12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белышева Катерина Александровна44

КОНСПЕКТ дефектологического ЗАНЯТИЯ

по формированию математических представлений во 2 классе

для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

«Волк и семеро козлят»

Учителя – дефектолога МКОУ «ООШ №17»

Белышевой Катерины Александровны

Г. Назарово 2018 г.

Пояснительная записка

Занятие для детей с тяжелой и умеренной отсталостью для 2 класса, составлено в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий учителя-дефектолога и детей); Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес); Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям) Принцип психологической комфортности. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных) Наглядно-практический метод; Словесный метод; Прием эмоциональной заинтересованности ;

Игровой прием.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

социализация;

коммуникация (составление сказки);

здоровье (физминутка).

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию.  

Для обследования используется индивидуальное дефектологическое обследование под редакцией Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)».

Цель: Формировать представления о счете. Учить детей составлять группы из отдельных предметов, выделять отдельные предметы из групп. Различать понятия один-много, различать и называть геометрические фигуры, называть цвета.

Коррекционные задачи:

Образовательные

- расширение представлений о счете;

- упражнять в образовании приставочных глаголов; закреплять навыки словообразования;

-расширение и активизация глагольного словаря.

Развивающие

- развитие зрительно-пространственной ориентации, развитие моторики, восприятия и внимания;

- формирование мыслительных операций (сравнение, мышление, обобщение)

Воспитательные

- воспитывать желание быть внимательным и организованным;

- воспитывать потребность в речевом общении;

- воспитывать желание оказывать помощь козлятам, быть милосердными, доброжелательными.

Ход занятия

Организационный момент: Ребята, здравствуйте! Сегодня вас ждет сюрприз, мы отправимся в необычное путешествие.

Актуализация знаний учащихся

Кто это кричит? Сколько голосов вы слышите? Ребята посмотрите кто пришёл к нам в гости? Из какой она сказки? Правильно из русской народной сказки «Волк и семеро козлят». А семеро это сколько? А кто ещё жил в этой сказке? Каких персонажей Вы помните? Ребята, а можно находиться одним в лесу без присмотра взрослых? А почему нельзя?

Основной этап

Упражнение «Мама коза спряталась за деревом» (за деревом у березы сколько находиться козликов в одежде красного цвета? Итд).

Голоса бление козы: Вы слышите много или один голос? Как вы думаете кто же это зовёт наших козлят? Ребята, а козлята и коза одного размера? Что вы можете сказать о размере козлят? А мама коза большая или маленькая? А козлята? А ты, что можешь Захар сказать о козе? Какая она? А о козлятах(ответы детей).

Ребята, а какое сейчас время суток? Мы пришли в гости не пустыми руками, а принесли угощенье для козлят. А, что ребята мы принесли маме козе и козлятам? Сколько овощей в корзине? Оксана сколько овощей в корзине? (спросить каждого ребёнка). Возьмите по одному овощу, что ты Ксюша взяла? (спросить каждого). Что это звучит?

Релаксационное упражнение «Ручеек»

Ребята представьте себя весенним ручейком, который течёт по лесным проталинкам, извиваясь и всё больше наполняясь водой.

Игра «Кто быстрее скрутит ленту»

Нам нужно пройти через ручеёк. Мы пойдём по ручейку или по мостику? Почему нельзя идти по ручейку? Мы пойдем по длинному или короткому мостику. А теперь встали друг за другом и пошли. Аня кто впереди тебя? (спросить каждого ребёнка). А к чему домику мы пришли? Ребята козлята баловались и перепутали все ключи, если они не смогут подобрать ключики, то в дом они не попадут и будут ночевать на улице. Поможем им подобрать ключи? Посмотрите на скважину, такой же формы нужно подобрать ключ. Посмотрите у Вас на разеточках геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры? Какого цвета?

Положите круги красного цвета на верхнюю полоску. Сколько у Вас ключей круглой формы? На что похож круг? А какие ещё ключи Вы видите? Положите ключи треугольной формы положите под ключами круглой формы. А какой ключ один остался. А теперь внимательно посмотрите на форму скважины. Какой она формы? (каждый говорит что это)

Поровну ли ключей круглой, квадратной и треугольной формы? Каких больше? Каких меньше? А теперь вы все козлята, а я мама коза. Ксюша ты будешь волком? Инсценировка сказки. (показывают дети коррекционного класса).

Игра «Последовательность по картинкам» (что было сначала).

Приложение 1

МКОУ ООШ № 17

Мониторинг

Четверть

Формирование умения объединять предметы в единое множество

Формирование умения пересчитывать предметы

Формирование представлений о геометрических фигурах

Формирование представлений ориентироваться в пространственном расположении частей тела

Формирование представлений ориентироваться на плоскости

Формирование представлений о смене частей суток, недели, временах года

I

0

0

0

0

0

0

II

2

2

2

2

2

2

0-действие недоступно для выполнения; 1- действие выполняет частично; 2- действие выполняет при сотрудничестве со взрослым; 3- самостоятельно выполняет действие

Приложение 2

Методические требования к кабинету учителя-дефектолога

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально

оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.

Кабинет имеет свободный доступ для родителей.

Организация рабочего пространства специалиста соответствует следующим критериям:

•    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

•    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дош-кольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, предостав-ление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
•    Соответствие возрасту ребенка  - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

•    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)

- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону

Учебная зона кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), магнитную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям СанПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

Приложение 3

Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

учителя – дефектолога

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

1. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000.

Методическое оснащение

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.

2.    Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Б.П. Пузанова.- М: «Академия», 2008.

3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.

4. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обу-чении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001.- 220 с.

6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка) В кабинете учителя-дефектологаимеется: График работы учителя-дефектолога

Наглядно-дидактический материал:

 Перечень оборудования для сенсорного развития:

- Разноцветные мячи.

- матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

- Пирамидки разного размера и разной конструкции.

- Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

- Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

- Аудиокассеты с записями различных звуков.

- Набор муляжей фруктов и овощей.

- Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

- Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

- Разрезные и парные картинки.

- Кубики.

- Дидактическая игра «Бусы»;

- Дидактическая игра «Заплатка»;

- Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

- Дидактическая игра «Форма и цвет»;

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

- Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- Дидактическая игра «Что лишнее»;

- Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

- Дидактическая игра «Цветные коврики»;

- Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

- Трафареты, шаблоны;

- Штриховки;

- Наборы мозаики.

Предметы для развития конструктивного праксиса;

- разрезные картинки (бумажные).

- Мелкий счётный материал.

- Плоские предметы.

- Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

- Наборы цифр до 10.

- Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

- Рабочие тетради. 

Перечень оборудования для развития речи:

- Детские книги.

- Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

- Иллюстрации разных времён года и частей суток.

- Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

- Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

- Различные варианты настольных игр для развития речи.

 Оборудование для изодеятельности

- Бумага (цветная, бархатная, сжатая, картон и т.д.).

- Пластилин.

- Клей и все предметы для аппликации.

Оборудование для игр и театрализованной деятельности:

- Настольный театр по народным и авторским сказкам.

- Настольная ширма.

- Наборы кукол, маски.

- Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

- Образные игрушки.

- Одежда и обувь для кукол.

- Мебель и постельные принадлежности для кукол.

- Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

- Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

- Декоративные украшения.

- Костюмы сказочных персонажей.

 Методический материал:

- Методички с приложением.

Природный материал:

- шишки, каштаны, желуди, ракушки, крупы, листья и т.д.

Игры для пальчиков

- «Озорные прищепки»;

- Массажные мячики.

- С природным материалом.

- массажер Су-Джок.

- С граненными карандашами и т.д.

Игры на песке

- Центр «Песок-вода»  (педагогическая песочница).

- Камешки, песок, вода.

- Мелкие игрушки.

- Животные, растения и т.д.

Детская художественная литература

- Сказки, стихи, потешки по программе по данному возрасту обучения.

Диагностический материал

- Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников.

- Пирамидка.

- Почтовый ящик.

- Матрешка.

- Кубики.

- Счетные палочки.

- Цветные карандаши (фломастеры).

- Сюжетные картинки (простой сюжет).

- Бумага, карандаш.

- 10 предметных картинок,

- Игра ”Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета).

- Разрезная картинка (2, 3, 4 ч.), доска Сегена.

- Игрушки.

- Предметные картинки.

- Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.).

- Игры для соотнесения по цвету и форме.

- Разрезные картинки (2-6 частей).

- Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.).

- Игра «Времена года».

- Конструктор.

- Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед).

- Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.).

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.