12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ткаченко Марина Леонидовна101 Учитель высшей категории.
Тьютор ЕГЭ по истории.
Эксперт ОГЭ по обществознанию. Россия, Краснодарский край |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ткаченко Марина Леонидовна,
учитель истории и обществознания, средняя
общеобразовательная школа №13,
РФ, ст. Привольная
E-mail: marineys005@bk.ru
Сегодня ключевым элементом модернизации современной школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена Законом «Об образовании в РФ». Навык проектной деятельности является требованием ФГОС, отсюда возникает необходимость сделать акцент на внедрение проектной как эффективной технологии, формирующей умение самостоятельно добывать знания, осуществлять работу с информацией, анализировать полученные результаты. На мой взгляд, наряду с традиционными технологиями важно использовать новые, с целью развития актуальных компетенций. Так, технология проектов даёт возможность активизировать интерес обучающихся к предмету. То, что ребята смогут вместе сделать сегодня, завтра каждый сможет сделать самостоятельно. Этим и обусловлено введение в образовательный контекст технологии проектов.
Важной педагогической задачей, которую я ставлю перед собой, является обучение умению планировать свои действия, тщательно взвешивать самостоятельные решения, сотрудничать с одноклассниками и учителем. Введённая мною в процесс изучения истории и обществознания технология проектной деятельности помогает моим обучающимся приобрести важные навыки. При выполнении проекта, обучающиеся проявляют инициативность и ответственность, приобретают дополнительную мотивацию, следовательно, повышается эффективность учебной деятельности.
Важными условиями внедрения технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности я считаю наличие проблемы, которую требуется решить путём исследовательского поиска, практическую, теоретическую и познавательную значимость результатов, применение метода исследований в ходе работы над проектом, а так же самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность обучающихся.
Ценность ученического проекта определяется такими показателями, как: возможностью осуществлять работу как силами одного ученика, так и всего коллектива; нахождением новых идей, при реализации которых нужно решать ряд проблем; навыками, которые развиваются в школьнике в ходе работы над проектом; заинтересованностью обучающихся.
В своей педагогической деятельности я использую различные виды проектов, самыми популярными из них являются информационные, информационно-поисковые, исследовательские, практико-ориентированные, творческие и ролевые. В ходе работы над проектом, я предлагаю обучающимся пройти несколько этапов. На этапе планирования школьники самостоятельно определяют цель и задач проектной деятельности, распределяют обязанности между участниками проекта. На втором этапе ребята накапливают новые знания, получают опыт взаимодействия и социального общения. На этапе подведения итогов и презентации проекта обучающиеся систематизируют полученную информацию, анализируют свою деятельность, делают выводы, учатся оформлять результаты проектной деятельности и публично представлять свой проектный продукт. На заключительном этапе рефлексии ученики осуществляют самооценку, определяют как сильные, так и слабые стороны проектной деятельности.
Учебные проекты, используемые мною в педагогической практике, отличаются по затраченному на их реализацию времени и по составу участников. Это индивидуальные, групповые и коллективные проектные задания. Индивидуальную форму работы использую при выполнении проектных работ с целью повышения личностной самооценки обучающихся. Групповая форма основывается на деятельности творческих микро-групп во время урока при выполнении заданий ролевого проекта. Например, на уроках обществознания в 11 классе при изучении блока «Право» я предлагаю деловую игру «Суд идёт», в ходе которой обучающиеся делятся на группы, каждая из которых получает задание разыграть сценку «Уголовный процесс», «Гражданский процесс». А коллективную форму проектной деятельности использую для сплочения классного коллектива, что формирует у обучающихся навыки взаимодействия и чувства oтветственнoсти за принятие решений. Такая форма работы используется чаще всего во внеурочной деятельности и при создании социальных проектов.
Проектный метод особенно популярен в основной и средней школе, так как в подростковом возрасте развиваются логическая память и абстрактное мышление. Проекты в 7-8 классах в основном краткосрочные, не сложные по своей структуре и оформлению, что не умаляет их важности и соответствует возрастным особенностям подростков. Проектная деятельность обучающихся в старшей школе приобретает характер исследовательской работы с определением целей, задач, выдвижением и доказательством исследовательских гипотез.
Проекты обществоведческой тематики на всех уровнях образования носят практико-ориентированный характер. Практико-ориентированные проекты создаём на уроках истории и обществознания в рамках изучения блоков «право», «экономика», «политика», а так же во внеурочной деятельности. Такие проекты предполагают практический выход, направлены на решение общественных проблем. Наиболее интересны ребятам экономические темы. С недавних пор в системе образования успешно реализовывается проект «Дни финансовой грамотности», в котором наши обучающиеся принимают активное участие через посещение онлайн-уроков, участие в олимпиадах, финансовых зачётах. Поэтому создание таких проектов, как «Семейный бюджет», «Личный финансовый план», «Моя предпринимательская деятельность», «Мой малый бизнес» и другие вызывает большой интерес у подростков. Проекты в рамках внеурочной деятельности, например, «Семейный архив», «По историческим местам края или района. Результаты проектов обучающиеся представляют в виде карты, буклета, туристического маршрута, сайта или блога.
Популярными являются проекты по ведущей деятельности обучающихся. Например, поисковый проект. Материалы поисковой работы подбирают, систематизируют и оформляют в папках, представляют в виде экспозиций в школьном музее или на сайте школы. Эти материалы становятся основой сценариев школьных исторических вечеров, юбилейных дат школы, праздника станицы или улицы», «Имя Героя» и тому подобные.
Информационные проекты реализуются как в рамках изучения истории и обществознания. Главная цель обучающихся самостоятельный сбор, анализ и представление информации по заданной теме. Такие проекты даю ребятам в рамках опережающего обучения, результатом которого является доклад, презентация, синхронистическая иллюстрированная таблица.
Поисково-исследовательский и творческий проект является наиболее привлекательным для обучающихся. Проектные задания самые разнообразны. Например, проект «Связующая нить». Предлагаю ребятам ознакомиться с интересными размышлениями российских историков, политологов, правоведов, экономистов и попробовать найти «связки» с людьми, явлениями, событиями различных исторических эпох. Для успешного выполнения такого проекта я научила обучающихся определять исторические периоды, явления и события, в которые они хотели бы протянуть «связующую нить». В ходе работы ребята знакомятся с результатами опыта историков, политологов, художников и т.п. Результат проекта мои обучающиеся представляют в форме иллюстрированного реферата, исследовательского проекта или мультимедийной презентации. В любом виде проект должен отражать логику работы обучающегося.
В совокупности разнообразные типы учебных проектов обеспечивают системный подход к их использованию на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной работе.
Анализ своей педагогической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что проектирование - эффективная педагогическая технология, необходимая для выполнения требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам образовательного процесса. Навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности, соотносятся со всем набором «умений учиться». На отдельных этапах работы над проектом в разной степени формируются познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный УУД. Личностными результатами проектной деятельности на уроках истории и обществознания считаю формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, усвоение ценностей гуманизма, демократии, а так же традиционных ценностей нашего многонационального общества, что соответствует ФГОС.
Таким образом, условия для развития проектной деятельности, которые я создаю для своих обучающихся, способствуют их активному участию в творческом поиске, увеличивает объем знаний, приобретаемых самостоятельно, что положительно сказывается на успеваемости и творческих достижениях. В течение многих лет мои ученики показывают положительную динамику учебных достижений: успешно выполняют ВПР по истории и обществознанию, показывают высокие баллы по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Так же, мои обучающиеся результативно участвуют в конкурсах проектных и исследовательских работ на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Многие мои выпускники, продолжая обучение в ВУЗах на экономических, исторических и юридических факультетах, отмечают важность опыта проектной деятельности, полученного ими в школе, который помогает при выполнении курсовых и дипломных работ.
Использование данной методической технологии способствует глубокому пониманию исторического прошлого и настоящего нашего государства, помогает сформировать собственную оценку и взгляд на историческое прошлое нашего народа. Навык проектной деятельности важен и для обучающихся, и для учителя, потому как это новый этап сотрудничества и взаимодействия учителя с обучающимися. Технология проектов интегрирует различные виды деятельности, делая процесс обучения захватывающим и увлекательным, а, следовательно, более эффективным.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории. - М.: 2017. – 144 с.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История в проектах: педагогическое сопровождение. - М.: «Русское слово», 2021. – 199 с.
3. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 280 с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. – 227 с.
6. Хитров Д.А., Черненко Д.А. Исторический проект. - М.: «Русское слово», 2019. – 376 с.