Конспект занятия внеурочной деятельности «Не в деньгах счастье» (5-6 классы)

3
0
Материал опубликован 2 November 2020

Конспект занятия внеурочной деятельности интеллектуального направления «Логика»

Автор:

Окишева Ирина Анатольевна

ГБОУ лицей 410 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

учитель математики

высшая квалификационная категория


 

Тема: Не в деньгах счастье

Аудитория: 5-6 класс

Цели: создать условие для развития логического мышления посредством решения нестандартных задач.

Задачи: научить решать нестандартные задачи вида цена-количество-стоимость, развивать логическое мышление, внимание, воображение, математические способности; воспитывать интерес к математике, воспитывать этические нормы поведения.

Планируемые результаты:

Личностные – иметь мотивацию, необходимость в приобретении новых знаний;

Метапредметные

регулятивные: понимать учебную задачу, определять цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять решение учебной задачи, осуществлять самоконтроль, исправлять ошибки, оценивать результат деятельности;

- познавательные - уметь логически рассуждать, абстрактно мыслить, находить нестандартные решения;

- коммуникативные – уметь формулировать мысли, обосновывать доказательства, делать выводы, уметь работать в паре, в группе.

Предметные – уметь решать нестандартные задачи, задачи с «подвохом».

Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности

- Как хорошо, что мы вместе, как хорошо, что мы счастливы и здоровы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам хорошего настроения. Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердце светлыми чувствами, а разум умными мыслями.

2. Логическая разминка. Задачи-шутки

1. На берёзе росло 90 яблок, от сильного ветра 10 яблок упало. Сколько яблок осталось?

2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

3. Из какой посуды нельзя ничего поесть?

4. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

6. Может ли дождь идти два дня подряд?

7. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

8. «Вот вам три таблетки, - сказал доктор, - принимайте их каждые полчаса». На какое время хватит прописанных доктором таблеток?

9. Представьте, что у вас в кармане лежит коробок с одной-единственной спичкой. Вы вошли ночью в тёмную комнату, в которой есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?

10. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из монет – не 1 рубль. Какие это монеты?

11. У меня две монеты, на общую сумму 15 копеек. Одна из них – не 5 рублей. Какие это монеты?

12. Что дороже: вагон, наполненный монетами по 5 рублей, или полвагона, наполненного монетами по 10 рублей?

13. Что дороже 100 рублей или 100 друзей?

3. Сообщение темы занятия. Определение цели, задач деятельности

- Я не случайно задала вопрос о деньгах и друзьях. Тема нашего занятия: «Не в деньгах счастье». Подумайте, как тема связана с нашим математическим занятием?

- Мы будем решать задачи, связанные с деньгами. Наша задача - понять, что счастье человека зависит не от денег, а от чего-то другого. Понять, от чего зависит счастье, и есть наша цель.

4. Основная часть

1. Определение

Справка: На сегодняшний день обе формы употребления деньгАми и дЕньгами являются допустимыми, однако форма с ударением на букву Е считается устаревшей.

Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

2. Решение задач по выбору

1. «Размен» (работа в паре)

Сколькими способами можно разменять 10 копеек монетами достоинством 5копеек, 2копейки и 1 копейка?

Ответ: 10 способов: 1) 10 = 5+5; 2) 10 = 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1; 3) 10 = 5 + 1+1+1+1+1; 4) 10 = 5 +2+1+1+1; 5) 10 = 5 + 2 + 2 + 1; 6) 10 = 2+2+2+2+2; 7) 10=2 +2+2+2 +1+1; 8) 10=2+2+2+1+1+1+1; 9) 10=2+2+1+1+1+1+1+1; 10) 10=2+1+1+1+1+1+1+1+1

2. «Купля – продажа»

А) Задача от Л.Н.Толстого

Вам известно, что Лев Николаевич Толстой был великим русским писателем, а еще он известен как талантливый педагог. По легенде, данная задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. 

Торговец продаёт шапку. Цена – 10 рублей. Подходит покупатель, примеряет шапку и хочет купить, но у него есть только 25 рублей одной купюрой. Торговец отсылает помощника с этой купюрой к соседке разменять. Помощник возвращается и отдаёт торговцу 10+10+5 рублей. Продавец отдаёт покупателю шапку и сдачу 15 рублей. Через некоторое время приходит соседка и говорит, что купюра 25 рублей фальшивая, и требует вернуть её деньги. Продавец достаёт из кассы деньги и отдаёт соседке. Вопрос: на сколько рублей обманули торговца?

Решение: Торговец по сравнению с начальной ситуацией остался без шапки (10 руб) и без 15 руб. Итого 25 рублей.

Б) Купец

Купец на 540 рублей купил 138 аршинов чёрного и красного сукна. Сколько он купил чёрного сукна и сколько красного, если красное сукно стоило 5 рублей за аршин, а чёрное – 3 рубля за аршин?

АРШИН (от перс. - локоть). Русская мера длины, равная 0,711 метра.

Сукно́ — как правило шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань, на поверхности которой волокна шерсти настолько сбиты, переплетены между собой, что совершенно закрывают все промежутки между нитями, придавая ткани вид войлока («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Решение: Если бы купец купил 138 аршинов чёрного сукна, то он потратил бы 138 ∙ 3 = 414 руб., а он потратил на 540 – 414 = 126 руб. больше. Значит, он купил 126 : (5-3) = 63 аршина красного сукна, а чёрного 138 – 63 = 75 аршинов.

3. «Сладкая задача»

Шоколадка вчетверо дороже леденца, а торт вчетверо дороже шоколадки. Леденец, две шоколадки и торт стоят 1000 рублей. Сколько стоит шоколадка?

Решение: Одна шоколадка стоит как 4 леденца, две шоколадки стоят как 8 леденцов, торт стоит 4 леденца (шоколадка) ∙ 4 = 16 леденцов, 1 леденец + 8 леденцов(2 шоколадки) + 16 леденцов(торт) = 1000 рублей, 25 леденцов = 1000 руб., 1000 : 25 = 40 руб. стоит леденец, 40 ∙ 4 = 160 руб. стоит шоколадка.

Можно решить через части: леденец – 1 часть, шоколадка – 4 части, торт 16 частей. 1 ч + 2∙4 ч + 16 ч = 1000, 25 ч = 1000, 1 ч – 40, Значит, леденец стоит 40 руб, а шоколадка 160 рублей.

4. Заключительная часть. Беседа

1. Работа с пословицами и поговорками

- Как понимаете смысл?

1. Доброе слово дороже богатства.

2. Здоровье на деньги не купишь – его разум дарит.

3. Доброе братство лучше богатства.

4. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

5. Богатством ума не купишь.

6. Денег много, да разума мало.

2. Проблема:

- Многие считают, что если у них будет изобилие денег, то они станут счастливыми: смогут позволить себе самые модные и технологичные вещи, путешествия по миру, лучшую еду и другое. Т.е. за деньги они обретут яркую и лёгкую жизнь. Если не в деньгах счастье, тогда в чём? (Ответы детей)

Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Счастье – это состояние души.

3. Притча “Не в деньгах счастье”

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?»
Мастер ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель – но не сон; еду – но не аппетит; лекарства – но не здоровье; слуг – но не друзей; жилище – но не домашний очаг; развлечения – но не радость; учителей – но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

- А вы согласны с Мастером? Почему? (ответы детей)

5. Итог

- Да, деньги делают жизнь более комфортной. Но никогда сами по себе не смогут сделать человека счастливым. Счастливые люди есть и среди богатых, и среди людей со скромным достатком. Причиной счастья являются не деньги. А в чём счастье для вас? (ответы детей)

Возможные ответы: Здоровье своё и твоих близких, тёплые отношения в семье, забота и любовь родных, хорошие, крепкие дружеские отношения, разнообразные интересы, увлечения, хобби, мирное существование всех людей на земле.

- А как нужно поступать, чтобы быть счастливым? (ответы детей)

- Удивительно, но факт: счастье не купишь за деньги, но счастье может помочь принести доход. 


Презентация к занятию Не в деньгах счастье
PPT / 1.65 Мб

/data/files/k1604348692.ppt (Презентация к занятию Не в деньгах счастье)Люди, считающие себя счастливыми, с течением времени, как правило, зарабатывают больше по сравнению с теми, кто постоянно плачется о своей несчастной доле. Похоже, ощущение счастья может сделать человека более продуктивным и инициативным. Счастливый человек может проявить качества, которые позволят ему достичь успеха в учёбе, на работе и получить более высокую зарплату. Кроме того, удовлетворённые жизнью люди имеют больше шансов завести крепкую семью и прожить всю жизнь вместе, а также сохранить здоровье. Всё это делает человека ещё счастливее.

- Подведём итог. Вспомните цель занятия. Что решали, о чём говорили?

6. Рефлексия.

- Я хочу вам предложить игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Героине этой сказки на день рождения подарили волшебные калоши счастья, которые она решила отдать людям. Каждый, кто надевал калоши счастья, становился самым счастливым человеком. Предлагаю по очереди примерить калоши счастья и рассказать, почему он счастлив. Начну я. Я очень счастлива, потому что у меня прекрасная профессия и замечательные ученики…

(ответы детей)

Спасибо за занятие, хорошие мысли и идеи. Принесите частичку счастья домой, поделитесь с родными, друзьями и продолжайте учиться быть счастливыми.

Список используемой литературы:

Андерсен Г. Х. Калоши счастья. – Северо-Западное книжное издательство, 1993.

Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2015.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2009.

Математические кружки. 5-7 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2017.

Интернет-ресурсы:

https://blog.tutoronline.ru/zadachi-po-matematike-ot-lva-tolstogo


 


 


 


 

8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.