Урок технологии во 2 классе «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами»

8
0
Материал опубликован 9 April 2017

 Тема

«Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами»

Цель

Изготовить аппликацию матрешки из картона и ткани.

Задачи

1.Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности.

2.Познакомиться с народными промыслами родного края. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки.

3.Пробуждение интереса к культуре своего народа, народным промыслам, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Планируемые результаты

Предметные: узнают историю возникновения матрёшки, научатся выполнять аппликацию из картона и ткани.

Личностные: проявят интерес к предметно-практической деятельности.

Регулятивные: овладеют способностью составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия.

Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников.

Межпредметные связи

1.Математика-моделирование, выполнение вычислений.

2.Изобразительное искусство-использование средств художественной выразительности.

3.Литературное чтение-работа с текстом для создания образа, реализуемого в изделии.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

У учителя: учебник, предметы промыслов.

У учащихся: учебник, кусочки ткани, картон, клей, ножницы.

Интернет ресурсы.

Основные методы:

Формы работы:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

Индивидуальная, парная, групповая.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Мотивация к деятельности

Время: 1,5 мин.
Проверка готовности;

эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку.


 

Упражнение «Я дарю тебе улыбку». Посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.

 Проверяют готовность к уроку.

 Личностные: мотивация к творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Создание проблемной ситуации

 

-Вы любите игрушки?

Какие раньше были игрушки? Можете предположить, какую игрушку будем сегодня делать?

Отвечают на вопрос учителя.

 

Актуализация необходимых знаний

Беседа о народных промыслах.

Время: 2,5 мин.
 

Вывод.


 


 


 


 


 


 

Сообщение темы.


 

Создание проблемной ситуации

На доске выставлены разные игрушки.

Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами… А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева. И они ничего не умели делать. Их создавали представители разных профессий: гончары, ткачи, игрушечники, портные, резчики по дереву.

Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину, в мир искусства?

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, обработка волокна, обработка шерсти и приготовление шерстяных изде­лий, деревянные, металлические изделия.
Что знаете о народных промыслах нашего края? 

Чуваши унаследовали от булгар высокую технику металлообработки (кузнецы)

Это вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарное дело и керамика, создание изделий из бересты и лыка, изготовление национальных костюмов и кукол, плетение из бисера, художественная ковка.

Вывод: Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.

К какой игрушке мы отправимся в гости вы узнаете, отгадав загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Ребята, вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока?  Матрешка. 

-Что интересного вы знаете об этой игрушке?  (кукла с секретом)

-Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка?

Учащиеся высказывают свои предположения

Читают стихи

(приложение 1)

Отвечают на вопрос учителя.

Отгадывают загадку.

Формулируют дети.


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные: принимают учебную задачу.


 

Коммуникативные:

слушают учителя и одноклассников,

высказывают свое мнение.

оформляют свои мысли в устной форме.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

Организация познавательной деятельности

Время: 10 мин.
Этапы:

1.Работа с учебником(с.30)


 

2.Рассказ учителя.


 


 


 

3.История создания матрёшки.

4.Знакомство с новыми профессиями.

Словарная работа.

5.Физкультминутка для пальчиков

(1 мин)
 

6.Практическая работа (20 мин)

7.Повторение последовательности выполнения аппликации.

8.Самостоятельная (творческая) работа учащихся.


 


 


 

Индивидуальная работа, работа в паре

(взаимопомощь)

9.Итог урока. Выставка работ учащихся. Оценка работ.

Время:3 мин

Матрешка стала символом нашей страны, России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот старичок был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её.

Какие профессии потрудились при создании матрёшки? (токарь, мастер – игрушечник, художник)

Матрешка состояла из восьми фигурок. Целое семейство дружное и трудолюбивое.

Сколько фигур пряталось в кукле из Японии?(5)

Сколько бывает кукол? О каком семействе говорится? (8)

Семеновская расписная матрешка была утверждена в качестве официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Они были 3-5-местные.

-Как вы думаете, почему игрушку назвали матрешкой?

В основе слова Матрена лежит латинское слово «mater» и переводится как мать. Поэтому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, у которой было отличное здоровье и фигура, а раньше в крестьянских семьях было много детей.

-Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек?

- Матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, порой она бывает совсем крошечной, меньше ноготка, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой (шлифовальщик). Следующий этап – роспись,

этим занимается художник. Завершающий этап- четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова.

- Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать матрешку. Ваша матрешка должна быть авторской.

  Мы - весёлые сестрицы!

Мы - матрёшки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)

Предлагаем поиграть.

Скорей, ребята, все за дело

Вырезай матрешек смело.

Составляй любой узор

Чтобы радовал он взор!

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом

- Посмотрите на готовое изделие.

- Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.)

- Какие виды ткани вы знаете? (шелк, ситец, драп, шерсть и т.д)

- Как называется прием работы над поделкой? (аппликация)

- Что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов, из ткани)

- Какова главная цель нашего урока? (изготовить фигуру матрёшки)

1.Беседа по ТБ. Проверка знаний правил работы с ножницами, клеем.

 2.  С чего начнём свои действия? (по шаблону вырезать из картона фигуру матрёшки)

-Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай на обратной стороне листа)

3. Работа с учащимися. Разработка алгоритма выполнения аппликации.

-А сейчас вы приступаете к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

-Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей (учебник, с.31)

В процессе работы каждому ребенку (по необходимости) дать консультацию. Обратить внимание на осанку, правильное использование инструментов.

Анализ изделий по критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.

-Где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным и близким или как сувенир) 

Какие профессии помогли, чтобы появилась новая игрушка – матрёшка?

-Что было сложным при выполнении изделия?

-Какой этап урока вам показался самым интересным?   Почему?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.

Отвечают на вопрос.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища.


 

Рассматривают выполненные поделки.

Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод.

Отвечают на вопросы

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск информации.

(из материалов учебника, из рассказа учителя)


 


 


 


 

Метапредметные: связь с математикой

Коммуникативные:

слушают учителя и одноклассников,

высказывают свое мнение.

оформляют свои мысли в устной форме.


 

Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают

в учебное

сотрудничество, слушают одноклассников, учителя.

Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие разных расписанных матрёшек.

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности.

Регулятивные: ориентируются

в учебнике, составляют план выполнения работ.


 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

Личностные: имеют желание работать, знают

правила поведения на уроке.

Познавательные: проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию деталей.

Регулятивные:

организуют совместную работу в паре, осуществляют деловое сотрудничество и взаимопомощь.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщают, делают выводы.

Коммуникативные:

в доброжелательной

форме комментируют

и оценивают достижения товарищей.

Регулятивные:

оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Рефлексия деятельности

Рефлексия 
Время: 2 мин.


 

-Какое у вас сейчас настроение?

 -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше мест в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание. Матрешка – это тепло и уют в доме.

Подготовленные дети исполняют частушки. (Приложение 1)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.