Внеурочное мероприятие социальной направленности «День вторичной переработки»
Направление: социальное
Тема: «День вторичной переработки»
Возраст: 10-11 лет
Цель: формирование представлений о вторичной переработке отходов
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание экологического мышления и сознания, гуманного отношения к природе;
- воспитание интереса обучающихся к современным экологическим проблемам;
- воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости.
Развивающие:
- развивать эмоциональные качества и чувства обучающихся, создавать на занятии ситуации удивления, занимательности, используя яркие примеры (игры, видеоролики), воздействующие на чувства обучающихся;
- развивать социальные качества обучающихся: гуманность, любовь к природе, активную гражданскую позицию.
Образовательные:
- познакомить обучающихся с понятием вторичной переработки отходов; со сроками разложения отходов; с возможными вариантами товаров, сделанными по технологии вторичной переработки; с экологическими товарами, которыми можно заменить вредные для экологии пластиковые одноразовые товары;
- формировать у обучающихся представления о том, как сортировать мусор;
- формировать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
- формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений учителя, информации в видеороликах.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- формирование экологической культуры;
- осознание личностной ответственности за состояние окружающей среды.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- выделять из темы урока известные знания;
- планировать свои действия на отдельных этапах урока;
- планировать своё высказывание; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать содержание видеороликов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при ответах;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- формулировать собственное мнение и позицию;
- формулировать ответы на вопросы;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- учитывать разные мнения;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Методы взаимодействия: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, видео-метод, игра «Эколото», интерактивная игра, устный опрос; этическая беседа, создание ситуации успеха в обучении, поощрение.
Оборудование и инвентарь: компьютер, интерактивная доска, экран, презентация; посылка (фантики, стеклянная банка, пластиковая бутылка); игра «Эколото»: 5 карточек, фишки; стенд «Сортировка отходов», 5 листов с заданием, 10 кармашков, раздаточный материал – отходы; листы «Самооценивание навыков сотрудничества» на каждого ученика.
Ход внеурочного мероприятия | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Вступительная часть | Приветствие, мотивация. - Добрый день, ребята! Сегодня в школу пришла посылка, и я хотела бы ее открыть вместе с вами. Давайте выложим на стол содержимое посылки. Актуализация знаний. - Как можно назвать все эти предметы одним словом? - «Мусор» - это герой нашей сегодняшней встречи, именно ему мы и посвятим наше время. Мусор по-другому можно назвать отходами. - Скажите, а куда идет мусор из наших ведер? - Что там делают с мусором? - А что ещё можно делать с мусором? - А вы знаете, какой праздник отмечают 15 ноября? - 15 ноября, ребята, отмечают праздник, посвящённый переработке отходов. Этот праздник называется «День вторичной переработки». Зачем нужна переработка отходов, как вы думаете? Целеполагание. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить? - Тема нашего занятия «День вторичной переработки». | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. - Мусор! - В мусорные баки, затем на свалки. - Сжигают или закапывают. - Перерабатывать. - Нет. - Чтобы делать из отходов что-то полезное. - О переработке отходов. | Фронтальная. Посылка (фантики, стеклянная банка, пластиковая бутылка) Беседа |
Основная часть | Рассказ учителя. - В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора с Гималаи - высочайшие горы мира. - Большое количество мусора попадает в реки и моря, а оттуда – в океаны. В океанах появляются целые мусорные пятна – места, в которых очень много мусора. Крупнейшее мусорное пятно расположенов Тихом океане. Просмотр и обсуждение видеоролика «Большое тихоокеанское мусорное пятно». - Давайте посмотрим видеоролик об этом огромном пятне мусора в Тихом океане и его ужасных последствиях. - О чём говорилось в видео? - С площадью какой страны можно сравнить площадь пятна? - Что происходит с живыми организмами из-за мусорного пятна? - Почему животные погибают из-за мусора? - Что происходит с мусором после штормов? - Может ли человек не столкнуться с мусором, даже если будет плавать в районе мусорного пятна? Физкультминутка «В лесу» Исполняются движения согласно текста. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – Крылья сложили назад. Групповая игра «Эколото». - Вы только что посмотрели видео и убедились, к каким ужасным последствиям приводят большие скопления мусора. - А почему после людей остаётся так много мусора, как вы думаете? - Совершенно верно. Помимо того, что очень многие товары являются одноразовыми, так они ещё и сделаны из пластика и других материалов, которые очень вредны для окружающей среды. Покупая одноразовые товары, вы увеличиваете количества мусора и тратите много денег. - Чем можно заменить одноразовые пластиковые товары? - Сейчас мы узнаем, какими многоразовыми товарами можно заменить одноразовые. Я предлагаю вам разделиться на 5 групп. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Эколото». (Прил.1) Обсуждение картинок «Сколько времени нужно для разложения мусора?» - Теперь вы знаете, какими многоразовыми товарами можно заменить одноразовые и сократить количество мусора, а также сэкономить деньги. - Давайте рассмотрим картинку (Прил.2) и узнаем, сколько времени нужно для разложения мусора. Начинаем смотреть сверху. Туалетная бумага разлагается всего 2-3 дня. И т.д. А что разлагается дольше всего? - Ведь вы понимаете, ребята, что все эти отходы ужасно загрязняют нашу планету. Для решения этой проблемы и необходима вторичная переработка отходов. Когда изготавливается какой-либо товар, например, пластиковая бутылка, то все материалы для её изготовления перерабатываются в первый раз. Из материалов получается бутылка. Затем мы пьём из этой бутылки и выбрасываем её в специальный контейнер для переработки отходов. Так как бутылка будет перерабатываться во второй раз, такая переработка называется вторичной. - Обратите внимание на следующий слайд (Прил.3). Отходы, на которых стоит зелёный треугольник – могут быть вторично переработаны. Какие это отходы? Физкульминутка «Лягушата» Выполнять движения, соответствующие тексту: Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Выгибают спинки, Спинки-тростинки. Ножками затопали. Ручками захлопали. Постучим ладошкой По ручкам немножко. А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем. Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам. Хлопают ладошки Нас уже по ножкам. Погладили ладошки И ручки, и ножки. Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!» Интерактивная игра «Что получится при вторичной переработке отходов?» - При вторичной переработке из, казалось бы, уже ненужных использованных вещей могут получиться совершенно другие новые и полезные вещи, о которых вы даже не догадываетесь. Хотите узнать, какие? Давайте сыграем в интерактивную игру (Прил.4). - Один человек будет подходить к интерактивной доске и нажимать на появившийся предмет. Затем этот предмет вторично переработается. После этого на слайде появится картинка нового товара, который получится после переработки старого. Групповая работа «Сортировка отходов». - Ребята, для того, чтобы из отходов сделать новые вещи, необходимо для начала отсортировать отходы. Сейчас мы с вами выясним, как правильно сортировать отходы. Будем работать в группах по 5 человек. Каждая группа получает задание, по 2 кармашка и раздаточный материал. На выполнение задания вам даётся 10 минут. После выполнения задания вы представляете результаты проделанной работы, и мы составляем стенд «Сортировка отходов». (Прил.5) | Слушают. Смотрят видеоролик. - О большом тихоокеанском мусорном пятне. - Площадь пятна приблизительно равна площади трёх Франций. - Ежегодно погибают миллионы птиц и сотни тысяч черепах, дельфинов и рыб. - Они путаются в нём или едят его, принимая за что-то съедобное. - Большое количество мусора выбрасывает на пляжи. - Да, потому что мусор находится не только на поверхности воды, но и глубоко на дне Выполняют физкультминутку. - Потому что мы используем очень много товаров, которые приходится выбрасывать каждый день. - Многоразовыми товарами из натуральных материалов. Играют в «Эколото». Рассматривают, комментируют. - Стекло. Рассматривают картинку. - Почти все отходы. Выполняют физкультминутку. Играют в интерактивную игру «Что получится при вторичной переработке отходов?» | Фронтальная Рассказ Видео-метод Видео «Большое тихоокеанское мусорное пятно» Фронтальная Беседа Фронтальная Групповая Игра «Эколото» 5 карточек «Эколото», фишки Поощрение победившей команде Фронтальная Беседа Презентация Фронтальная Фронтальная, выборочная Интерактивная игра «Что получится при вторичной переработке отходов?» Групповая работа Стенд «Сортировка отходов» Каждой группе: задание, 2 кармашка, раздаточный материал |
Заключительная часть | Итоги работы. - Какова была тема нашего занятия? - Когда отмечается этот праздник? - Для чего нужна вторичная переработка отходов? - О чём был видеоролик, который мы смотрели? - В какую игру играли? - Какой стенд составили? Рефлексия. - Сейчас я предлагаю вам оценить то, как вы поработали в группах на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат листы самооценивания навыков сотрудничества. На них представлена таблица. В первом столбце 4 предложения, в верхней строчке - 3 утверждения: Всегда, Иногда, Никогда. Вам необходимо поставить + напротив того утверждения, которое вы считаете верным. - Спасибо за работу! | - День вторичной переработки. - 15 ноября. - Для того, чтобы изготавливать из отходов новые товары и не загрязнять нашу планету. - О большом мусорном пятне в Тихом океане. - Эколото. - Стенд «Сортировка отходов». Оценивают свою работу в группах. | Фронтальная Беседа
Инд-я Листы «Самооценивание навыков сотрудничества» |
Приложение 1. (Учитель озвучивает правила игры)
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4. Интерактивная игра «Что получится при вторичной переработке отходов?»
Приложение 5. Стенд «Сортировка отходов»