Публикация «Технология проектной деятельности как средство реализации фгос в урочной и внеурочной деятельности»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ткаченко Марина Леонидовна,
учитель истории и обществознания, средняя
общеобразовательная школа №13,
РФ, ст. Привольная
E-mail: marineys005@bk.ru
Сегодня ключевым элементом модернизации современной школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена Законом «Об образовании в РФ». Навык проектной деятельности является требованием ФГОС, отсюда возникает необходимость сделать акцент на внедрение проектной как эффективной технологии, формирующей умение самостоятельно добывать знания, осуществлять работу с информацией, анализировать полученные результаты. На мой взгляд, наряду с традиционными технологиями важно использовать новые, с целью развития актуальных компетенций. Так, технология проектов даёт возможность активизировать интерес обучающихся к предмету. То, что ребята смогут вместе сделать сегодня, завтра каждый сможет сделать самостоятельно. Этим и обусловлено введение в образовательный контекст технологии проектов.
Важной педагогической задачей, которую я ставлю перед собой, является обучение умению планировать свои действия, тщательно взвешивать самостоятельные решения, сотрудничать с одноклассниками и учителем. Введённая мною в процесс изучения истории и обществознания технология проектной деятельности помогает моим обучающимся приобрести важные навыки. При выполнении проекта, обучающиеся проявляют инициативность и ответственность, приобретают дополнительную мотивацию, следовательно, повышается эффективность учебной деятельности.
Важными условиями внедрения технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности я считаю наличие проблемы, которую требуется решить путём исследовательского поиска, практическую, теоретическую и познавательную значимость результатов, применение метода исследований в ходе работы над проектом, а так же самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность обучающихся.
Ценность ученического проекта определяется такими показателями, как: возможностью осуществлять работу как силами одного ученика, так и всего коллектива; нахождением новых идей, при реализации которых нужно решать ряд проблем; навыками, которые развиваются в школьнике в ходе работы над проектом; заинтересованностью обучающихся.
В своей педагогической деятельности я использую различные виды проектов, самыми популярными из них являются информационные, информационно-поисковые, исследовательские, практико-ориентированные, творческие и ролевые. В ходе работы над проектом, я предлагаю обучающимся пройти несколько этапов. На этапе планирования школьники самостоятельно определяют цель и задач проектной деятельности, распределяют обязанности между участниками проекта. На втором этапе ребята накапливают новые знания, получают опыт взаимодействия и социального общения. На этапе подведения итогов и презентации проекта обучающиеся систематизируют полученную информацию, анализируют свою деятельность, делают выводы, учатся оформлять результаты проектной деятельности и публично представлять свой проектный продукт. На заключительном этапе рефлексии ученики осуществляют самооценку, определяют как сильные, так и слабые стороны проектной деятельности.
Анализируя собственный опыт применения технологии проектной деятельности, хочу выделить особенности, характерные для исторического проектирования. Чаще всего, при выборе темы, обучающиеся отдают предпочтение истории России или краеведению. Тип проекта напрямую зависит от возраста обучающихся и выбранной темы. По продолжительности, это в основном небольшие и краткосрочные проекты. Они формируют мотивацию обучающихся к приобретению новой информации, новых знаний, а также воспитывают самостоятельность и ответственность, развивают творческие и исследовательские способности. Итогом такой работы являются красочно оформленные презентации, отчеты, выставки.
Учебные проекты, используемые мною в педагогической практике, отличаются по затраченному на их реализацию времени и по составу участников. Это индивидуальные, групповые и коллективные проектные задания. Индивидуальную форму работы использую при выполнении проектных работ с целью повышения личностной самооценки обучающихся. Групповая форма основывается на деятельности творческих микро-групп во время урока при выполнении заданий ролевого проекта. Например, на уроках обществознания в 11 классе при изучении блока «Право» я предлагаю деловую игру «Суд идёт», в ходе которой обучающиеся делятся на группы, каждая из которых получает задание разыграть сценку «Уголовный процесс», «Гражданский процесс». А коллективную форму проектной деятельности использую для сплочения классного коллектива, что формирует у обучающихся навыки взаимодействия и чувства oтветственнoсти за принятие решений. Такая форма работы используется чаще всего во внеурочной деятельности и при создании социальных проектов.
Проектный метод особенно популярен в основной и средней школе, так как в подростковом возрасте развиваются логическая память и абстрактное мышление. Проекты в 7-8 классах в основном краткосрочные, не сложные по своей структуре и оформлению, что не умаляет их важности и соответствует возрастным особенностям подростков. Проектная деятельность обучающихся в старшей школе приобретает характер исследовательской работы с определением целей, задач, выдвижением и доказательством исследовательских гипотез.
Проекты обществоведческой тематики на всех уровнях образования носят практико-ориентированный характер. Практико-ориентированные проекты создаём на уроках истории и обществознания в рамках изучения блоков «право», «экономика», «политика», а так же во внеурочной деятельности. Такие проекты предполагают практический выход, направлены на решение общественных проблем. Наиболее интересны ребятам экономические темы. С недавних пор в системе образования успешно реализовывается проект «Дни финансовой грамотности», в котором наши обучающиеся принимают активное участие через посещение онлайн-уроков, участие в олимпиадах, финансовых зачётах. Поэтому создание таких проектов, как «Семейный бюджет», «Личный финансовый план», «Моя предпринимательская деятельность», «Мой малый бизнес» и другие вызывает большой интерес у подростков. Проекты в рамках внеурочной деятельности, например, «Семейный архив», «По историческим местам края или района. Результаты проектов обучающиеся представляют в виде карты, буклета, туристического маршрута, сайта или блога.
Популярными являются проекты по ведущей деятельности обучающихся. Например, поисковый проект. Материалы поисковой работы подбирают, систематизируют и оформляют в папках, представляют в виде экспозиций в школьном музее или на сайте школы. Эти материалы становятся основой сценариев школьных исторических вечеров, юбилейных дат школы, праздника станицы или улицы», «Имя Героя» и тому подобные.
Информационные проекты реализуются как в рамках изучения истории и обществознания. Главная цель обучающихся самостоятельный сбор, анализ и представление информации по заданной теме. Такие проекты даю ребятам в рамках опережающего обучения, результатом которого является доклад, презентация, синхронистическая иллюстрированная таблица.
Поисково-исследовательский и творческий проект является наиболее привлекательным для обучающихся. Проектные задания самые разнообразны. Например, проект «Связующая нить». Предлагаю ребятам ознакомиться с интересными размышлениями российских историков, политологов, правоведов, экономистов и попробовать найти «связки» с людьми, явлениями, событиями различных исторических эпох. Для успешного выполнения такого проекта я научила обучающихся определять исторические периоды, явления и события, в которые они хотели бы протянуть «связующую нить». В ходе работы ребята знакомятся с результатами опыта историков, политологов, художников и т.п. Результат проекта мои обучающиеся представляют в форме иллюстрированного реферата, исследовательского проекта или мультимедийной презентации. В любом виде проект должен отражать логику работы обучающегося.
В совокупности разнообразные типы учебных проектов обеспечивают системный подход к их использованию на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной работе.
Анализ своей педагогической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что проектирование - эффективная педагогическая технология, необходимая для выполнения требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам образовательного процесса. Навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности, соотносятся со всем набором «умений учиться». На отдельных этапах работы над проектом в разной степени формируются познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный УУД. Личностными результатами проектной деятельности на уроках истории и обществознания считаю формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, усвоение ценностей гуманизма, демократии, а так же традиционных ценностей нашего многонационального общества, что соответствует ФГОС.
Таким образом, условия для развития проектной деятельности, которые я создаю для своих обучающихся, способствуют их активному участию в творческом поиске, увеличивает объем знаний, приобретаемых самостоятельно, что положительно сказывается на успеваемости и творческих достижениях. В течение многих лет мои ученики показывают положительную динамику учебных достижений: успешно выполняют ВПР по истории и обществознанию, показывают высокие баллы по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Так же, мои обучающиеся результативно участвуют в конкурсах проектных и исследовательских работ на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Многие мои выпускники, продолжая обучение в ВУЗах на экономических, исторических и юридических факультетах, отмечают важность опыта проектной деятельности, полученного ими в школе, который помогает при выполнении курсовых и дипломных работ.
Использование данной методической технологии способствует глубокому пониманию исторического прошлого и настоящего нашего государства, помогает сформировать собственную оценку и взгляд на историческое прошлое нашего народа. Навык проектной деятельности важен и для обучающихся, и для учителя, потому как это новый этап сотрудничества и взаимодействия учителя с обучающимися. Технология проектов интегрирует различные виды деятельности, делая процесс обучения захватывающим и увлекательным, а, следовательно, более эффективным.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории. - М.: 2017. – 144 с.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История в проектах: педагогическое сопровождение. - М.: «Русское слово», 2021. – 199 с.
3. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 280 с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. – 227 с.
6. Хитров Д.А., Черненко Д.А. Исторический проект. - М.: «Русское слово», 2019. – 376 с.