12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ванюкова Лариса Николаевна115
10

Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.



Тема: Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту.

2. Познакомить с приемами конструирования из пластичных материалов, закрепить приемы лепки.

3. Воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: составлять композицию по заданному образцу или по собственному замыслу; изготовить модель печи из пластилина; использовать умение работать с пластичными материалами при выполнении изделия; оформлять изделие по собственному замыслу.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно составлять план изготовления изделия; осваивать проектную деятельность с помощью учителя; анализировать изделие; планировать его изготовление; оценивать промежуточные этапы; осуществлять коррекцию; презентовать композицию по заданному плану.

Познавательные: выделять основные элементы убранства избы по иллюстрации , выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы; называть устройство печи: лежанка, устье, шесток; по иллюстрации анализировать убранство русской печи и определять название утвари; называть материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника.

Коммуникативные: составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари по иллюстрациям и собственным наблюдениям.

Личностные: формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру, результату деятельности человека и культурно-историческому наследию; проявлять интерес к конструктивной деятельности.

Ресурсы и оборудование: образец изделия, презентация с изображениями печи, инструменты и материалы, необходимые к уроку и для работы, рабочая тетрадь, карточки – помощники, музейные экспонаты.











Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Донская земля. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родину.

Казак : В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина – Родина моя!

Казачка : Воспетый Шолоховым край донских степей,

Моей души любимые просторы,

Я вижу в небе клин летящих журавлей

И все их понимаю разговоры.

Казак : Горжусь землей и помню я о ней.

И в Гуково живу все эти годы

И понимаю, нет земли родней,

Пьянящей всех и волей, и свободой.

Казачка : Откуда Дон берет начало…

Где скрыта вечная струя,

Что вниз, по руслу величаво

Уходит в дальние края!

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет:

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течет.

Звучит песня «Эх донские казаки»

Учитель: Ты- казачий мой край необъятный,

Ты- донская сторонка моя,

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае)

Казак: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.

Казак: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые»

Учитель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Учитель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (Добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака)

А как называли жену казака? (Казачка)  (фото казачки)

Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб)

Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. Где она готовили еду? В этом помогут нам загадки.

2. Учимся новому.

1.Шуба в избе - рукав на улице.

2. Стоит девица в избе – коса на улице

Лето придет – не глядят на нее,

Зима настанет – обнимают ее.

3.Мать толста,

Дочь красна,

Сын – бес долетел до небес.

4. Толстая Федора наедается не скоро,

Но когда она сыта, от Федоры теплота.

5.Стоит изба из кирпича,

То холодна, тот горяча.

Накормишь – живет,

Напоишь – умрет.

6. В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змий. И, как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начинает у него изо рта пламень огненный исходить и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются.

На доске 1 ученик из слов собирает пословицу( Печка кормит, печка греет, печка – мать родная.)

Кто будет главным героем нашего урока? ( Русская печка)

Прочитайте пословицу, которую собрал на доске…… Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

Сейчас мы отправимся в наш школьный музей, чтобы поближе познакомиться с русской печкой.

Экскурсовод в костюме казачки:  Ребята, самое главное  в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь  существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу. Отгадайте, что готовили в печи?

1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

2.Меня бьют, колотят, режут, а я всё терплю, людям добром плачу. (Хлеб)

3.Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

В печи выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются  особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что  в печи,- на стол мечи».

Подумайте, почему русской печи отводилась особая роль в избе? ( Печь кормила, спасала от холода)

Про печку не только придумывали загадки, пословицы, но и слагали легенды и сказки.

Вспомните сказки, в которых печка является действующим персонажем.

Послушайте текст, попробуйте логически его закончить.

Ленивый Емеля заставлял печку ездить, куда ему надо. А может Емеля был не ленивый, а просто ……… и печка его ….

А лечить печка могла от многих болезней (простуды, радикулита,….)

Вот и лежал Емеля на лежанке. Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. (Карточку со словом лежанка прикрепить )

Еще, какая сказка вам вспомнилась, в которой печка действующее лицо («Гуси – лебеди»). А что случилось, если бы Иванушка остался у Бабы Яги?

Вы подумали, что Баба Яга хотела испечь его как пирожок и съесть?

А вот наша добрая Баба Яга задумала совсем иное. Попробуйте догадаться, послушав следующий отрывок.

Сейчас дрова сгорят, печка протопится, хлеб испечется. А потом ты сядешь на лопату, и я засуну тебя в печку, чтобы ты вышел оттуда……….. и ……………….

Русскую печь использовали в старину как баню.

А засунула бы Баба Яга Иванушку в печку на лопате через устье. Устье – отверстие в передней части печи. Через устье в печь закладывается топливо, и ставятся чугунки и горшки. ( Карточку со словом устье прикрепить)

- На уроке технологии вы изготовили замечательных домовят. Подумайте, какое отношение домовой имеет к печи?

В каждой крестьянской семье хранителем семейного очага издревле считался домовой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом уголке на печи – на шестке. Шесток – ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.)

( Карточку со словом шесток прикрепить)

Перечислите, какие основные части печи вы запомнили?

Какую посуду использовала казачка?

В доме казака в больших количествах можно было увидеть плетеные корзины, короба, сапетки, сундучки. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили зерно, рыбу, овощи. Также большое распространение на Дону получает и глиняная посуда. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы и названия:

Кубышки - узкогрудые посудины с широко раздутыми боками.

Махотки – низкие кувшины с широким горлом, по-русски «крынка».

Макитры – большие, широкие горшки.

Кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Формы и декор посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначена:

Светлые – для молока.

Темные – для пива и кваса.

С узким горлом – для постного масла.

Черные – для приготовления пищи в печи.

-Но чтобы чугунок или горшок в печь поставить и из печи достать, хозяйке нужен был ещё один предмет, отгадайте его.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт. ( Ухват)

- Наша экскурсия подошла к концу.

Учитель: Ребята, как называется специалист по кладке и ремонту печи? (печник)

Хороший печник всегда пользовался почетом и уважением среди населения. Он знал заветные слова, которые говорил перед кладкой печи. Повторим их.

3.Физминутка.

Ча – ча – ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка)

Чи – чи – чи (3 хлопка над головой)

Печёт печка калачи (4 присидания)

Чу – чу – чу (3 хлопка за спиной)

Калачи я есть хочу.

4. Делаем сами

Учитель: Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь.

-Из какого материала будем выполнять изделие?

Какие еще вам известны пластичные материалы?

Какой инструмент нам потребуется в работе?

Вспомните, какими свойствами обладают пластичные материалы? ( Они пластичны, их можно отрезать, мять, вытягивать, сплющивать, раскатывать, вдавливать, прилеплять, прищипывать.)

Сегодня будем работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет печником – и будет лепить печь, а кто мастером по изготовлению посуды и хозяйственного инвентаря. Посуду вы уже умеете лепить.

Вспомните, как надо работать в паре?

А сейчас я научу вас лепить печку.

1. Из куска пластилина вылеплю кубик.

2. Затем чуть вытяну его.

3. Стекой вырежу несколько ровных кусочков из основы. Чтобы получились такие части как лежанка, устье, шесток.

4. Приглажу изделие, чтобы печка получилась красивая, да ладная.

Печники, ваша задача – вылепить печь.

Мастера, ваша задача – вылепить те предметы, которые могли бы стоять на шестке(чугунки, горшки). А так же вылепите те предметы, которые помогут хозяйке растопить печь (кочергу, ухват)

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Вы любите сказки? Я предлагаю вам прослушать сказку про русскую печку.

Дети лепят. Звучит художественное чтение сказки .

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил и кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!
  Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом. По праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой. В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки.
  Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней. Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же – исправно топилась и грела избу.
  Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь – микроволновка.
  Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может. Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить. Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да, так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась. Стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты, кокора – всю кухню загромоздила!». А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают, как раньше. Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла. А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы. После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком. Да теперь, видно, не нужна им стала!». Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний, да от дум таких горьких, стали ещё чаще вываливаться.
  Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать. Обиделась на них печка и ушла ночью из дома. Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу. Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось. 
Наступило лихое времечко! Стали часто в селе электричество отключать. Очень худо пришлось старикам. Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно. Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку. Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя. Негде погреться, негде щи да кашу нам  сварить, негде пирогов испечь. Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!». 
  Пожалела стариков печка, вернулась в избу. Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила. Стала русская печь лучше прежнего. Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит-балдеет, свои старые косточки греет. Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно. А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!             
  Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки. Вещь-то хорошая, да, когда не бывает электричества, бесполезная, еду-то в ней, без этого самого электричества-то, ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела. Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя. Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её сухонькими дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит.
  Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!


Понравилась сказка про печку?

Почему, подумайте, пища, приготовленная в русской печи вкуснее, а пироги пышнее?

Каша или блины, приготовленные в русской печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Процесс приготовления пищи в русской печи называется томление ( слово на доске) – это когда длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда невозможно приготовить в других условиях или крайне трудно. Например, топленое молоко, перловую кашу с грибами, жареные в сметане грибочки или картошку.

5. Оценивание работы.

Учитель: Вот и вылепили печь. Теперь и у Домовят появилось свое место в доме.

Ребята, я прошу вас сейчас поменяться местами и провести презентацию поделки своих друзей ( т.е. оценить их работу).

Памятка для презентации

Какая печка получилась?

Красивая, добрая, ладная, аккуратная, гладенькая…

Все ли части есть у печки?

Лежанка, устье, шесток

Получилась ли композиция?


Хотелось бы тебе иметь такую в своём доме?

Такую печь…..

6. Рефлексия.

Учитель: Возвращаемся на свои места.

Я прошу вас продолжить предложения (текст на экране).

На уроке я узнал……….

На уроке я научился…………

Закончить наш урок, я хочу словами пословицы: Печка кормит, печка греет, печка – мать родная. Помните слова сказки « Не один век русская печка людям служила и еще послужит».

7.Домашнее задание.

- Найдите информацию о том, какие предметы мебели обычно наполняли дом казака. При желании посетите с родителями краеведческий музей и познакомьтесь с предметами древнерусского быта.























Опубликовано


Комментарии (4)

Ванюкова Лариса Николаевна, 19.08.21 в 15:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна! Очень приятно!
Дармина Елена Николаевна, 17.08.21 в 06:49 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Спасибо за труд, Лариса Николаевна! В избранное!
Ванюкова Лариса Николаевна, 19.08.21 в 15:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.