Учебная мотивация изучения английского языка в начальной школе: приёмы и методы
Чтобы обучение ребёнка в школе стало успешным, учитель начальных классов должен умело и активно применять методы и приёмы повышения мотивации. Детям интересно учиться, если для этого созданы необходимые условия: они могут выступать в роли первооткрывателей, не боятся совершить ошибку, видят даже небольшие успехи. Мотивации младших школьников способствует окружающая среда – хорошо оборудованный и ярко оформленный класс; словесное поощрение, поддержка и похвала; повышение значимости детского труда – назначение ученика помощником учителя, критиком, экспертом и т.д.
Я работаю учителем английского языка во 2-4 класса и хотела бы рассказать о своём опыте работы с учебной мотивацией младшего школьника. Дети начинают изучать английский во втором классе.
Во-первых, дети приходят на мои уроки в кабинет английского языка. Там их ожидает множество наглядных пособий: английский алфавит, звуки английского языка, правила чтения, карта с англоязычными странами, правила поведения на уроках и многое другое. Все эти плакаты очень яркие, поэтому нравятся детям и вызывают у них огромный интерес. Класс хорошо оборудован и ярко оформлен, поэтому учащиеся идут на уроки с желанием, на перемене изучают информацию на плакатах и обсуждают её друг с другом. Они могут повторить алфавит и звуки, обсудить, что будут проходить на следующих уроках и даже в следующих классах.
Во-вторых, очень важно словесное поощрение. В своей работе я использую следующие похвалы: Good! (Хорошо!) Wonderful! (Чудесно!) Well done! (Молодец!) Excellent! (Отлично!) Fantastic! (Фантастика!) Terrific! (Отлично!) Awesome! (Потрясающе!) Super! (Супер!) Great! (Здорово!) Magnificent! (Изумительно!) Marvelous! (Удивительно!) Cool! (Круто!) Wow! (Ничего себе!). Детям очень приятно слышать такие слова, они стараются изо всех сил. Похвала создаёт ситуацию успеха, поэтому ученики стремятся ещё и ещё раз услышать её. Руки всё чаще и чаще поднимаются, дети стараются.
Если ученик выполнил работу первым, можно сказать: “You are the first one!” (Ты первый!). Дети очень любят быть первыми и когда это замечают и отмечают при всём классе.
В-третьих, важную роль на уроках играет поддержка. Дети не должны бояться ответить неправильно, сказать что-нибудь не так. Они должны знать, что учитель всегда исправит ошибки, поддержит их и не будет ругать.
В-четвёртых, крайне важно повышение детского труда. Уже на первых уроках я назначаю себе помощника. Это может быть дежурный по классу или первый ученик по списку в журнале. Этот человек должен стирать с доски, записывать дату урока и «Классная работа» на английском языке. Во втором классе (первый год обучения английскому) я назначаю помощника после того, как мы пройдём все буквы английского алфавита. А пока ученик ребёнок может следить за чистотой в классе и чистотой доски.
В-пятых, я с удовольствием использую на своих занятиях игрушки. К нас в начале урока приходит Мистер Язычок (Mister Tongue) и помогает детям выполнять фонетическую зарядку. Учащимся он очень нравится, они с большим желанием повторяют за ним звуки, слова, фразы, предложения, стишки, чанты (что-то вроде считалочек, короткие рифмованные строчки, чёткий ритм и чаще всего весёлая музыка фоном) и скороговорки.
И, наконец, последнее, о чём я хотела бы рассказать, это использование различных двигательных разминок. Все мы знаем о пользе здоровьесберегающих технологий на уроках. В наше время просто необходимо проводить такие физкультминутки, потому что дети сидят в телефоне или планшете даже на переменах. В своей работе я использую разминки под счёт (проговариваем их вместе с детьми), разминки под музыку (“Head and shoulders”/«Голова и плечи»), танцы (“Hockey-Pockey” /«Хоки-Поки), пальчиковые игры (“Ravens” /«Вороны») и игры для выполнения разных команд (“Simon says” /«Говорит Саймон»).
Таким образом, я стараюсь сделать всё возможное для повышения мотивации изучения английского языка у своих учеников и мне это удаётся.