Технологическая карта урока технологии во 2 классе «Работа с пластилином. Рельефные работы»
2 класс-технология
Тема: Работа с пластилином . Рельефные работы.
Пейзаж «Деревня»
Цели |
Закрепить знания о приемах работы с пластилином, создания тематической композиции; учить анализировать образец пейзажа и на его основе создавать собственный эскиз, соблюдать пропорции при изображении перспективы, создавать цветовые оттенки путем смешивания пластилина, выполнять рельеф с использованием пластилина |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Рельеф, барельеф, горельеф |
Наглядно-демонстрационный материал |
Изображение деревни, макеты построек деревни; различные виды пластилина; изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе |
Окончание табл.
Оборудование |
Учебник; картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист; изображения построек деревни |
Планируемые |
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства. Предметные: узнают свойства, способы использования, виды пластилина; научатся выполнять рельеф с использованием пластилина, применять прием смешивания пластилина для получения новых оттенков. Метапредметные: регулятивные – овладеют способностью организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – научатся производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи, анализировать образец пейзажа и создавать на его основе собственный эскиз; коммуникативные – научатся участвовать в обсуждении использования выразительных средств в создаваемой картине, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Актуализация знаний |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся |
Проверяю готовность обучающихся к уроку. – На прошлых уроках вы познакомились с народными промыслами. Какими? На самом деле, это лишь одни из наиболее известных. Расскажите нам о других народных промыслах. Заслушиваю сообщения учащихся. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, зачитывают со- |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью. |
Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
к усвоению изучаемого материала. Вступительная часть |
– Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер – каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Но к IX веку число мастерских значительно увеличилось. Мастера производили теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. На древнерусских поселениях IX–Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать. Так постепенно развивались центры ремесел. Каждая деревня славилась производством каких-то предметов домашней утвари, своеобразием украшения. Поэтому по глиняному горшку, купленному на ярмарке, могли легко определить, где он сделан, какой мастер его слепил и украсил. Вот так жили люди в те века. Летом занимались сельским хозяйством, а зимой – ремеслом |
общения |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, составлять рассказ |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
II. Освоение нового материала |
Беседа о деревне. Просмотр картинок, макетов деревни, слайдов |
– Что такое деревня? Это избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой. Бывали ли вы когда-нибудь в деревне? Нет, не в той, которая расположена недалеко от города, а дальней. Такие деревни до сих пор сохраняют облик, близкий к древнерусскому. Давайте рассмотрим, как выглядели они в те далекие времена. Посмотрите на картинки (слайды, макеты) с изображением деревни. Что вы на них видите? Из чего сделаны дома? Как называются такие дома? (Избы.) Из чего сделана мебель и другая домашняя утварь? Есть ли в деревне другие постройки? Из чего они сделаны? Как вы думаете, откуда взялось слово «деревня»? |
Слушают учителя, участвуют в коллективной беседе, смотрят презентацию, описывают деревню, дома |
Фронтальная |
Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя |
Устные ответы |
Сообщение теоретических сведений. Рельеф и барельеф. Просмотр картинок, слайдов, изделий |
– Сегодня мы попробуем нарисовать деревню, но не красками или карандашами, а пластилином. Мы уже выполняли такую работу в 1 классе, напоминает нам Аня (учебник, с. 32). Наша картина будет рельефной. Что это значит? (Изображение будет выпуклым.) Различают несколько видов рельефов: барельеф – низкий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. |
Слушают учителя, участвуют в коллективной беседе, смотрят презентацию, анализируют информацию |
Фронтальная |
Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию пред- |
Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Где мы еще можем встретить термин «рельеф»? (Когда говорим о неровностях суши – горах, холмах и т. п.) |
метов по заданным основаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания |
|||||
Практическое задание |
Заслушивает ответы учащихся. – Определите среди представленных произведений рельеф и барельеф (показываю наглядно-демонстрационный материал) |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
|||
Физкультминутка |
Провожу музыкальную физкультминутку |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
||
III. Творческая практическая деятельность |
Организация рабочего места |
Проверяю организацию рабочего места |
Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы |
Фронтальная |
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда |
Организация рабочего места |
Беседа «Что и как мы будем делать». Работа с учебником (с. 33) |
– Сегодня мы будем делать рельефную картинку из пластилина нетрадиционным способом. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его по заданному плану. – Как называется техника, в которой мы будем делать изделие? – Какие материалы нам потребуются для работы? |
Анализируют изделие, узнают и называют освоенные материалы, их свойст- |
Фронтальная |
Познавательные: общеучебные – умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа |
Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
– Каков порядок работы над изделием? Предлагаю учащимся проговорить план работы, сверить его с готовым планом в учебнике. Демонстрирую приемы работы |
ва, приемы работы; составляют план работы над изделием, проговаривают его вслух |
учителя, по воспроизведению Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, составлять план работы с опорой на рисунки в учебнике. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки |
||||
Практическое задание |
Наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания. Контролирую соблюдение правил безопасной работы, понимание правила создания рукотворных предметов. – Выполните рельефную картинку из пластилина «Деревня» |
Выстраивают последовательность реализации собственного замысла |
Индивидуальная |
Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке |
Изготовление пейзажа из пластилина «Деревня» |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности |
Выставка работ учащихся |
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий |
Рассматривают выполненные поделки, оценивают их |
Фронтальная |
Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Организую беседу по вопросам: – Какую новую технику работы с пластичными материалами мы сегодня изучили? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Что можно изготовить таким способом? – Какое у вас сейчас настроение? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Устные ответы |
|
Заключительное слово |
Читаю стихотворение «В деревне»: Как я люблю свои березы, Люблю я речки серебристой Люблю я мирные картины Я не расстанусь с этим раем, М. Чехов |
Слушают учителя |
Фронтальная |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Домашнее задание |
Объясняю домашнее задание. – Подготовьте письменно ответ на вопрос: «Чем жизнь в деревне отличается от жизни в городе?». Отразите свою работу в папке достижений с помощью родителей |
Слушают учителя |
Индивидуальная |