Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Организация системы оценивания достижений обучающихся
начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Т.В. Матыгулина,
учитель начальных классов,
высшая категория,
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»,
Иркутской области
e – mail: matyghulinat@mail.ru
«… где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями
здоровья – в специальном учреждении или в условиях
интеграции – это должно быть специальное обучение.
Только так можно добиться успешной адаптации ребенка
в школе и получения им образования, которое будет одним
из условий его адаптации интеграции в последующей взрослой жизни»
В. И. Лубовской
В настоящее время результатом образования считается не просто получение знаний, умений и навыков, но познавательное и личностное развитие обучающихся в рамках образовательного процесса и за его пределами.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников, которая отражена в адаптированных основных образовательных программах начального общего образования.
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе вариантов 1.2, 2.2, 2.3 Стандарта, обеспечивает достижение слабослышащими, позднооглохшими и глухими обучающимися трёх видов результатов: личностных, метапредметных (вариант 1.2, 2.2) и предметных.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоение обучающимися учебного предмета.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты обучения примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, сохраняются в его традиционном виде.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка
(мониторинговые исследования);
субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные процедуры и оценки (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов);
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;
интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы: система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
При оценке результатов освоения АООП НОО необходимо обеспечить ребенку с нарушением слуха право проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребёнка ограничениях во времени.
При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Для получения более объективной и полной картины об освоении учащимися образовательных программ необходимо разработать систему контроля, включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса.
Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности глухих и слабослышащих обучающихся, закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.