Урок технологии во 2 классе «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами»
Тема |
«Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами» |
||||||||
Цель |
Изготовить аппликацию матрешки из картона и ткани. |
||||||||
Задачи |
1.Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности. 2.Познакомиться с народными промыслами родного края. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки. 3.Пробуждение интереса к культуре своего народа, народным промыслам, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству. |
||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: узнают историю возникновения матрёшки, научатся выполнять аппликацию из картона и ткани. Личностные: проявят интерес к предметно-практической деятельности. Регулятивные: овладеют способностью составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия. Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников. |
||||||||
Межпредметные связи |
1.Математика-моделирование, выполнение вычислений. 2.Изобразительное искусство-использование средств художественной выразительности. 3.Литературное чтение-работа с текстом для создания образа, реализуемого в изделии. |
||||||||
Ресурсы: Основные Дополнительные |
У учителя: учебник, предметы промыслов. У учащихся: учебник, кусочки ткани, картон, клей, ножницы. Интернет ресурсы. |
||||||||
Основные методы: Формы работы: |
словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля Индивидуальная, парная, групповая. |
||||||||
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
Планируемые результаты (УУД) |
||||||
Мотивация к деятельности |
|||||||||
Время: 1,5 мин. эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Упражнение «Я дарю тебе улыбку». Посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам. |
Проверяют готовность к уроку. |
Личностные: мотивация к творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. |
||||||
Создание проблемной ситуации |
|||||||||
-Вы любите игрушки? Какие раньше были игрушки? Можете предположить, какую игрушку будем сегодня делать? |
Отвечают на вопрос учителя. |
||||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||||
Беседа о народных промыслах. Время: 2,5 мин. Вывод.
Сообщение темы.
Создание проблемной ситуации |
На доске выставлены разные игрушки. Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами… А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева. И они ничего не умели делать. Их создавали представители разных профессий: гончары, ткачи, игрушечники, портные, резчики по дереву. Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину, в мир искусства? Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, обработка волокна, обработка шерсти и приготовление шерстяных изделий, деревянные, металлические изделия. Чуваши унаследовали от булгар высокую технику металлообработки (кузнецы) Это вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарное дело и керамика, создание изделий из бересты и лыка, изготовление национальных костюмов и кукол, плетение из бисера, художественная ковка. Вывод: Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. К какой игрушке мы отправимся в гости вы узнаете, отгадав загадку: Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может - пять, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская… Ребята, вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока? Матрешка. -Что интересного вы знаете об этой игрушке? (кукла с секретом) -Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка? |
Учащиеся высказывают свои предположения Читают стихи (приложение 1) Отвечают на вопрос учителя. Отгадывают загадку. Формулируют дети. |
Регулятивные: принимают учебную задачу.
Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, высказывают свое мнение. оформляют свои мысли в устной форме. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи. |
||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||||
Время: 10 мин. 1.Работа с учебником(с.30)
2.Рассказ учителя.
3.История создания матрёшки. 4.Знакомство с новыми профессиями. Словарная работа. 5.Физкультминутка для пальчиков (1 мин) 6.Практическая работа (20 мин) 7.Повторение последовательности выполнения аппликации. 8.Самостоятельная (творческая) работа учащихся.
Индивидуальная работа, работа в паре (взаимопомощь) 9.Итог урока. Выставка работ учащихся. Оценка работ. Время:3 мин |
Матрешка стала символом нашей страны, России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот старичок был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. Какие профессии потрудились при создании матрёшки? (токарь, мастер – игрушечник, художник) Матрешка состояла из восьми фигурок. Целое семейство дружное и трудолюбивое. Сколько фигур пряталось в кукле из Японии?(5) Сколько бывает кукол? О каком семействе говорится? (8) Семеновская расписная матрешка была утверждена в качестве официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Они были 3-5-местные. -Как вы думаете, почему игрушку назвали матрешкой? В основе слова Матрена лежит латинское слово «mater» и переводится как мать. Поэтому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, у которой было отличное здоровье и фигура, а раньше в крестьянских семьях было много детей. -Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек? - Матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, порой она бывает совсем крошечной, меньше ноготка, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой (шлифовальщик). Следующий этап – роспись, этим занимается художник. Завершающий этап- четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова. - Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать матрешку. Ваша матрешка должна быть авторской. Мы - весёлые сестрицы! Мы - матрёшки-озорницы! Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики) Предлагаем поиграть. Скорей, ребята, все за дело Вырезай матрешек смело. Составляй любой узор Чтобы радовал он взор! Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом - Посмотрите на готовое изделие. - Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.) - Какие виды ткани вы знаете? (шелк, ситец, драп, шерсть и т.д) - Как называется прием работы над поделкой? (аппликация) - Что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов, из ткани) - Какова главная цель нашего урока? (изготовить фигуру матрёшки) 1.Беседа по ТБ. Проверка знаний правил работы с ножницами, клеем. 2. С чего начнём свои действия? (по шаблону вырезать из картона фигуру матрёшки) -Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай на обратной стороне листа) 3. Работа с учащимися. Разработка алгоритма выполнения аппликации. -А сейчас вы приступаете к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. -Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей (учебник, с.31) В процессе работы каждому ребенку (по необходимости) дать консультацию. Обратить внимание на осанку, правильное использование инструментов. Анализ изделий по критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. -Где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным и близким или как сувенир) Какие профессии помогли, чтобы появилась новая игрушка – матрёшка? -Что было сложным при выполнении изделия? -Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему? |
Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания. Отвечают на вопрос.
Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища.
Рассматривают выполненные поделки. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод. Отвечают на вопросы |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск информации. (из материалов учебника, из рассказа учителя)
Метапредметные: связь с математикой Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, высказывают свое мнение. оформляют свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя. Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие разных расписанных матрёшек. Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятивные: ориентируются в учебнике, составляют план выполнения работ.
Личностные: установка на здоровый образ жизни Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке. Познавательные: проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию деталей. Регулятивные: организуют совместную работу в паре, осуществляют деловое сотрудничество и взаимопомощь. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщают, делают выводы. Коммуникативные: в доброжелательной форме комментируют и оценивают достижения товарищей. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. |
||||||
Рефлексия деятельности |
|||||||||
Рефлексия |
-Какое у вас сейчас настроение? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше мест в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание. Матрешка – это тепло и уют в доме. Подготовленные дети исполняют частушки. (Приложение 1) |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |