Доклад на тему «Речевое развитие на занятиях по изодеятельности»
Формирование речи и продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) осуществляются на разных занятиях. Это сдерживает развитие творческих способностей детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Поскольку у них практически полностью отсутствуют словесные формы общения, они испытывают дополнительные трудности при переходе от манипуляции с материалами к продуктивной деятельности.
Данная проблема может быть решена, если тематику занятий по изобразительной и конструктивной деятельности, проводимых воспитателем, согласовывать с содержанием воспитателя - логопеда. Темы логопеда разрабатываются и развиваются воспитателями на всех занятиях в течении недели, в том числе, и изодеятельность.
Для реализации на групповых занятиях задач речевого развития в процессе продуктивного творчества разработана тактика обучения (методы и приемы работы). Огромную роль играет использование универсального конструктора, разработанного Г.В.Урадовских. Универсальный конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и рабочих полей (стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью). В процессе специально созданных ситуаций дошкольники учатся видеть в его деталях конкретные объекты, называть их и, отталкиваясь от этой основы, создавать новые изображения.
Освоение технических приемов всех видов продуктивной деятельность является трудоемким занятием. Подход, основанный на эмоционально – познавательном опыте дошкольников, помогает им осмыслить изображаемую ситуацию и выразить свое отношение к объектам и явлениям действительности, использую форму, цвет, величину, композицию и другие изобразительные средства. Дети не только моделируют изображения объектов, но и пытаются связать, объединить их по смыслу.
Развитию творческих способностей способствуют также задания, направленные на преобразование многопредметных композиций, например: пейзажная композиция на тему «Времена года» меняется в соответствии с сезонными явлениями и собственными представлениями о них. Коллективная работа над композицией способствует решению не только изобразительных задач, но и развитию речевой деятельности, произвольных и непроизвольных форм общения.
Для младших дошкольников разработана серия трафаретов: контурные изображения посуды, одежды, объектов растительного и животного мира, транспортных средств. Способствуют успешному развитию творческих способностей и фоновые картинки - схематичное изображение одного или нескольких объектов, объединенных единым сюжетом в незавершенную композицию. Их содержание – явления окружающей действительности, сезонные изменения в живой и неживой природе, рост и развитие животных и растений.
Какие же для этого используются способы руководства?
Дошкольникам предлагаются разные тематические контексты, но все они направлены на детализацию изображения, изменения его места в общей композиции, исключение какого – либо объекта или изменение его характерных особенностей.
Многократное осуществление действий преобразования на разных по содержанию фоновых картинок способствует поддержанию интереса к практической деятельности.
Вовлечение дошкольников в совместную работу со взрослыми способствует осваиванию механизма «оперирования противоположностями» и переключению собственной продуктивной деятельности, которая от занятия к занятию становится понятнее и интереснее.
Воспитатель осуществляет гибкое руководство, ориентируясь на каждого ребенка, поддерживает поиск детьми вариантов решения в практической деятельности, используя игровые приемы, создает атмосферу радости от общения.
Коллективная форма организации детской продуктивной деятельности дает педагогу дополнительные возможности для решения речевых задач (обогащение пассивного и активного словарного запаса, освоение грамматического строя и фразовой речи).
Работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы строится в определенной последовательности:
От ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвел с ним необходимое дейстсвие;
Произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь);
Самостоятельный ответ словом;
Составление предложения из двух – трех слов;
Использование в речи распространенных предложений из трех – четырех слов.
На определенном этапе работы наряду с сопряженной речью воспитатель вводит отраженную форму речи – повторение ребенком отдельных слов и фраз. Также, в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения детей между собой и с педагогом, который использует каждое произнесенное ребенком слово или вопрос как повод вступить с ним в диалог. В конце занятия воспитатель подводит итог, рассказывая о последовательности действий, выполненных детьми, и приглашает их к обсуждению результата работы.