Внеурочное мероприятие по экологии игра-КВН «Экологический кругозор»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
методическая разработка
внеурочного мероприятия
игра-квн по экологии
"Экологический кругозор"
с.Казьминское, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Методика проведения внеурочного мероприятия | 7 |
План мероприятия | 9 |
Сценарий мероприятия | 14 |
Список используемой литературы и интернет ресурсов | 21 |
Приложения | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из приоритетных задач современного учебного заведения является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого воспитанника, формирование их активной позиции в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности обучаемого. Одной из форм учебно – воспитательного процесса является внеурочная работа. Правильно поставленная внеурочная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Внеурочные занятия в большей степени, чем урок, приспособлены для развития самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности, они позволяют установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой его использования в производственных условиях, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Для такой работы преподаватель должен быть вооружен соответствующими знаниями. Важнейший принцип организации учебно – воспитательного процесса - единство урочной и внеурочной работы. Именно на уроках преподаватель ставит перед обучающимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах.
Выбор отдельных мероприятий, методика их проведения и содержание должно соответствовать подготовке обучающихся и их возрастным психологическим особенностям. Следует подчеркнуть, что в массовой работе, в которую вовлекаются обучающиеся, большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементы игры и театрализации.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреационными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Обучающиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
При решении коллективных задач используются разные возможности обучающихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы. В игре каждый обучающийся может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует обучающегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность обучающегося, толкает на поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.
В данной методической разработке предлагается сценарий внеурочного мероприятия по экологии игра-КВН «Экологический кругозор».
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ внеурочного мероприятия
Один из увлекательных видов массовой внеурочной работы по экологии – экологический КВН (клуб весёлых и находчивых). Помимо познавательной функции, КВН выполняет и воспитательную роль, объединяет обучающихся единой целью, способствуя тем самым формированию коллектива.
Мероприятие игра – КВН «Экологическая тропа» проводится в рамках предметной декады дисциплин общеобразовательного цикла.
Этапы проведения мероприятия:
Подготовка
Из студентов первого курса разных групп формируются две команды по восемь человек. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия.
Подготавливаются комплекты вопросов для каждого конкурса и мультимедийную презентацию. Подбирается музыкальное сопровождение игры.
Находчивость и смекалку команд оценивает жюри, которое выставляет оценки командам в оценочные листы (приложение 1), информирует об итогах конкурсов, определяет и награждает победителей. В его состав приглашаются работники администрации колледжа, преподаватели.
2. Проведение
При проведении КВН учитываются не только знания экологии, но и выдержка, корректность, взаимное уважение участников друг к другу, за нарушение которых требовательное жюри вправе снимать очки. Проведение КВН может практиковаться в параллельных группах. Успех проведения КВН в значительной мере зависит от правильной организации. Особенно важно подобрать ведущих, которые неуклонно должны проводить линию, и чётко выдерживать заданный темп.
Обучающее значение внеурочного мероприятия значительно усиливается, когда жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет зрителям, какие неточности допустили участники при ответе. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие студенты.
Во время возникающих пауз важно занять болельщиков. В это время ведущие рассказывают интересные факты об экологии (Приложение 4).
Анализ
Подведение итогов.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Название мероприятия: игра-КВН «Экологический кругозор»
Цель мероприятия: Активизировать интерес студентов к экологии.
Задачи:
Образовательная: формирование экологических знаний студентов; расширение их кругозора.
Воспитательная: воспитание любви к природе, Родине; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности, коммуникативности.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Вид мероприятия: игра-квн .
Форма проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: развивающее интегрированное обучение, проблемно-поисковое обучение, мотивация учебно-познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
личностные:
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметные:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметные:
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
Оборудование:
Оборудование для педагога: мультимедийный комплекс (персональный компьютер, проектор, экран); презентация в программе Power Point.
Оборудование для обучающихся: карточки с заданиями, ватманы, маркеры, ножницы, воздушные шарики, бумага, нитки, скотч, шариковые ручки, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
Оборудование для жюри: ручки, карандаши, оценочные листы, грамоты для награждения.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Место проведения: актовый зал
Участники: учащиеся 9-10 классов.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Ведущие приветствуют участников мероприятия, представляют команды, жюри, знакомят с правилами игры.
Основная часть
1 тур «Давайте знакомиться» (10 минут)
За три минуты каждая команда должна придумать себе название и девиз, выбрать капитана, а затем представить себя.
2 тур «Из чего состоит человек?» (15 минут)
За пять минут командам необходимо на рисунке, изображающем человека (Приложение 2), пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева (Приложение 3), написать химические элементы к органу, в котором те аккумулируются.
3 тур «Очень необычные животные» (15 минут)
Каждая команда за 5 минут должна сделать с помощью шариков, бумаги и скотча какое-либо животное, придумать ему название и характеристику.
4 тур «Устами младенца» (15 минут)
Зачитываются высказывания детей о каком то из видов мусора. Командам необходимо отгадать, о каком виде мусора идет речь
5 тур «Споем?» (10 минут)
Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета). Песни поются по очереди.
6 тур «Конкурс капитанов» (5 минут)
Капитаны выходят, и им поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - "правда" или "ложь".
7 тур Домашнее задание «Новая жизнь бытового мусора» (10 минут)
Команды демонстрируют варианты использования бытовых отходов (2-3 варианта-модели).
Заключительная часть
Подведение итогов. Награждение победителей (10 минут).
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий под звуки классической музыки читает стихотворение: (или песня Земля моя родная)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Все меньше – окружающей природы…
Все больше – окружающей среды.
Р. Рождественский
Ведущая: Добрый день! Я вижу, здесь собрались настоящие любители природы, истинные экологи, отважные химики! Я права?
Я думаю, все согласятся с тем, что каждый человек обязан любить и беречь природу во имя будущего, ради своих детей. Согласны?
Ведущая: наше с вами мероприятие "Экологический кругозор" так же посвящено экологии. Чтобы победить, вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А оценивать работу команд на протяжении всего пути будет наше многоуважаемое и справедливое жюри.
(представление членов жюри)
Ведущая: Итак, мы начинаем.
1 тур
«Давайте знакомиться»
За три минуты каждая команда должна придумать себе название и девиз, выбрать капитана, а затем представить себя.
Максимальное количество баллов - 3 балла.
2 тур
«Из чего состоит человек?»
В этом конкурсе за пять минут командам необходимо выяснить, из каких химических элементов состоят различные органы человека.
На бумаге нарисован человек, пользуясь периодической таблицей написать химические элементы к органу, в котором те аккумулируются.
Число очков соответствует числу правильно названных командой химических элементов.
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
3 тур
«Очень необычные животные»
Каждая команда за 5 минут должна сделать с помощью шариков, бумаги и скотча какое-либо животное, придумать ему название и характеристику.
Максимальное количество баллов - 4 балла.
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
4 тур
«Устами младенца»
Ведущая: как вы знаете, одной из значимых экологических проблем является мусор. Да, да, в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Сейчас я буду зачитывать высказывания детей о каком то из видов мусора. Отгадав по первому высказыванию, вы получаете 5 баллов. В случае неправильного ответа, ход переходит команде соперников. С каждым новым определением количество баллов уменьшается на единицу.
I.
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается.
(Ответ: пластмасса)
II.
Ее изобрели китайцы
У нас ее получают из дерева
Она легко горит
Из нее получается очень много мусора
На обычно рисуют и пишут
(Ответ: бумага)
III.
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Ответ: стекло)
IV.
Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Из этого можно сделать что-то новое.
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Ответ: металлолом)
V.
1. Это то, без чего мы уже не сможем жить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
5. С помощью этого вещи становятся чище.
(Ответ: синтетические моющие средства)
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
5 тур
«Споем?»
Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.
Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета). Песни поются по очереди. За каждую песню команда получает по одному баллу. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен.
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
6 тур
«Конкурс капитанов»Капитаны выходят, и им поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - "правда" или "ложь". Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Правда ли, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (ложь)
Правда ли, что бывший президент России Б.Н. Ельцин 6 января 1998 г. подписал указ о снижении использования органического топлива и о постепенном переходе на использование энергии ветра и солнца? (ложь)
Правда ли, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта? (правда)
Правда ли, что в результате большой завшивленности погибли царь Иудеи Ирод и испанский король Филипп II?(правда)
Правда ли, что японские ученые разработали технологию превращения отходов сельского и лесного хозяйства, а также бытового мусора в спирт, который используется в качестве горючего? (правда)
Правда ли, что авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. по своим глобальным последствиям является крупнейшей экологической катастрофой в истории человечества? (правда)
Правда ли, что медико-экологические исследования в городах Сибири и Дальнего Востока показали, что загрязнения воздушного бассейна ведет к рождению детей с врожденными пороками развития? (правда)
Правда ли, что с 1967 г. существует международная программа "Телма" по изучению и сохранению болот земного шара? (правда)
Правда ли, что растения могут усваивать атмосферный азот прямо из воздуха? (ложь)
Правда ли, что "кислотный дождь" полезен для растений? (ложь)
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
7 тур
Домашнее задание «Новая жизнь бытового мусора»
Команды демонстрируют варианты использования бытовых отходов (2-3 варианта-модели).
Оценивается оригинальность модели и возможность ее практического применения. Максимальная оценка 10 баллов.
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает интересные факты об экологии
Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключительное слово преподавателя: Вот и закончилось наше мероприятие. Будем же беречь нашу планету! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Помните, что завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
Кузнецов, В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии пособие для учителя / В. Н. Кузнецов - М.: Дрофа, -2014. -128c.
Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ – М: Инфра-М, Форум, - 2017.- 264с.
приложение 1.
Оценочный лист
Название тура | Условия тура | Команда 1 ________________ | Команда 2 ________________ |
1 тур «Давайте знакомиться» | За три минуты каждая команда должна придумать себе название и девиз, выбрать капитана, а затем представить себя (максимальное количество баллов 3) | ||
2 тур «Из чего состоит человек?» | За пять минут командам необходимо выяснить, из каких химических элементов состоят различные органы человека. На бумаге нарисован человек, пользуясь периодической таблицей написать химические элементы к органу, в котором те аккумулируются. Число баллов соответствует числу правильно названных командой химических элементов. | ||
3 тур «Очень необычные животные» | Каждая команда за 5 минут должна сделать с помощью шариков, бумаги и скотча какое-либо животное, придумать ему название и характеристику. (максимальное количество баллов 4) | ||
4 тур «Устами младенца» | Зачитываются высказывания детей о каком то из видов мусора. Отгадав по первому высказыванию, команда получает 5 баллов. В случае неправильного ответа, ход переходит команде соперников. С каждым новым определением количество баллов уменьшается на единицу. | ||
5 тур «Споем?» | Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета). Песни поются по очереди. За каждую песню команда получает по одному баллу. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен. | ||
6 тур «Конкурс капитанов» | Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить – «правда» или «ложь». Каждый правильный ответ оценивается в один балл. | ||
7 тур Домашнее задание «Новая жизнь бытового мусора» | Команды демонстрируют варианты использования бытовых отходов (2 модели). Оценивается оригинальность модели и возможность ее практического применения. Максимальная оценка 10 баллов. |
Председатель жюри _______________________
Жюри ________________________
________________________
приложение 2
Рисунок ко 2 заданию
Правильный ответ
приложение 3
приложение 4
Интересные факты об экологии. Самая грязная река на планетеР асположившаяся на острове Ява в Индонезии речка под названием Цитарум является наиболее грязной в мире. Когда то все было по-другому: чистая вода неспешно текла по течению, рыбаки занимались рыбным промыслом, птицы могли добывать пищу, а население — черпать воду для бытовых нужд. Чистая речная вода орошала рисовые поля…
Сегодня все изменилось. Сотни тонн разнообразных бытовых и индустриальных отходов, а также грязных сточных заводских вод уничтожили некогда живую и чистую реку. Слой мусора на поверхности воды настолько огромный, что рассмотреть воду практически невозможно.
Интернет способствует глобальному потеплению
Представьте себе — вы просто заходите в сеть, смотрите несколько страниц, а потом заказываете суши с доставкой домой. Все просто, но на самом деле, вы еще на один шаг приближаете планету к катастрофе, ведь в зависимости от типа сайта, и вашего нахождения на нем, в атмосферу выбрасывается от 1 до 10 грамм углерода, информирует The Vancouver Sun.
Конечно, если речь идет о единичных случаях, то эти цифры мизерны. Но ведь только поисковой машиной Google ежедневно пользуются более миллиарда пользователей, а ведь еще существует огромное количество социальных сетей, и гигантский объем электронной почты. Интернет совершил существенный прорыв в коммуникациях, позволив экономить бумагу, топливо, и время. Но сам стал одним из основных источников выброса углерода в атмосферу.
Кроме того, интернет берет на себя потребление 3% мировой электроэнергии, а если Сеть была государством, то стала бы пятой по объемам потребления страной, обогнав Германию и Индию. Кроме того, потребление к 2020 году увеличится приблизительно в два раза - ведь большая часть потребления приходится на сети центров обработки данных, которые растут, как грибы после дождя, ведь количество пользователей Интернета с каждым днем увеличивается, как и объем данных, которые появляются в Сети.
Бомбы глобального потепления
Откуда взяться бомбам в случае глобального потепления? Давайте представим себе кучу газовых бомб, которые замурованы в вечных льдах и детонатором для них как раз и послужит таяние этих льдов.
Вечные льды в Северных широтах уже сейчас содержат в 2 раза больше углерода, чем он содержится в нашей атмосфере. Это означает, что при быстром глобальном потеплении такая бомба может сработать и процесс мировой оттепели ускорится. К таким выводам пришла группа исследователей из Флоридского университета во главе с ученым Эдвардом Шура.
Ученые считают, что таяние вечных льдов в Северном полушарии может вызвать резкое возрастание микробного разложения органики, которая сейчас находится в замороженном виде. Такое разложение будет сравнимо с возгоранием пороха и можно будет наблюдать взрывающиеся газовые гейзеры, которые будут прорываться изо льда, как взрывчатка. Это даст возможность вытечь в атмосферу огромных количеств парниковых газов — диоксида углерода и метана.
Американские ученые провели исследования близ острова Тасмания и выяснили, что за последние пол века увеличение температуры Мирового океана зависит от людской деятельности. Результаты исследований были обнародованы, в число которых было компьютерное моделирование будущих изменений климата — результаты оказались не утешительными.
Влияния климата на нагревание воды в океанах составляет всего 10%, остальные 90% — это проделки нас людей. Глава исследовательского центра доктор Джон Черч заявил, что эти исследования, которые они провели в Тасмании — доказательство того, что на глобальное потепление природные изменения климата не оказывают существенного влияния. Естественные причины нагрели бы воду максимум на 1/10 градуса Цельсия.
Основной антропогенный фактор это экологической проблемы — это засорение слоев тропосферы, газы отходов производства, которые скапливаются там вызывают парниковый эффект, который в свою очередь и нагревает океан.
Расчеты компьютерного моделирования ситуации указывают на грядущую экологическую катастрофу — глобальное потепление.
Американский океанограф Прескуровски пронаблюдал интересную картину: в воде вокруг его судна плавали маленькие частички пластика, но поднявшийся потом ветер заставил пластик исчезнуть.
Были взяты пробы воды и ученый сделал вывод, что при ветряной погоде пластмасса уходит в глубь океана, а в штиль поднимается на поверхность. Это значило то, что все цифры о загрязнении океана взятые ранее были весьма занижены и не точны. Цифры загрязнения океана были меньше реальных в 2.5 раза, когда поднимался ветер данные снижались в 27 раз.
Десятилетние расчеты экологов не пришлось измерять заново, Прескуровски разработал программу поправок к существующим данным, учитывая полученные им расчеты.
Пластмасса в океанах очень пагубно сказывается на морских обитателях, рыбы, заглатывая частицы пластика, гибнут от болезней печени, на пластике накапливаются вредоносные микроорганизмы и водоросли, которые начинают дрейфовать на этих частицах, распространяются значительно быстрее во всем Мировом океане.
Почему от ухудшения экологии страдают пчелы?
В последние десятилетия на фоне значительного ухудшения экологических показателей во всем мире, стали наблюдаться явления значительного снижения поголовья пчел. Современные ученые готовы дать ответ на этот вопрос.
Австралийский энтомолог Х.Эролл описал в своей работе весьма необычное на первый взгляд явление, которое наблюдается на всех континентах. Он подобрал пчел, лежащих на земле без признаков жизни. Когда они были детально рассмотрены в лаборатории, то оказалось, что пчелы спали глубоким сном, находясь в состоянии опьянения. Одурманены насекомые были перебродившим нектаром. Стражи ульев обнюхивали их, и не пускали домой, как следствие им пришлось ночевать в траве. Но погибли насекомые не от холода или физических воздействий, а от несварения желудка. В свою очередь, по выводам ученого, прокисание нектара является результатом вредных последствий для экологии. В мире происходит заметное потепление климата на фоне резкого ухудшения состояния атмосферы, с каждым годом все более загрязненной индустривальными отходами — газами и микроорганизмами, дрейфирующими из задымленных городов. Именно благодаря загрязнению сахар в нектаре превращается в каплю ядовитого для пчел алкоголя.
Откуда берется морская пена? Каждый из нас неоднократно наблюдал пену у морских берегов. А вот каково ее происхождение, и о чем она говорит, знают совсем немногие.Широко известно, что в последнее время загрязнение морей и океанов увеличивается. Океанологи определяют степень загрязнения морской воды по количеству пены, которая образуется у берегов. Принято считать, что чем больше пены, тем больше загрязнено море. Сама же пена образуется тогда, когда уменьшается поверхностное натяжение воды. А как раз этому и способствуют микроскопические водоросли, растущие в загрязненных отходами морях. Водоросли выделяют активные вещества, снижающие поверхностное натяжение воды.
Что мы уничтожили за последние полвекаЖизнедеятельность человека всегда приносила ущерб природе, но с развитием техники и технологий в ХХ веке положение вещей значительно усугубилось — ведь стали возможны всевозможные промыслы и добычи в промышленном масштабе. Давайте рассмотрим, что было уничтожено человеком на планете за последние 50 лет.
Мы уничтожили и осушили более 45 тысяч озер.
Ежегодно химическая промышленность выпускает более ста миллионов тонн 70 000 различных органических соединений, и ежегодно к ассортименту добавляется около тысячи новых веществ. Лишь малая доля этих химикатов основательно проверена на безвредность для человека и окружающей среды.
За последние 50 лет человек уничтожил четверть всех видов птиц, 11 процентов остальных — на грани вымирания. Вымирание, кроме того, угрожает 18 процентам всех видов млекопитающих, 5 процентам рыб и 8 процентам видов растений.
Коралловые рифы, самая разнообразная из водных систем на Земле, страдают от истощения рыбных запасов, загрязнения, эпидемических заболеваний и роста температур.
В общей сложности 30% всех известных ресурсов планеты израсходованы, тем временем население планеты неуклонно растет.
Это поверхностные данные. Если попробовать более глубоко вникнуть в суть загрязнений и проблем, то все намного сложнее.
Как загрязняют море современные суда ?Американские экологи решили определить, как загрязняют море современные суда, и провели исследование. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек.
За полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 350 упаковок от пива, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И всё это — еще не считая выливаемых в воду масла и топлива.
А теперь представьте себе сколько отходов выбрасывается в море с огромных круизных судов. Люди редко задумываются насчет экологии, разве что, когда приходят искупаться на пляже возникает возмущение того, что в море плавает куча мусора, хотя весь мусор мы сами и создаем
Горбачёва Марина Юрьевна