Внутриклассное оценивание индивидуальных достижений обучающихся в свете требований ФГОС НОО
Тема выступления «Внутриклассное оценивание индивидуальных достижений обучающихся в свете требований ФГОС НОО»
Слайд 1 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.
В своей работе я придерживаюсь психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой
Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
-являться неотъемлемой частью учебной деятельности;
-стать для ребёнка осмысленным действием;
-направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
-проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний
Слайд 2 В соответствии с этими требованиями система оценивания направлена на получение следующих результатов:
У обучащихся:
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
адекватно воспринимать оценки и отметки;
различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка
Учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Качество образования зависит от объективного внутриклассного оценивания.
Внутриклассное оценивание – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности.
Так, что же оценивать?
По какой шкале?
Где накапливать и фиксировать результаты?
Кто должен осуществлять оценивание?
Как определять итоговую оценку?
Итак, ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
Результаты учителя - это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом, которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.
Слайд 3 Наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.) можно фиксировать в «Лист достижений обучающегося».
Слайд 4 Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение «Карты наблюдений».
Слайд 5 Взаимооценка помогает ученикам предоставлять друг другу необходимую обратную связь, так чтобы они могли взаимообучаться и обеспечивать взаимную поддержку, что обеспечивает им возможность говорить, обсуждать, объяснять и критически оценивать друг друга. Успешная взаимооценка может помочь развить самооценку с тем, чтобы ученики, в конечном счете, брали на себя возрастающую ответственность за свой собственный прогресс в обучении.
Слайд 6 Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Слайд 7 Пример «Листа самооценки предметных достижений»
Оценка результатов рефлексии учащихся
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Слайд 8-16 Существует много различных методик и приемов формирования оценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.
Слайд 17 Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.
Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный год. Начинаю с себя: изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций и далее, планируя каждый урок, прописываю какое задание учебника формирует умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и оформления.
Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.
Хочется отметить, что в программе «Планета Знаний», по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих успешному выполнению заданий.
Слайд 18 Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.
оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;
3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;
6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Потамошнева Наталья Алексеевна