Организация работы методической службы школы. Самоанализ
Методическая служба образовательного учреждения изначально формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Методическая служба призвана помочь осуществить качественный переход на профессиональный стандарт «Педагог». При условии нацеленности всех подразделений методической службы школы на устранение профессиональных затруднений педагогов, решение возникающих проблем, развитие профессиональных компетенций, данная задача будет решена.
Использование активных форм методической работы позволит включить в процесс профессионального развития всех педагогов коллектива. Это могут быть методические дискуссии и диспуты; педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации); моделирование педагогических ситуаций; олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий; методические «мосты» (дистанционное общение в интернете), ярмарки методических рекомендаций; аукцион методических разработок; методический КВН; выставки успешного педагогического опыта (разработки уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Методическая продукция, разработанная и изданная по результатам методической работы за год, будет ощутимым результатом и хорошим помощником всему коллективу в дальнейшем.
Продукты методической деятельности систематически представляются педагогическому сообществу и являются показателем профессионального роста педагога и профессиональной конкурентноспособности учителей школы.
Критериями успешности методической работы в школе сегодня стали: нацеленность на реальные актуальные проблемы конкретного педагогического работника, единство методического подхода в образовательном учреждении, рациональное использование новых методов, технологий, психологический климат в коллективе, соотношение самостоятельной и коллективной методической работы учителей, удовлетворенность учителей своим трудом.
Школьные профессиональные сообщества
Каждый учитель школы участвует в работе хотя бы одного из профессиональных сообществ (постоянно действующих и временно действующих структур) по собственному выбору. Цель деятельности всех структур – обеспечить условия профессионального роста педагогов.
Планы работы профессиональных сообществ составляются по результатам диагностики (мониторинга) профессиональных затруднений педагогов школы на основе «Профессионального стандарта «Педагог» и вся работа строится на развитие имеющихся и освоение отсутствующих трудовых действий, необходимых умений и знаний, все проводимые мероприятия рассматриваются с точки зрения развития профессиональных компетенций.
Организация повышения квалификации педагогов вне учреждения
Важным фактором профессионального роста и методической грамотности педагога является участие его в конкурсах профессионального мастерства муниципального, городского, всероссийского и международного уровня. Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения успешного опыта, способствует профессиональному самоопределению учителя.
Перечень конкурсов обычно известен заранее. А значит, можно спланировать участие педагогов в них. Для этого нужна прежде всего информация о целях, сроках, формах представления материалов или личного участия. Такая информация всегда содержится в положениях и информационных письмах о конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях и др. мероприятиях.
В целях организованного участия педагогов в начале года предлагается заполнить таблицу о планировании участия в профессиональных конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах, конференциях и др. с вписыванием темы выступления:
№ п/п | ФИО педагогов | Конкурс … | Олимпиада… | Выставка… | Фестиваль… | Научно-практическая конференция… |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3… | | | | | | |
Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов
Результаты развития профессиональных компетенций педагогических работников школы анализируются в соответствии с Листом самоанализа и самооценки профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта «Педагог» и следующей таблицей.
Трудовая функция | Профессиональные затруднения, самооценка в начале учебного года | Фактический результат развития компетенции на конец учебного года (в баллах, 0 - 2) | Выводы |
| | | |
| | | |
Педагог делает самоанализ и самооценку только по тем компетенциям, которые в начале года были оценены баллами 0 и 1. Делает вывод о причинах некачественной работы в течение года, если не произошел рост показателя.
По результатам самоанализа педагоги вносят изменения в индивидуальные планы профессионального развития, на уровне школы проводится корректировка программы профессионального роста педагогов.
Проведение ежегодного мониторинга развития профессиональных компетенций позволит «ликвидировать» профессиональные «дефициты» и отследить динамику профессионального роста педагогов, будет способствовать качественному изменению образовательной практики и ее результатов.
Данная модель внутришкольной системы профессионального роста педагогов «Мастерская профессиональной успешности» помогла выстроить методическую работу в школе.
В тоже время эта модель универсальна и может быть реализована любой образовательной организацией, включая дошкольные и профессиональные, при условии адаптации и использования профессиональных компетенций соответствующего уровня.