинки из цветных журналов;
Колпачок от шариковой ручки
Текст для упражнений.
Тесты
Листы наблюдений
Анкеты
Список литературы
1. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст]: Практическое пособие / И.П. Воропаева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 136 с.
2. Евлампиева М. Перекрёстки возможностей [Текст]: Программа развития социальных навыков младших подростков / М. Евлампиева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 31с.
3. Микляева, А.В. Я-подросток. Я среди других людей [Текст]: Программа уроков психологии/И.В. Микляева. СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 118с.
4. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: Практическое пособие / Н.П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 537.
5.Игры – обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры [Текст]: Практическое пособие / под редакцией В.В. Петрусинского. – М.: ГЦ «ЭНРОФ», 1994. – 132 с.6 с.
6. 9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / К. Фоппель – в 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998. – 160
Литература для родителей
1. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе [Текст]: Практическое пособие / А.С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агенство, 2011 – 140.
2. Понамаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников [Текст]: Пособие для педагога / Л.П.Пономаренко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
Литература для обучающихся
1. Я и другие. Тренинги социальных навыков [Текст]: для учащихся 1-11-х классов / под ред. В.А. Родионова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с.