Урок на тему «Вода, водоёмы. Значение водных богатств и их охрана. Закрепление знаний о типах склонения имён существительных»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру в 4 классе по теме: «Вода, водоёмы. Значение водных богатств и их охрана. Закрепление знаний о типах склонения имён существительных».
Пояснительная записка
Данный урок проводится в четвёртом классе во второй четверти. Тема «Вода, водоёмы. Значение водных богатств и их охрана. Закрепление знаний о типах склонения имён существительных» соответствует программе начальных классов по русскому языку и окружающему миру. Совмещение двух тем даёт возможность сделать урок интересным, ярким и праздничным. При сокращении часов в федеральном учебном плане на изучение русского языка, даёт дополнительную возможность работать над отработкой необходимых тем программы. Интеграция содержания различных учебных предметов является мощным стимулом к развитию мыслительной деятельности младших школьников. На интегрированных уроках в начальной школе дети учатся сравнивать, сопоставлять, искать связи между предметами и явлениями.
Ожидаемые результаты освоения данной темы
В результате изучения темы «Вода, водоёмы. Значение водных богатств и их охрана. Закрепление знаний о типах склонения имён существительных» ученик должен:
Называть: водоёмы; существительные.
Уметь рассказывать о значении водных богатств.
Приводить примеры имен существительных разных склонений.
Находить имена существительные в предложениях, текстах.
Определять: род, число, склонение, падеж имени существительного.
Применять: правила при определении у имен существительных 1,2,3-го склонения Списывать и писать под диктовку разборчиво, аккуратно имена существительные с безударными окончаниями.
Обнаруживать ошибки в письменной самостоятельной работе; причины загрязнения водоёмов
Использовать учебник для самоконтроля.
Направление: Начальная школа
Предмет: Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Тема урока: «Вода, водоёмы. Значение водных богатств и их охрана. Закрепление знаний о типах склонения имён существительных»
Характеристика класса: В классе 25 учащихся: 11 девочек и 14 мальчиков. В целом класс дружный. Ребята любят выполнять свои поручения. С большим удовольствием принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Большинство учащихся класса – это любознательные, интересующиеся ребята. У них горят глаза, когда получается самим найти путь решения поставленной задачи.
Система: Традиционная
Программа: Школа России
Класс: 4 (1 - 4)
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: Личностно-ориентированного обучения
Общедидактическая цель урока:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применении знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через индивидуальную, парную и групповую формы организации познавательной деятельности
Триединая цель:
Обучающая: повторить основные свойства воды; познакомить учащихся с озёрами, реками, морями; показать значение воды для природы и человека; совершенствовать умения определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщить знания о склонении имён существительных
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии водоёмов; формировать умение видеть и ценить прекрасное в природе; развивать умение быстро и чётко давать верные ответы на вопросы
Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах); формировать бережное отношение к природе; прививать стремление к бережному отношению к водным ресурсам; развивать познавательный интерес к русскому языку через развитие творческой активности учащихся к изучению особенностей природы
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесный
Форма проведения урока: интегрирование
Оборудование: таблица «Три склонения имен существительных», географическая карта полушарий, отпечатанные тексты стихотворения И. Никитина, компьютер, экран, проектор, отпечатанные тексты с пропущенными буквами, музыкальное сопровождение.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Минутка чистописания
4. Словарная работа
5. Повторение изученного материала
6.Физкультминутка
7. Самостоятельная работа
8. Закрепление
9. Итог урока
10. Рефлексия
11. Домашнее задание
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап повторения изученного материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: парная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Громко прозвенел звонок,
Всех позвал он на урок,
Чтобы многое узнать,
Всем работать лишь на пять!
2. Актуализация знаний.
- Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений имен существительных мы обобщим знания по окружающему миру. Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имен существительных, мы будем беседовать - догадайтесь сами о чём, прослушав эту аудиозапись. (Учащиеся слышат шум воды). Правильно мы будем говорить о воде, об основных свойствах воды, о водоёмах, значении воды в жизни человека, о том, как нужно охранять воду и водоёмы от загрязнения.
3. Чистописание. (На доске росчерки: 1скл. ///2 скл./// 3 скл./// - это будет первое задание на чистописание)
-Прежде чем мы приступим к чистописанию, давайте вспомним, какие существительные относятся к 1скл., ко 2 скл. и 3 скл. (учащиеся отвечают;
на доску вывешивается таблица «Три склонения имен существительных») (Приложение 1)
- Так как мы сегодня будем говорить о воде, вспомните, какие виды осадков вы знаете. Это и будет следующим заданием чистописания: снег, дождь, град, туман, иней, роса. Учащиеся выполняют у доски с комментированием, а затем определяют склонение этих имён существительных.
4. Словарная работа.
- Прочитайте текст (на столах у учащихся напечатанные тексты). Т.кла через с.ло р.ка. Была она в.сёлая, г.в.рливая. Решили люди приучить речку к р.боте. Ведь она может помочь и к.ров д.ить, и землю п.хать, и .город пол.вать, и пш.ницу м.л.тить.
(Приложение 2)
- Найдите в тексте словарные слова и запишите их в именительном падеже.
- Какие словарные слова вы записали? (Работа, корова, огород, пшеница).
-Определите их склонение. (Один ученик работает у доски).
-Устно объясните пропущенные орфограммы в других словах (учащиеся отвечают по цепочке)
5. Повторение изученного материала.
- Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных из них –вода.
-Послушайте, как можно красиво рассказать о воде (учитель читает текст, включается проектор и на табло появляются фотографии). (Приложение 3) Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы, весенний дождь и тропический ливень - жидкое, твёрдое, газообразное, горячее, холодное – всё это жидкое тело, это вода.
(На доске под занавеской спрятаны слова: жидкий, твёрдый, газообразный, холодный, маслянистый, вязкий, горючий)
- Образуйте от этих прилагательных имена существительные, укажите склонение (Работа в малых группах по 4 человека, объединение пар в группы). Затем учитель просит: поменяйтесь тетрадями, с простым карандашом в руке проверьте работы товарищей, прокомментируйте хозяину тетради ваши исправления, обсудите их в группе, соблюдая правила общения.
-В каком падеже стоят имена существительные, которые вы записали?
-Как определить склонение в именительном падеже?
- Можно ли определить склонение существительных, если оно стоит не в именительном падеже?
-Какие определения относятся только воде? (ответы учащихся)
6. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. - присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте прогиб назад. (Приложение 4)
7. Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
-А теперь я предлагаю, используя знания и умения определить склонение существительных в косвенных падежах, выполнить упражнение № 177.
(Приложение 5)
- Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (ответы детей). Затем учащиеся работают парами.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Кто сделал задания - верно, поставьте на полях тетради «+».
8. Закрепление.
1)-Продолжаем говорить о воде. Вода подобна крови в теле человека, так же неустанно совершает свой круговорот в природе, давая ей свежие силы, забирает, обезвреживает отходы этого громадного организма. Вспомните и расскажите, как же происходит круговорот воды в природе? (Учащиеся отвечают)
2)- Можете ли вы сказать, откуда пришла вода? Я предлагаю найти ответ на этот вопрос в стихотворении И. Никитина, которое лежит на вашем столе.
(Учащиеся читают по ролям стихотворение «Откуда пришла вода») (Приложение 6)
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных её проявлениях.
- Запишите их.
- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению.
- Почему вы так решили?
(Роса, газировка, льдинка, капля, слезинка, дождинка - пишут в тетради).
- Откуда они появились? (Из океана).
- Что такое океан? (Крупный естественный водоем)
- Сколько океанов на нашей планете? Назовите и покажите их на географической карте (Учащиеся показывают океаны).
(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан).
3)- Какие водоёмы вы ещё знаете? (Родник, ручей, река, море, озеро, пруд)
Учащиеся записывают эти слова в тетради и у доски и определяют склонение этих существительных.
(Учащиеся делают ещё раз вывод о том, как определить склонение существительного)
4)Работа по учебнику «Окружающий мир».
(Приложение 7)
- Давайте, ребята, прочитаем текст по учебнику.
(Учащиеся читают по цепочке)
- Расскажите о значении водных богатств в жизни людей. (Ответы детей) Итак, делаем вывод. Велико значение водоемов в жизни людей:
Радует красотой, украшает землю.
Люди отдыхают у воды.
Перевозят груз, путешествуют.
Берут воду, необходимую как для быта, так и для производства.
5)- А как взрослые и школьники должны охранять водоёмы?
- Найдите в тексте ответ на этот вопрос и спишите его в тетрадь. Подчеркните существительные в единственном числе, определите их склонение.
(Работа в парах, взаимопроверка)
- Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?
-А кто главный виновник в этом? (человек)
-От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!
-Как люди охраняют воду от загрязнения?
(должны строить очистные сооружения, строить предприятия, где нет сточных вод, не бросать мусор, не мыть машины около водоёмов.)
9.Итог урока.
-Итак, я думаю, что вы узнали много нового сегодня на уроке.
- Какую тему мы повторяли по русскому языку?
- Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
(Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).
- Правильно. Далее на уроках мы будем тренироваться в правильном написании падежных окончаний существительных.
- А что нужно делать, чтобы не засорять наши водоёмы?
- Без воды жизнь невозможна. Все умирает вокруг. Вода оживляет, наполняет, очищает, помогает. Вода это – сок жизни! Вода – это вкус жизни! Все это слова великих людей. А я призываю вас не проходить мимо незакрытого крана. Беречь наше богатство.
10. Рефлексия.
Учитель предлагает каждому ученику продолжить высказывание, которое позволит дать качественную оценку каждому ученику и работе в целом. (Приложение 8)
Ученики дают ответы и записывают в тетрадях те слова, которые отражают его состояние на уроке.
11. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о воде.
Приложение 1
Приложение 2
Т.кла через с.ло р.ка. Была она в.сёлая, г.в.рливая. Решили люди приучить речку к р.боте. Ведь она может помочь и к.ров д.ить, и землю п.хать, и .город пол.вать, и пш.ницу м.л.тить.
Приложение 3
Фантастические узоры инея причудливые формы облаков
узорчатые кружева падающих радужное мерцание капель росы
снежинок
весенний дождь тропический ливень
Приложение 4
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
Приложение 5
Смотри учебник В. П. Канакина «Русский язык», Москва «Просвещение», 2014, страница 100, упражнение 177
Приложение 6
Откуда пришла вода?
И. Никитин.
Спросил на днях малыш – сосед,
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: - Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил у океана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке
Нам откликается всегда
Океанская вода.
Приложение 7
Смотри учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2014, страница 146
Приложение 8
1.На уроке я работал (а) … |
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
Список литературы
А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, Москва «Просвещение», 2014
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 4 класс, Москва «Просвещение», 2014