«Водные ресурсы Земли». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

«Водные ресурсы Земли». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: формирование и систематизирование знаний детей о разнообразии водных ресурсов.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов;
расширять представления детей о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни;
расширять представления детей о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам;
расширять представления о свойствах воды;
закреплять знания о водных ресурсах родного края;
закреплять знания о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Развивающие:
развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов;
воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, картинки водных ресурсов; капельки, картинка круговорот воды в природе; три емкости с водой, песок, вата, бинт.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Воспитатель: Давайте доброту и улыбки подарим друг другу. Наше занятие о водных ресурсах Земли.
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и покажите мне картинку-отгадку.
Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его ... (ручей)
Воспитатель: Ручей-это небольшой водный проток. Откуда же берет начало ручеек?
В нём – прозрачная вода,
Напоит тебя всегда.
Из глубин земли возник,
Ручейком потёк … (родник).
Воспитатель: Родник-место, где холодная и чистая вода выходит на поверхность. Какая вода в роднике? (Родниковая)
Воспитатель: А куда впадает ручеек? (Ответы детей)
Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
Воспитатель: Река - водный поток, текущий выработанным им углублением
Воспитатель:
Совсем закрытый водоём
И очень много рыбы в нём,
Он не похож на речку,
Что мчится бесконечно
Сквозь города и страны
К бескрайним океанам. (Озеро)
Воспитатель: Озеро-это замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой.
Если вдруг течет река, свысока, как с потолка,
Дети, вы не удивляйтесь, о природе дознавайтесь,
Вам любая книжка скажет, все учебники подряд,
Это чудо, знать должны вы, называют... (водопад)
Воспитатель: Водопад-это поток воды падающей с высоты.
Воспитатель:
Лежит среди леса под зелёной завесой,
Водица да грязь под неё забралась,
Даже волка ноги не найдут дороги! (Болото)
Воспитатель: В болоте застоявшаяся вода.
Воспитатель: Из него вода не пьется
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
Воспитатель: Море - большое пространство, наполненное соленой водой.
Воспитатель:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна
И горька, и солона… (Океан)
Воспитатель: Океан - единое водное пространство, которое нигде не прерывается.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что речь сегодня пойдет о воде. Мы совершим путешествие в мир воды и узнаем много нового и интересного.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Это глобус – модель нашей планеты Земля. Из космоса наша планета видится голубой. Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой и желтой.
Воспитатель: Что изображается голубой цветом на глобусе? (Ответы детей)
Воспитатель: На нашей планете 4 океана, 30 морей и много рек, озер. Вода - самое главное богатство. Жизнь есть только там, где есть вода! Вода является основой жизни на Земле. От неё зависят все процессы жизнедеятельности.
Воспитатель: Дети, по дороге в детский сад я встретила капельку. Капелька пришла не одна, а со своими подружками. Капелька просит, чтобы мы нашли их в нашей группе.
Путешествие-поиск капелек по группе. Дети, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут в нашей группе, чтобы Капелька знала сколько их. (Дети идут по группе делают остановки)
Растениям нужна вода: цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут. (Забирают фишку – капельку)
У графина с водой: вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Забирают фишку – капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Забирают фишку – капельку)
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Забирают фишку – капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Забирают фишку – капельку).
«Круговорот воды в природе».
Воспитатель: Воды расходуется много. Как пополняются запасы воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы это узнать, посмотрите на схему «Круговорот воды в природе».
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Воспитатель: А вы знаете, что водоёмы тоже могут болеть, как люди? Источники загрязнения воды – сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей. Мы люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают.
Воспитатель: Как мы можем очистить воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем мы очищаем воду дома? (Фильтром)
Воспитатель: Что такое фильтр? (Прибор для очистки воды)
Воспитатель: В нашей лаборатории мы постараемся очистить воду при помощи разных фильтров. (Вата, бинт, песок). Давайте сейчас, в нашей лаборатории, проведём эксперимент по очистке воды.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Где находится вода в природе? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Как люди используют воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)