Краткосрочное планирование урока географии «Природа — основа жизни людей» (7 класс)

5
0
Материал опубликован 17 February 2023 в группе

Сведения об участнике IV Региональной научно-практической конференции учителей географии «Интеграция современных технологий в практику преподавания географии»


Сведения об участнике конференции

ФИО педагога

Вологин Николай Васильевич

Специальность

учитель географии

Место работы (название ОО)

МОУ «СОШ №63 с УИП», город Саратов

Контактный телефон

+79093336273

e-meil

nvvologin@mail.ru

Тематическое направление

Проектирование уроков география в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Содержательная часть конкурсной работы

Прилагается авторское краткосрочное планирование урока географии в 7 классе «Материки и океаны»;

Тема урока: Природа – основа жизни людей.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При большом многообразии аналогичных разработок по данной теме урока для различных возрастных групп основной и средней школы, настоящее краткосрочное планирование отличается строгой дифференциацией к возрасту учащихся, адаптировано к содержанию учебного кура, отличается конкретикой в усвоении новых знаний.

Работа полностью авторская, сопровождается авторской презентацией в соответствии с разработанным планом урока, рассчитана на учащихся 7-х классов общеобразовательных школ. Условием успешности в реализации этапов урока (достижения целей урока) является качественная проработка предыдущих тем, отработка практических работ, предусмотренных рабочей программой данного курса.

Содержание данной разработки соответствует дидактическим целям и задачам, обозначенным учениками и учителем в начале урока. Все этапы урока последовательно раскрывают проблемные вопросы, позволяют обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы, об изменениях этого взаимодействия во времени и обострении его в наши дни, раскрыть понятие «природные условия и ресурсы», составить характеристику их видов, совершенствовать умения применять знания в новой ситуации.

При высокой интеграции данной темы занятия с другими направлениями наук: история, биология, экология, краеведение, обществоведение, целесообразно использование данной структуры в изучении проблемного вопроса, которая позволяет в полном объеме раскрыть содержание темы, является универсальной и при многократном ее использовании остается интересной ребятам. Помимо этого, структура урока, предложенная автором, отличается визуальностью (использование авторской презентации), логичностью и последовательностью изложения учебного материала, четкой структурой в рамках временных и содержательных ограничений.

Педагогом при структурировании занятия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся органично предусмотрено использование обучающих стратегий, активных форм и приемов на различных этапах урока, возможностей информационно-коммуникационных технологий в условиях класса (проектор, презентация, компьютер). В ходе отработки практических заданий, педагогом предусмотрена обратная связь в виде контрольных вопросов, работы с напарником, самооценивания по итогам закрепления нового материала. Практика проведения данного урока в рамках такого содержания и структуры показывает большие возможности урока по активизации познавательной деятельности для данной возрастной группы обучающихся. В течение всего урока поддерживается его высокий темп и мотивированность учащихся, а содержательная часть урока – способствует расширению общего кругозора, формированию активной жизненной позиции обучаемых в вопросах охраны природы.

Несмотря на оптимальное содержание материала урока, его структурную завершенность, в данном плане есть возможности в дифференцированном отборе аспектов планирования в зависимости от особенностей класса, его состава, уровня обученности отдельных учеников, степени их увлеченности курсом географии . При этом урок сохраняет свои методические достоинства, обеспечивает высокий уровень результатов в рамках образовательных стандартов ФГОС.

Содержание краткосрочного планирования урока полностью построено на многолетнем опыте проведения данного урока в общеобразовательной школе, несет в себе некоторые авторские педагогические решения для достижения учебно-методических целей и задач.

Применение представленных структуры и содержания материалов урока целесообразны с точки зрения организационных, учебно-методических, дидактических, воспитательных и развивающих требований, предъявляемых ФГОС второго и третьего поколений.





Краткосрочное планирование урока

по географии для 7 класса «Материки и океаны» .

Дата проведения урока

«_» «__»

2023 г.

ФИО учителя

Вологин

Николай Васильевич

Наименование ОО

МОУ «СОШ №63 с УИП», г.Саратов

Тема урока: Природа – основа жизни людей

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы, об изменениях этого взаимодействия во времени и обострении его в наши дни;

- раскрыть понятие «природные условия и ресурсы», составить характеристику их видов;

- совершенствовать умения применять знания в новой ситуации.

Средства обучения

схемы, рисунки, карты мира (физическая, природных ресурсов, важнейших культурных растений, строения земной коры и полезных ископаемых), карты хозяйственной деятельности населения отдельных материков, экологические карты, учебные картины различных природно-территориальных, аквальных и антропогенных ландшафтов.

Основные представления и понятия:

сформировать представление:

- об уровнях взаимодействия природы и человечества;

- о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу;

научиться различать понятия «географическая среда», «природные условия» и «природные ресурсы», классифицировать их по происхождению, использованию, принадлежности к компонентам природы, исчерпаемости в природе;

научиться различать понятия «полезные ископаемые», «культурные растения» и «домашние животные».

Предметные результаты

показывать взаимосвязь природы и общества, единство мира; рассказывать, что такое экология, чем занимается эта наука, характеризовать экологическое право.

Метапредметные результаты

обосновывать  собственное мнение о взаимодействии природы и общества, о единстве мира, приводить конкретные примеры экологических преступлений; объяснять, чем каждый человек может помочь природе, что сделали вы сами для сохранения природы своего родного края ; аргументировать свое мнение

Межпредметные связи

взаимодействие человека и природы на разных этапах (история, биология, экология, краеведение).

Оборудование

Настенные тематические карты (физическая, природных зон), тематические карты атласа для 7-го класса, компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, карта самооценивания, критерии оценивания.

Этапы урока

Краткое описание деятельности

учеников и учителя

Дидактическое сопровождение урока

Этап мотивации

(2 мин.)

- Приветствие.

- Рассмотрите рисунок, прослушайте стихотворение Р.Рождественского «Кромсаем лед…»: Слайд 1.

«Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём просить прощенья…

у этих рек, барханов и болот,

у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды...

Всё меньше - окружающей природы.

Всё больше - окружающей среды.

- Вопрос: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цели урока…

Тема урока: Взаимодействие природы и общества.

t1676621102aa.png


t1676621102ab.png

Этап актуализации

(3 мин.)

Беседа. Ответы на вопросы, стоящие перед параграфом (§60, стр.265).

- Как складывались взаимоотношения между человеком и природой на каждом этапе развития человечества?

- Какие породы домашних животных и виды культурных растений создали люди?

Задание. Провести анализ диаграммы учебника (стр.267, рис.188), записать выводы в тетрадь. Слайд 2.

t1676621102ac.jpg

Этап определе-ния затруднения и его причины

(2 мин.)

- Ребята, какие выводы вы сделали, проанализировав диаграммы учебника?

- Ответ 2-3 учащихся.


Этап первичного закрепления материала

(2 мин.)

Слайд 3-4. «Человека можно узнать из окружения, в котором он живёт». / Свифт Джонатан /

«Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастья». / К. Маркс /

Вопрос учителя: «Что же такое природа и общество?»

t1676621102ad.jpgt1676621102ae.jpg

Этап самостоя-тельной работы с самоконтролем

(5 мин.)

Вопрос учителя: «В чем взаимосвязь общества и природы?»

Индивидуальное учебное исследование. Подбор примеров взаимоотношений между природой и обществом.

Слайд 5.

t1676621102af.png

Этап систематизации

(16 мин.)

Объяснение учителя:

- Определение понятий «природные условия (благоприятные и экстремальные)», их влияние на образ жизни людей (на примере жителей России), «природные ресурсы», изменение взаимоотношений между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса человечества, быстрого развития науки и техники. Слайд 6.

- Виды природных ресурсов:

Основания для классификации природных ресурсов. Деление их на группы по признакам:

- по принадлежности к компоненту природы (минеральные, водные, климатические, почвенные, биологические: приведите примеры и сферы применения). Слайд 7.

Задание: Работая с текстом учебника, заполните одну строчку таблицы (парная работа) Слайд 8-9.

Прием «Карусель»: каждый ученик из пары рассказывает о своем ресурсе ребятам группы в ряду. (6 мин.)

- по происхождению (магматические, метаморфические, осадочные: обломочные, химические, органические);

- по назначению (топливные или горючие, рудные и нерудные).

Задание. Сформулируйте вывод о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры и форм рельефа;

Задание. Приведите примеры природных ресурсов, различных по признаку исчерпаемости (исчерпаемые: возобновимые и невозобновимые, несчерпаемые). Дайте определение этим группам природных ресурсов.

Задание. Провести анализ схемы учебника (стр.268, рис.190) и привести примеры каждого вида ресурсов.

t1676621102ag.png



t1676621102ah.jpg

t1676621102ai.pngt1676621102aj.jpg

Этап закрепления

(5 мин.)

Слайд 10-11.

А) Задание: Вставьте пропущенные слова в предложения:

1. Человек-часть… и все необходимое для жизни берет в .….;

2. Природные условия, это все…………………………….…;

3. Как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность народов России?.................................................;

3. Природные ресурсы – все,…………………………………;

4. Природные ресурсы по происхождению бывают………..;

5. Природные ресурсы по признаку исчерпаемости делятся на ………………………… и …………………….. .;

6. Природные ресурсы по принадлежности к компоненту природы бывают………, …………, ………, …………, ……… .;

7. Какие виды природных ресурсов влияют на развитие сельского хозяйства? (два варианта): А) Минеральные;

Б) Климатические; В) Водные; Г) Биологические

Критерии оценивания: «5» - 10-9 баллов; «4» - 8-6 баллов;

«3» - 5-3 балла; «2» - менее 3 баллов.

t1676621102ak.jpgt1676621102al.png

Рефлексия

(3 мин.)

Карта самооценивания: Слайд 12.

- пишут на постерах – «ПОНЯЛ», «СОМНЕВАЮСЬ» или «ПОНЯЛ И МОГУ ПРИМЕНИТЬ»;

- проговаривают содержание постеров;

- вывешивают на доске.

t1676621102am.jpg

Домашнее задание

(2 мин.)

- Выставление оценок;

- Домашнее задание: Слайд 13.

§60; посмотреть видеоурок (по выбору);

вопросы повторения перед §60;

вопросы повторения (стр.270);

- По 1 вопросу письменно:

1. «Есть ли данный ресурс в Саратовской области?

2. Приведите примеры его использования в хозяйстве?»

Задание для каждого ученика, готовившего свой вопрос по природному ресурсу:

Проанализируйте размещение месторождений основных полезных ископаемых. Определить, какой материк (или группа стран) наиболее богат тем или иным набором минеральных ресурсов?

Что относят к климатическим ресурсам? Как проявляется влияние этих ресурсов в жизни и хозяйственной деятельности людей? Какие территории Земли наиболее благоприятны климатическими условиями для жизни, хозяйственной деятельности, туризма и отдыха?

Определить роль водных ресурсов и установить их размещение по материкам, выделить группы стран богатых и бедных водными ресурсами.

Чем различаются понятия «земельные» и «почвенные» ресурсы? Объясните причины изменения величины земельных ресурсов. По тематическим картам установите, какие материки и страны в их пределах богаты земельными и почвенными ресурсами?

Назовите виды биологических ресурсов. Как биологические ресурсы используются в хозяйственной деятельности? Установить, какие материки, акватории Мирового океана и какие страны особенно богаты биологическими ресурсами?

t1676621102an.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.