Программа внеурочной деятельности «История в лицах» (5–6 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
Программа внеурочной деятельности
«История в лицах»
5-6 классы
35ч., 1 час в недел
Руководитель: Коленченко Е.М
П. Мулино
2017
Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
Заседанием Педагогического совета Директор МАОУ Гимназия№1
Протокол №
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6 классы).
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа ориентирована на современные приоритеты. В 5 классе учебная программа предусматривает изучение первого периода Всеобщей истории. Историю своего Отечества ученики начинают изучать в 6 классе. Поэтому необходимо познакомить детей с выдающимися личностями отечественной истории и самыми значительными событиями истории России и Нижегородского края .
Во все эпохи историки уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. История Нижегородского края и всей России щедро одушевлена государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками. Все они - "живое лицо русской истории", и без них история - просто перечисление событий. Составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.
Новизна программы в том, что она ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской и нижегородской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Программа имеет практическое значение – приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (учащихся 5-6 х классов ) и рассчитана на 2 года , 70 часов,1 занятия в неделю. Предполагает интеграцию с историей, обществознанием, литературой, МХК.
Программа имеет следующие особенности:
проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);
создание познавательных ситуаций;
часть времени отводится для игровой деятельности, творческой работы учащихся;
в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе..
Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами истории.
Цели:
осмысление роли личности в истории и роли великих деятелей в судьбе Нижегородского края и всей России;
организация познавательной деятельности обучающихся;
включение школьников в различные гуманитарные акции, позволяющие приобрести важный опыт социальной деятельности.
Задачи:
Обучающие: расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;
Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;
формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.
Основные методы:
словесно – репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.
Основные формы занятий:
познавательные занятия;
интерактивные беседы, практикумы;
творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).
исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;
познавательные акции;
консультации.
Виды деятельности учащихся:
- активное участие в обсуждении темы занятий;
-практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
-подготовка презентаций, творческих работ, проектов;
-выступления на занятиях, школьных мероприятиях;
-участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, районного, областного уровня.
Предполагаемые результаты реализации программы:
развитие целого ряда компетенций: гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.
Важнейшие личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.
Метапредметные результаты: способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.
Предметные результаты: более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и Нижегородского края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.
В результате изучения истории в рамках кружка ученик должен знать/ понимать
- имена выдающихся деятелей отечественной истории; основные события героических страниц истории Нижегородского края и России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.
Уметь характеризовать: адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,
объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;
приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска и использования исторической информации;
- изложения собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;
- осуществления творческих работ и проектов по исторической тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.
Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, патриотических акциях. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
Кабинет истории
Школьный музей
Библиотека
Мультимедийный компьютер
Карты, учебные пособия
Иллюстративный материал, дополнительная литература
Учебно-методический комплекс:
1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших времен. Программа.Н.Новгород. НИРО.2015.
2.Наш край:книга для чтения. Н.Новгород, 2008.3. Учебно-методическое пособие. К 400-летию Дома Романовых. М., 2013.
4.Федоров В.Д. История Нижегородской области.Н.Новгород. 2010
5.Селезнев Ф.А. История Нижегородского края. Н. Новгород, 2015.
6.Иткин Э.С..Дни воинской славы России. Н.Новгород, 2007.
Содержание программы. 1 год обучения.
Введение. Человек – творец истории. 6ч.
Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и Нижегородского края.
Понятие об исторических источниках и их видах.Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Знаменательные даты 2016-2017гг.
Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.
Раздел 1. Древняя Русь. 9ч.
Возникновение Земли русской. Нестор «Повесть временных лет» Легенды об основании Нижнего Новгорода. Первые киевские князья. Князь Юрий Всеволодович –основатель Нижнего Новгорода.
Вещий Олег.Князь Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.
Святослав – князь-полководец. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Мудрое правление Ярослава Мудрого. Борьба русских князей с кочевниками. Крестовый поход князя Владимира Мономаха против половцев. Герои русских сказок и былин. Нижегородские сказания.
Раздел 2. Удельная Русь. 11ч.
Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Крестоносцы. Образование державы Чингиз-хана.
Александр Невский – князь –полководец. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и Нижегородский край.
Александр Невский – лицо России. Память о полководце в Нижегородском крае.
Образование московского княжества. Московские князья и Нижегородский край.
Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол. Битва на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. Козельск - Злой город. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.
Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Дмитрий Донской и Нижегородский край.
Стояние на Угре – освобождение России от татаро-монгольского ига.
Обобщение. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.
Раздел 3. Московская Русь – Россия. 8ч.
Роль Ивана 3 в образовании России. История герба России. Московский и Нижегородский Кремли. Походы Ивана Грозного и расширение территории России. Казанский поход. Иван Грозный и Нижегородский Край.
Обобщение. Презентация лучших проектов.
Содержание программы. 2 год обучения.
Введение.
Исторические источники. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете. Алгоритм подготовки проектов.
Знаменитые личности и Дни воинской славы России. Федеральный закон 13мая 1995г № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России».
Александр Невский и День победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Дмитрий Донской и день победы в Куликовской битве. День народного единства и Минин и Пожарский.
Раздел 4. Смута. 13час.
Смута – тяжелейший период отечественной истории. Смута на карте. Герои и антигерои Смутного времени.
Нижегородский край и Смутное время.Минин и Пожарский – первые граждане России. Петр Первый о Минине и Пожарском. Нижегородские памятники Смутного времени.
Раздел 5. Первые Романовы. 9час.
Земский собор 1613г. Претенденты на российский трон.
Первые Романовы. Михаил и Алексей Романовы.
Известные личности эпохи первых Романовых: Патриарх Никон, Ордин – Нащокин, Степан разин, Богдан Хмельницкий.
Память о первых Романовых.
6. Подготовка и защита проектов. 6час..
Алгоритм работы над творческими проектами. Особенности презентации проектов.
Презентации лучших творческих проектов.
Обобщение. Великие имена России. Итоги деятельности. Рефлексия. Резерв. 1час.
Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.
№ п/п |
Название темы, раздела |
Количество часов |
1-6 |
Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. История России – часть Всемирной истории. История Нижегородского края –часть отечественной истории. Практикум (2ч.) Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Экскурсия в школьный музей. Практикум (2ч.). Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Знаменательные даты 2016-17гг. Практикум (1ч.)Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций. |
6 |
|
Раздел 1. Древняя Русь. |
9ч. |
7 |
Теоретическое занятие. Возникновение Земли Русской. |
|
8 |
Практикум. Нестор «Повесть временных лет» Легенды и быль об основании Нижнего Новгорода.Князь Юрий Всеволодович –основатель Нижнего Новгорода. |
|
9- 15 |
Теоретическое занятие. 1час.Первые киевские князья. Практикум. (1ч.)Вещий Олег, Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания. Историческая Игра. 1час. Святослав – князь-полководец Практикум. 1час.Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Викторина. Практикум. 1час.мудрое правление Ярослава Мудрого. Практикум . 1час.Борьба русских князей с кочевниками. Нижегородский край и Волжская Булгария. Конкурс знатоков. 1час.Герои русских сказок и былин, сказаний. |
|
16- 26 |
Раздел 2. Удельная Русь. Теоретическое занятие. 1час.Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Практикум.( 2ч) Александр Невский – князь –полководец. Александр Невский и Нижегородский край. Электронный журнал (1час. Александр Невский – лицо России Теоретическое занятие. 1час. Образование московского княжества. Московские князья и Нижний Новгород. Практикум. 1час. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой. Практикум. 2час. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец – город-герой. Легенды о Китеже. Игра 1 час. ) «Я – полководец» : Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев. Практикум. 1час. Стояние на Угре – освобождение России от татаро-монгольского ига.Участие нижегородцев. Конкурс знатоков (1час.). Великие полководцы древнего периода отечественной истории. |
11ч. |
27-35 |
Раздел 3. Московская Русь – Россия. |
8 |
|
Теоретическое занятие 1час. Роль Ивана 3 в образовании России. |
|
|
Практикум. (1час.) История герба России. Практикум. 1час. Создатели Московского кремля. Практикум. 1час. Строители Нижегородского кремля – выдающегося памятника зодчества 16в. Теоретическое занятие. 1час. Грозный и его походы. Расширение территории России. Практикум. 1 час. Казанский поход на карте России и Нижегородского края. |
|
|
Практикум. 1час. Иван Грозный и Нижегородский край. Обобщение. Конкурс лучших проектов. 2 часа. Резерв 1 час. |
|
Учебно-методическое планирование. 2-ой год обучения.
№ п/п |
Название темы, раздела |
Количество часов |
1-7 |
Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. Практикум (2) Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации. Практикум (2ч.). Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов. Практикум.(2ч..)Лучшие проекты 2015-16гг. Дни воинской славы России. |
7 |
8-20 |
Раздел 1. Смута. |
13 |
|
Теоретическое занятие. 1ч.День народного единства |
|
|
Теоретическое занятие. 1ч. Основные события Смутного времени. |
|
Практикум. 1час. Действующие лица Смутного времени. Теоретическое занятие. 1час. Создание народного ополчения в Нижнем Новгороде в 1612г. и освобождение Москвы. Практикум. (1ч.)Путь Нижегородского ополчения на карте. Историческая Игра. 1час. Я- полководец. Освобождение Москвы. Практикум. 1час.Антигерои Смутного времени. Практикум. 1 час. Минин, Пожарский и Иван Сусанин – герои Смуты. Практикум. 1час. Речь Кузьмы Минина. Практикум . 1час.Почему Петр 1 назвал Минина и Пожарского первыми гражданами России. Конкурс знатоков. 1час.Герои Смутного времени. Экскурсия 2час. Нижегородские памятники Смуты. |
||
21- 29 |
Раздел 2. Первые Романовы. Теоретическое занятие. 1час.Начало династии Романовых. Михаил Федорович Романов и его дела. Практикум. 1 час.Память о Михаиле Романове. Подвиг Ивана Сусанина. Практикум. 1час. Реши исторический кроссворд. Теоретическое занятие. 1час. Алексей Михайлович Тишайший Романов. Практикум. 2часа.Знаменитые личности эпохи Алексея Михайловича:патриарх Никон, Ордин-Нащокин, Степан Разин, Богдан Хмельницкий. Брейн-ринг. 1 час.Эпоха Алексея Михайловича. Виртуальная экскурсия.1 час. Память об Алексее Михайловиче. Конкурс знатоков (1час.). Логические задачи по истории |
9 |
30 -35 |
Раздел 3. Защита проектов. |
6 |
|
Конкурс презентаций. 4 часа. Герои Смуты. Первые Романовы. Практикум. 1 час. Итоги деятельности. Резерв 1 час |
Литература для учителя.
Закон об образовании. М.2015.
Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.
Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.
Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016
Островский. С.Л.Как сделать презентацию? М., 1сентября, 2012
Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.
Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992.
Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005
Борисов Н. Иван III — М., 2006.
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993.
Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991.
Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.
Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.
Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI век. — М., 1996.
История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. М., 1998.
История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006.
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985.
Карпов А. Владимир Святой. — М., 2004.
Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.
Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010.
Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009.
Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
Учебное пособие. 400 дет Дому Романовых. Электронное пособие. Сайт ОВИО.
Литература для учащихся.
Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
История России в лицах и датах. М., 1995.
История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.
Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.
Толочко П. П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.
Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.
Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.
Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.
Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.
Толочко П. П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.
Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.
Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.
Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.
Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2008 г.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 2011