Внеурочная деятельность в 5–6 классах «Привет, индивидуальность!»

4
0
Материал опубликован 29 August 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска

Рег. №____

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №___

руководитель ШМО

Левковская Е.С.

__________________________

от «___»______ 20___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Андриксонова Е.А.

__________________________

от «___»______ 20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ «Гармония»

г. Можайска

______________________

Евтушенко Н.Н.

Приказ от __________ №______

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Привет, индивидуальность!”

_

Класс (ы) 5-6

Учитель Любимова Наталья Геннадиевна

Срок реализации программы, учебный год 2015- 2017

Количество часов по учебному плану:

 

5 класс

6 класс

в год

34

34

в неделю

1

1

Программа составлена на основе:

«Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2013), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.

Рабочую программу составил (а) Любимова Наталья Геннадиевна

подпись расшифровка подписи

г. Можайск

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с  программой «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2013), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.


 

I Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

Актуальность.Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с младшими подростками отдаётся предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Практическая значимость.

наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное.

Вид модифицированная, тип образовательная программа, ориентированная на достижение результатов в приобретении самостоятельного социального действия.

Цель данной программы: Развитие эмоционально – личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:

Формировать у обучающихсяпозитивную мотивацию к взаимодействию.

Развивать потребности в саморегуляции и освоение навыков регуляции собственного состояния и поведения.

Обучать обучающихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

Дать определённые социально – психологические знания.

Провести диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

Помочь в изучении и овладении индивидуализированных приёмов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Описание

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Отличительные особенности программы:

В результате прохождения программы у участников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий у участников занятийбудет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: отмечать конкретные поступки в предложенных ситуациях, которые можно оценить, самостоятельно определять и высказывать общие для всех правила поведения в социуме.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действийучастники научатся навыкам сотрудничества. Овладеют методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с окружающими.

В сфере познавательных универсальных учебных действий участники научатся работать с информацией, пользоваться словарями, анализировать и делать логические выводы по создавшимися ситуациям. Диагностировать и корректировать личностные качества и умения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий участники овладеют навыками управления своими действиями, научатся контролировать и корректировать свою самостоятельную деятельность.

3.

 

 
п/п

 

Тема занятия

5 класс

Всего часов

 

т

п

1

Раздел 1. Личностные ресурсы.

4

10

2

Раздел 2. Личностные границы

2

6

3

Раздел 3 Эмоциональная сфера

2

6

4

Резерв

4

 

Всего

34

 

6 класс

 

1

Раздел 1. Самопознание

4

5

2

Раздел 2 Барьеры и конфликты

5

9

3

Раздел 3 Конструктивное общение

4

4

4

Резерв

3

4

Всего

34

4. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов (школьник знает и понимает общественную жизнь) – приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов(школьник ценит общественную жизнь) – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, ОО, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.

Третий уровень результатов (школьник самостоятельно действует в общественной жизни) – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами ОО, в открытой общественной среде.


 

Диагностика результатов.

1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности.

2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.

3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера.

4.Педагогическое наблюдение.

5.Метод незаконченного предложения.

6. Участие в выставках.

7. Анкетирование.

8. В начале года проведение «Тесты способностей» позволяют выявить и измерить уровень развития определенных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания по определению уровня интеллектуальных способностей.

В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний


 


 


 


 


 


 


 

3. Учебно-тематический план

5 класс

Тема занятия

Цель

Всего часов

Дата

проведения

Ауд.

Внеауд

п

ф

Раздел 1. Личностные ресурсы.

14

   

1. Вводное занятие. Общение в жизни человека.

Ознакомление детей с целью курса занятий. Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.

1

 

7.09

3.09

2.09

01.09

2.Какая бывает информация?

Формирование у обучающихся представления о соотношении вербальной и невербальной информации в общении. Создание условий для анализа обучающимися собственного опыта общения. Развитие навыка понимания невербальной информации.

 

1

14.09

10.09

09.09

08.09

3. Час редактора.

Создать условия для анализа обучающимися собственного опыта общения;

 

1

21.09

17.09

16.09

15.09

4. Я здесь для того, чтобы…

Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств.

 

1

28.09

24.09

23.09

22.09

5. Я уникальный! Где искать ресурсы?

Раскрытие участников у себя личностных ресурсов, необходимых для адаптации в социуме.

 

1

12.10

1.10

30.09

29.09

6. «Успешность в общении»

Познакомить участников с понятием «ресурс»

1

 

19.10

15.10

12.10

15.10

7. Я общаюсь! Зачем?

Формирование мотивации, направленной на исследование процессом коммуникации. Создание условий для исследования собственных коммуникативных сценариев.

 

1

26.10.

22.10

19.10

22.10

8.Практическая работа. Описать, как уживаются в общении вербальная и невербальная информация

Создать условия для развития у обучающихся навыка понимания невербальной информации.

 

1

30.10

29.10

26.10

29.10

9. Хочу общаться! Где ресурс?

Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых в социуме.

 

1

2.11

05.11

2.11

05.11

10 Интеграционное занятие по исследованию ресурсов

Создание условий для анализа, освоения и закрепления участниками своих ресурсных возможностей через проживание нового опыта преодоления трудностей.

1

 

09.11

12.11

9.11

12.11

11.«Наполнение ресурсами». Динамическая – игра “Стоп-игра”

Снизить ситуативную и межличностную тревожность.

 

1

23.11

26.11

23.11

26.11

12.Формирование группового ресурса.

Снизить ситуативную и межличностную тревожность

1

 

30.11

03.12

30.11

03.12

13.Упражнение «Приветствие разными частями тела»».

Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых в социуме.

 

1

07.12.

10.12

07.12

10.12

14. Урок-игра: “Личностные ресурсы”

Закрепить знания в своей практической деятельности.

 

1

14.12.

17.12

14.12

17.12

Раздел 2. Личностные границы

8

   

15. Я и мои границы

Создание условий для безопасного исследования подростками особенностей своих личностных границ.

1

 

21.12

24.12

21.12

24.12

16.Игра «Аукцион идей».

Формировать мотивацию, направленную на исследование процессов коммуникации.

1

 

28.12

14.01

28.12

14.01

17. Границы – моя безопасность

Развитие и коррекция социальных умений, связанных с освоением своего личностного пространства, осознание особенностей своих границ.

 

1

11.01

21.01

11.01

21.01

18. Мои и чужие границы

Развитие и коррекция социальных умений, связанных с освоением своего и чужого личностного пространства, исследование своих и чужих границ.

 

1

18.01

28.01

18.01

28.01

19. Интеграционное занятие по исследованию границ

Актуализация личностных ресурсов, необходимых для построения контактов с другими участниками, освоение коммуникативных навыков, связанных с контактом.

 

1

25.01

11.02

25.01

11.02

20 Упражнение «Интервью».

Способствовать желанию самосовершенствования.

 

1

01.02

18.02

15.02

18.02

21.Упражнение «Театр перчаток и носков»

Способствовать желанию самосовершенствования.

 

1

08.02

25.02

20.02

25.02

22 Урок-игра: “Личностные границы”

Закрепить знания в своей практической деятельности.

 

1

15.02

03.03

29.02

03.03

Раздел 3 Эмоциональная сфера

8

   

23. Язык чувств

Осознание участниками особенностей и типичных проявлений своей эмоциональной сферы. Расширение ролевого репертуара; освоение новых способов эмоционального реагирования.

1

 

29.02

10.03

14.03

10.03

24. Мои чувства и их выражение

Создание условий для анализа и исследования участниками многообразия способов предъявления эмоций, формирование культуры эмоциональных проявлений. Исследование чувств и эмоциональных состояний участников.

 

1

14.03

17.03

21.03

17.03

25. Агрессия и гнев

Обобщение и структурирование знаний и опыта участников о проявлениях агрессивности. Формирование культуры эмоциональных проявлений.

1

 

21.03

24.03

28.03

24.03

26. Страх и тревога

Обобщение и структурирование знаний и опыта участников о проявлениях страха и тревоги. Формирование культуры эмоциональных проявлений.

 

1

28.03

31.03

4.04

31.03

27. Интеграционное занятие по первому модулю

Актуализация и анализ опыта, полученного на прошедших занятиях. Повышение у участников личностной активности.

 

1

4.04

7.04

11.04

07.04

28. Гора моей индивидуальности

Интеграция и обобщение полученного опыта на занятиях.

 

1

11.04

21.04

18.04

21.04

29.Упражнение «Качества, наполняющие бокал».

Создать благоприятную и доверительную атмосферу.

 

1

18.04

28.04

25.04

28.04

30. Урок-игра: “Эмоциональная сфера”

Создать благоприятную и доверительную атмосферу.

   

25.04

05.05

16.05

05.05

Резерв 31-34

 

3

 

02.05-30.05

12.05-26.05

Всего:

 

34

     


 


 

6 класс

Тема занятия

Цель

Всего часов

Дата

проведения

Ауд.

Внеауд

п

ф

Раздел 1. Самопознание

9

 

Общение в жизни человека

Представление о значении общения в жизни человека

1

 

5.09

2.09

 

2. Зачем нужно знать себя?

Формирование у участников представление о себе

1

 

12.09

9.09

 

3. Я глазами других.

Формирование способности к самоанализу, самосовершенствованию.

1

 

19.09

16.09

 

4. Мое я.

Формирование способности к самоанализу, самосовершенствованию.

 

1

26.09

23.09

 

5. Самооценка

Развитие навыков самоанализа и самооценки.

1

 

3.10

30.09

 

6. Самоанализ

Развитие навыков самоанализа и самооценки.

 

1

17.10

7.10

 

7. Мои внутренние друзья и враги

Определение эмоциональных состояний других людей.

 

1

24.10

21.10

 

8. Как справиться с плохим настроением

Тренировка умения владеть своими эмоциями.

 

1

31.10

28.10

 

9. «Ярмарка» достоинств

Закрепление навыков самоанализа. Преодоление барьеров на пути самокритики.

 

1

7.11

4.11

 

Раздел 2 Барьеры и конфликты

14

   

10. Что такое конфликт?

Знакомство с понятием «конфликт».

1

 

14.11

11.11

 

11. Почему люди ссорятся?

Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации

 

1

28.11

18.11

 

12. Барьеры общения

Определение понятия вербальный барьер общения, поиск альтернативных вариантов.

 

1

5.12

2.12

 

13. Способы решения конфликтов с родителями

Формирование представлений о причинах возникновения конфликта между близкими; умение устанавливать причинно-следственные связи, характеризующие конфликтную ситуацию с родителями.

 

1

12.12

9.12

 

14. Мои одноклассники и одноклассницы

Оптимизация внутригруппового сотрудничества; формирование привычки считаться с различиями между людьми.

1

 

19.12

16.12

 

15 Мой класс в целом.

Оптимизация внутригруппового сотрудничества; формирование привычки считаться с различиями между людьми

 

1

26.12

23.12

 

16.Предотвращение конфликта.

Обработка ситуаций предотвращения конфликтов. Диагностика конфликтности.

1

 

9.01

30.12

 

17 Игровое занятие Тест – игра «С тобой приятно общаться»

Обработка ситуаций предотвращения конфликтов. Диагностика конфликтности.

 

1

16.01

13.01

 

18. Умение слушать

Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими

1

 

23.01

20.01

 

19.Упражнение “Снежинки”

Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими

 

1

30.01

27.01

 

20. Уверенное и неуверенное поведение

Понятие сильной личности, выработка уверенного поведения.

1

 

6.02

3.02

 

21. Мое поведение

Понятие сильной личности, выработка уверенного поведения.

 

1

13.02

10.02

 

22. Нужна ли агрессия

Формирование собственного представления и отношения к проблеме. Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии.

 

1

27.02

17.02

 

23. Пойми меня

Формирование умения понимать друг друга и принимать обратные связи.

 

1

6.03

3.03

 

Конструктивное общение

 

8

   

24. Мои проблемы

Знакомство с термином «проблема», осознание проблем и их обсуждение.

1

 

13.03

10.03

 

25. Обиды

Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться.

1

 

20.03

17.03

 

26. Критика

Знакомство с понятием «критика» и отработка навыков правильного реагирования на критику.

1

 

27.03

24.03

 

27. Комплименты или лесть

Умение видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения.

1

 

3.04

31.03

 

28. Груз привычек.

Совершенствование навыков самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек

 

1

17.04

7.04

 

29. Вежливость.

Определение понятия «вежливость» и осмысление своего отношения к окружающим.

 

1

24.04

21.04

 

30. Азбука перемен

Закрепление полученных знаний

 

1

1.05

28.04

 

31. Вместе - лучше?

Показать биологическую основу различий в поведении людей. Понимание необходимости позитивной реалистической самооценки и самопринятия. Формирование позитивного образа будущего.

 

1

8.05

5.05

 

Резерв 32-34

 

3

15.05-29.05

12.05-26.05

 

Всего

 

34

   

 


 


 


 


 


 

Содержание программы

 

5 класс

 

Раздел 1. Личност

ные ресурсы

Понятие «общение». Общение в жизни человека. Личностные ресурсы, границы. Эмоциональная сфера.

14

Практика 10 ч. Анкета «Незаконченное высказывание». Игры, упражнения, динамическая пауза.

Раздел 2. Личностные границы

Понятие, свойство и функция границ. Значимость своих границ и создание условий уважительного отношения к чужим границам.

8

Практика 6 ч.Актуализация личностных ресурсов. Рисунок своих границ. Игры, упражнения.

Раздел 3. Эмоциональная сфера

Знакомство с понятиями «чувства», «эмоции», «страх», «гнев», «эмпатия». Типичные проявления эмоциональной сферы. Интеграция и обобщение полученных знаний. Ресурсы и ограничения эмоций гнева. Ресурсы и ограничения страха и тревоги.

8

Практика 6 чАктуализация и анализ опыта, полученного на занятиях. Игры, упражнения, диагностика.

 

Резерв

4

 

Всего

34

 

6 класс

 

Раздел 1 Самопознание

Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Понятие «самооценка». Мои внутренние друзья и враги. Понятие «самооценка». Самопонимание и самосознание. Я - концепция.

9

Практика (5ч) Упражнение «Цвет настроения». Упражнение «Я рад общаться с тобой».Игра «Ассоциации». Игра «Ярмарка». Тренинг.

Раздел 2 Барьеры и конфликты

Понятие «общение». Общение в жизни человека. Какие бывают барьеры общения. Понятие «конфликт», «агрессия»». Стили разрешения конфликтов.

15

Практика (10ч)

Тест «Коэффициент моей общительности». Тест – игра «С тобой приятно общаться». Барьеры на пути информации. Барьеры, которые создаю я сам.Упражнение «Снежинки». Игра «Разожми кулак». Игра «Толкалки без слов». Игра «Необитаемый остров». Упражнение «Рисуем вдвоём». Упражнение «Кулак». Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Тренинг.

Раздел 3 Конструктивное общение

Знакомство с терминами «проблема», «обида», «критика», «вежливость». Способы конструктивного поведения в конфликте. Творческое разрешение конфликтных ситуаций.

8

Практика (4ч)

Тест К. Томаса «Описание поведения». Игра «Испорченный телефон». Игра «Пойми меня». Тест «Умеешь ли ты слушать?» Тренинг.

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Упражнение «Скажи комплимент».

 

Резерв

3

 

Всего

34

Методическое обеспечение программы

IОписание основных способов и форм работы с детьми.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

II Основные методы организации учебно-воспитательного процесса

Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).

Эмпирические(анкетирование, тестирование).

Ш Перечень дидактических материалов.

Мячи

Бокал

Соль

Сахар

Перец

Бланки с вопросами

Перчатки

Носки

Список характеризующих качеств, помогающих в общении;

Листочки с контурами человечка;

Картинки из цветных журналов;

Колпачок от шариковой ручки

Текст для упражнений.

Тесты

Листы наблюдений

Анкеты


 


 

Список литературы


 

1. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст]: Практическое пособие / И.П. Воропаева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 136 с.

2. Евлампиева М. Перекрёстки возможностей [Текст]: Программа развития социальных навыков младших подростков / М. Евлампиева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 31с.

3. Микляева, А.В. Я-подросток. Я среди других людей [Текст]: Программа уроков психологии/И.В. Микляева. СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 118с.

4. Слободяник, Н.П.    Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: Практическое пособие / Н.П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 537.

5.Игры – обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры [Текст]: Практическое пособие / под редакцией В.В. Петрусинского. – М.: ГЦ «ЭНРОФ», 1994. – 132 с.6 с.

6. 9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / К. Фоппель – в 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998. – 160


 

Литература для родителей

1. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе [Текст]: Практическое пособие / А.С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агенство, 2011 – 140.

2. Понамаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников [Текст]: Пособие для педагога / Л.П.Пономаренко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

Литература для обучающихся

1. Я и другие. Тренинги социальных навыков [Текст]: для учащихся 1-11-х классов / под ред. В.А. Родионова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.