Краткосрочное планирование урока географии «Природа — основа жизни людей» (7 класс)
Сведения об участнике IV Региональной научно-практической конференции учителей географии «Интеграция современных технологий в практику преподавания географии»
Сведения об участнике конференции | ФИО педагога | Вологин Николай Васильевич |
Специальность | учитель географии | |
Место работы (название ОО) | МОУ «СОШ №63 с УИП», город Саратов | |
Контактный телефон | +79093336273 | |
e-meil | nvvologin@mail.ru | |
Тематическое направление | Проектирование уроков география в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов | |
Содержательная часть конкурсной работы | Прилагается авторское краткосрочное планирование урока географии в 7 классе «Материки и океаны»; Тема урока: Природа – основа жизни людей. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При большом многообразии аналогичных разработок по данной теме урока для различных возрастных групп основной и средней школы, настоящее краткосрочное планирование отличается строгой дифференциацией к возрасту учащихся, адаптировано к содержанию учебного кура, отличается конкретикой в усвоении новых знаний.
Работа полностью авторская, сопровождается авторской презентацией в соответствии с разработанным планом урока, рассчитана на учащихся 7-х классов общеобразовательных школ. Условием успешности в реализации этапов урока (достижения целей урока) является качественная проработка предыдущих тем, отработка практических работ, предусмотренных рабочей программой данного курса.
Содержание данной разработки соответствует дидактическим целям и задачам, обозначенным учениками и учителем в начале урока. Все этапы урока последовательно раскрывают проблемные вопросы, позволяют обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы, об изменениях этого взаимодействия во времени и обострении его в наши дни, раскрыть понятие «природные условия и ресурсы», составить характеристику их видов, совершенствовать умения применять знания в новой ситуации.
При высокой интеграции данной темы занятия с другими направлениями наук: история, биология, экология, краеведение, обществоведение, целесообразно использование данной структуры в изучении проблемного вопроса, которая позволяет в полном объеме раскрыть содержание темы, является универсальной и при многократном ее использовании остается интересной ребятам. Помимо этого, структура урока, предложенная автором, отличается визуальностью (использование авторской презентации), логичностью и последовательностью изложения учебного материала, четкой структурой в рамках временных и содержательных ограничений.
Педагогом при структурировании занятия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся органично предусмотрено использование обучающих стратегий, активных форм и приемов на различных этапах урока, возможностей информационно-коммуникационных технологий в условиях класса (проектор, презентация, компьютер). В ходе отработки практических заданий, педагогом предусмотрена обратная связь в виде контрольных вопросов, работы с напарником, самооценивания по итогам закрепления нового материала. Практика проведения данного урока в рамках такого содержания и структуры показывает большие возможности урока по активизации познавательной деятельности для данной возрастной группы обучающихся. В течение всего урока поддерживается его высокий темп и мотивированность учащихся, а содержательная часть урока – способствует расширению общего кругозора, формированию активной жизненной позиции обучаемых в вопросах охраны природы.
Несмотря на оптимальное содержание материала урока, его структурную завершенность, в данном плане есть возможности в дифференцированном отборе аспектов планирования в зависимости от особенностей класса, его состава, уровня обученности отдельных учеников, степени их увлеченности курсом географии . При этом урок сохраняет свои методические достоинства, обеспечивает высокий уровень результатов в рамках образовательных стандартов ФГОС.
Содержание краткосрочного планирования урока полностью построено на многолетнем опыте проведения данного урока в общеобразовательной школе, несет в себе некоторые авторские педагогические решения для достижения учебно-методических целей и задач.
Применение представленных структуры и содержания материалов урока целесообразны с точки зрения организационных, учебно-методических, дидактических, воспитательных и развивающих требований, предъявляемых ФГОС второго и третьего поколений.
Краткосрочное планирование урока
по географии для 7 класса «Материки и океаны» .
Дата проведения урока | «_» «__» 2023 г. | ФИО учителя | Вологин Николай Васильевич | Наименование ОО | МОУ «СОШ №63 с УИП», г.Саратов | |
Тема урока: Природа – основа жизни людей | ||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |||||
Цели урока: | - обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы, об изменениях этого взаимодействия во времени и обострении его в наши дни; - раскрыть понятие «природные условия и ресурсы», составить характеристику их видов; - совершенствовать умения применять знания в новой ситуации. | |||||
Средства обучения | схемы, рисунки, карты мира (физическая, природных ресурсов, важнейших культурных растений, строения земной коры и полезных ископаемых), карты хозяйственной деятельности населения отдельных материков, экологические карты, учебные картины различных природно-территориальных, аквальных и антропогенных ландшафтов. | |||||
Основные представления и понятия: | • сформировать представление: - об уровнях взаимодействия природы и человечества; - о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу; • научиться различать понятия «географическая среда», «природные условия» и «природные ресурсы», классифицировать их по происхождению, использованию, принадлежности к компонентам природы, исчерпаемости в природе; • научиться различать понятия «полезные ископаемые», «культурные растения» и «домашние животные». | |||||
Предметные результаты | показывать взаимосвязь природы и общества, единство мира; рассказывать, что такое экология, чем занимается эта наука, характеризовать экологическое право. | |||||
Метапредметные результаты | обосновывать собственное мнение о взаимодействии природы и общества, о единстве мира, приводить конкретные примеры экологических преступлений; объяснять, чем каждый человек может помочь природе, что сделали вы сами для сохранения природы своего родного края ; аргументировать свое мнение | |||||
Межпредметные связи | взаимодействие человека и природы на разных этапах (история, биология, экология, краеведение). | |||||
Оборудование | Настенные тематические карты (физическая, природных зон), тематические карты атласа для 7-го класса, компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, карта самооценивания, критерии оценивания. | |||||
Этапы урока | Краткое описание деятельности учеников и учителя | Дидактическое сопровождение урока | ||||
Этап мотивации (2 мин.) | - Приветствие. - Рассмотрите рисунок, прослушайте стихотворение Р.Рождественского «Кромсаем лед…»: Слайд 1. «Кромсаем лёд, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот... Но мы ещё придём просить прощенья… у этих рек, барханов и болот, у самого гигантского восхода, у самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и земли без воды... Всё меньше - окружающей природы. Всё больше - окружающей среды. - Вопрос: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока… Тема урока: Взаимодействие природы и общества. | | ||||
Этап актуализации (3 мин.) | Беседа. Ответы на вопросы, стоящие перед параграфом (§60, стр.265). - Как складывались взаимоотношения между человеком и природой на каждом этапе развития человечества? - Какие породы домашних животных и виды культурных растений создали люди? Задание. Провести анализ диаграммы учебника (стр.267, рис.188), записать выводы в тетрадь. Слайд 2. | | ||||
Этап определе-ния затруднения и его причины (2 мин.) | - Ребята, какие выводы вы сделали, проанализировав диаграммы учебника? - Ответ 2-3 учащихся. | | ||||
Этап первичного закрепления материала (2 мин.) | Слайд 3-4. «Человека можно узнать из окружения, в котором он живёт». / Свифт Джонатан / «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастья». / К. Маркс / Вопрос учителя: «Что же такое природа и общество?» | | ||||
Этап самостоя-тельной работы с самоконтролем (5 мин.) | Вопрос учителя: «В чем взаимосвязь общества и природы?» Индивидуальное учебное исследование. Подбор примеров взаимоотношений между природой и обществом. Слайд 5. | | ||||
Этап систематизации (16 мин.) | Объяснение учителя: - Определение понятий «природные условия (благоприятные и экстремальные)», их влияние на образ жизни людей (на примере жителей России), «природные ресурсы», изменение взаимоотношений между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса человечества, быстрого развития науки и техники. Слайд 6. - Виды природных ресурсов: Основания для классификации природных ресурсов. Деление их на группы по признакам: - по принадлежности к компоненту природы (минеральные, водные, климатические, почвенные, биологические: приведите примеры и сферы применения). Слайд 7. Задание: Работая с текстом учебника, заполните одну строчку таблицы (парная работа) Слайд 8-9. Прием «Карусель»: каждый ученик из пары рассказывает о своем ресурсе ребятам группы в ряду. (6 мин.) - по происхождению (магматические, метаморфические, осадочные: обломочные, химические, органические); - по назначению (топливные или горючие, рудные и нерудные). Задание. Сформулируйте вывод о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры и форм рельефа; Задание. Приведите примеры природных ресурсов, различных по признаку исчерпаемости (исчерпаемые: возобновимые и невозобновимые, несчерпаемые). Дайте определение этим группам природных ресурсов. Задание. Провести анализ схемы учебника (стр.268, рис.190) и привести примеры каждого вида ресурсов. | | ||||
Этап закрепления (5 мин.) | Слайд 10-11. А) Задание: Вставьте пропущенные слова в предложения: 1. Человек-часть… и все необходимое для жизни берет в .….; 2. Природные условия, это все…………………………….…; 3. Как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность народов России?.................................................; 3. Природные ресурсы – все,…………………………………; 4. Природные ресурсы по происхождению бывают………..; 5. Природные ресурсы по признаку исчерпаемости делятся на ………………………… и …………………….. .; 6. Природные ресурсы по принадлежности к компоненту природы бывают………, …………, ………, …………, ……… .; 7. Какие виды природных ресурсов влияют на развитие сельского хозяйства? (два варианта): А) Минеральные; Б) Климатические; В) Водные; Г) Биологические Критерии оценивания: «5» - 10-9 баллов; «4» - 8-6 баллов; «3» - 5-3 балла; «2» - менее 3 баллов. | | ||||
Рефлексия (3 мин.) | Карта самооценивания: Слайд 12. - пишут на постерах – «ПОНЯЛ», «СОМНЕВАЮСЬ» или «ПОНЯЛ И МОГУ ПРИМЕНИТЬ»; - проговаривают содержание постеров; - вывешивают на доске. | | ||||
Домашнее задание (2 мин.) | - Выставление оценок; - Домашнее задание: Слайд 13. • §60; посмотреть видеоурок (по выбору); • вопросы повторения перед §60; • вопросы повторения (стр.270); - По 1 вопросу письменно: 1. «Есть ли данный ресурс в Саратовской области? 2. Приведите примеры его использования в хозяйстве?» ►Задание для каждого ученика, готовившего свой вопрос по природному ресурсу: Проанализируйте размещение месторождений основных полезных ископаемых. Определить, какой материк (или группа стран) наиболее богат тем или иным набором минеральных ресурсов? Что относят к климатическим ресурсам? Как проявляется влияние этих ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности людей? Какие территории Земли наиболее благоприятны климатическими условиями для жизни, хозяйственной деятельности, туризма и отдыха? Определить роль водных ресурсов и установить их размещение по материкам, выделить группы стран богатых и бедных водными ресурсами. Чем различаются понятия «земельные» и «почвенные» ресурсы? Объясните причины изменения величины земельных ресурсов. По тематическим картам установите, какие материки и страны в их пределах богаты земельными и почвенными ресурсами? Назовите виды биологических ресурсов. Как биологические ресурсы используются в хозяйственной деятельности? Установить, какие материки, акватории Мирового океана и какие страны особенно богаты биологическими ресурсами? | |