Педагогический опыт «Волонтёрская деятельность как форма социальной активности подростков»
Педагогический опыт
Тема: «Волонтёрская деятельность
как форма социальной активности подростков»
Выполнила: педагог-организатор
первой категории
Трефилова Е.А.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ...7
1.1 Социальная активность подростков: понятие, виды и формы……….…….7
1.2 Волонтерская деятельность: основные характеристики…….…….…..…..10
1.3 Волонтерская деятельность как эффективное средство формирования социальной активности подростков………………………….………..…….…17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ..…………………….………………….…...19
2.1 Организация волонтерской деятельности как форма работы с подростками………………………………………………………….....………..19
2.2 Анализ влияния волонтерской деятельности на развитие социальной активности подростков, посещающих Детско-подростковый клуб «Олимп»………………….………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……29
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию развития социальной активности подростков, через популяризацию волонтерской деятельности, которая является формой их социализации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерская деятельность является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. Кроме того, одним из приоритетов государственной молодежной политики является системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Проблема воспитания социальной активности не нова в педагогике. С различной степенью глубины и полноты анализа ею занимались в советский период Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.П. Шацкий, Н.И. Болдырев. Отдельные аспекты воспитания этого качества личности активно исследовались в 60–70 годы Е.В. Бондаревской, С.А. Демьянчуком, А.В. Зосимовским, И.П. Ивановым и другими[4].
Интерес к данной теме не иссекает, потому что современное общество не стоит на месте: молодое поколение постоянно изменяется, другие нравы и нормы. Следовательно, средства и методики работы с молодёжью требуют совершенствования, обновления; особое внимание следует обратить на работу с подростками.
При осуществлении воспитательной работы, очень важно учитывать психологические особенности подростков. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно- потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность.
Ведущим центрально-психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинается меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно-потребностной сферы требует от подростка расширения всех норм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, так как особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.
По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Таким образом, потребность в социальной активности – одна из острейших проблем подросткового возраста. Е. А. Аркин описывал в своих трудах, что когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, именно тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены[1].
Э. Эриксон утверждает, что поиск определений и определенности границ «Я» происходит путем соотнесения «Я» в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь социализации – общение с другими людьми, которые «поставляют» подростку информацию о нем, что помогает строить образ «Я». «Не сами по себе условия развития, а фактическое место подростка в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них, то есть то, что Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития, определяют формирование личности, как в целом, так и отдельных ее качеств[6,10]. Поэтому при анализе индивидуальных вариантов развития, во-первых, необходимо обращать основное внимание на социальную ситуацию развития подростка, то есть на его положение в системе объективно существующих условиях и его отношение к ним. Именно деятельность ребенка в конкретных условиях и его отношении к ним – определяющие для формирования личности».
Исходя из возрастных особенностей, подготовленное включение подростка в общественную деятельность через волонтерство, обладает большими возможностями самореализации личности, формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности. Авторы учебных пособий по педагогике, такие как Лихачев Б.Т., Бабанский Ю.К., Смирнов В.И. учат будущих специалистов воспитательной работе, чтобы в каждом ученике воспитать культурную, высоконравственную, творчески активную личность[18].
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления. Далее, исходя из множества исследований, волонтерскую деятельность можно рассматривать как психолого-педагогический ресурс для приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, воспитания профессионально значимых личностных качеств[8,15].
Цель исследования – анализ организации волонтерской деятельности, и её влияние на социальную активность подростков.
В соответствии поставленной целью нам необходимо решить следующие задачи:
Изучить и обосновать зависимость развития подростковой социальной активности от участия в волонтерской деятельности;
Раскрыть понятие «волонтерская деятельность» и определить его возможности в развитии социальной активности подростков;
Проанализировать опыт организации волонтерской деятельности отряда «Лига Олимпа»
Выявить и проверить факторы развития социальной активности подростков, членов волонтерского отряда «Лига Олимпа».
В исследовании были применены следующие методы: теоретические (анализ, обобщение), эмпирические (исследование и обобщение опыта волонтерской деятельности).
Объектом исследования является волонтерская деятельность подростков.
Предметом исследования является социальная активность подростков в волонтерской деятельности.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении описаны труды известных педагогов, занимающихся исследованием проблемы воспитания социальной активности, организации волонтерства, а также рассмотрены возрастные особенности подростков.
Первая глава содержит теоретическую часть работы, в которой проанализированы понятие и проблемы развития социальной активности подростков, сущность понятия «волонтерская деятельность», и её роль в социализации подростков. Вторая глава представлена в виде практической части. В ней проанализирована деятельность волонтерского отряда «Лига Олимпа» и рассмотрены факторы развития социальной активности подростков, внутри отряда.
В заключении сделаны выводы по задачам, которые были обозначены во введении данной работы.
Практическая значимость исследования заключается в анализе влияния волонтерской деятельности на развитие социальной активности подростков, в условиях работы волонтерского отряда.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Социальная активность: понятия, структура, виды и формы.
Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет)[1].
Перед любым обществом стоит проблема неразвитости и отсутствия стимулирования социальной активности подростков. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н Ушакова, активностью называется «активная, энергичная деятельность»[3].
Активность делится на виды по критерию уровня индивидуальности: физическая, психическая, социальная активность.
Социальная активность предусматривает повышенное участие в различных социальных мероприятиях, которые направлены на общественное благо. По определению С. Л. Комаровой, социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества.
Понятие «социальная активность» встречается во многих работах по педагогике (А. В. Мудрик, Г. А. Федотова, Д. И. Фельдштейн и др.), по менеджменту, социологии, консалтингу, но не как ключевое понятие, а как вспомогательный термин, использующийся на этапе интерпретации и объясняющий те или иные выявленные закономерности[9].
Понятие «социальная активность» характеризует динамические свойства личности подростка, проявляющиеся в развитии социальных качеств и способности сознательного проектирования собственной жизни, умении осуществлять успешную жизнедеятельность в социальной среде. Развитию социальной активности подростков посвящены работы П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Т. Н. Мальковской, Л. И.Новиковой, Е. И.Титовой. В них отмечается, что по мере взросления ребенка активность, как природная способность преобразуется в социальную систему интересов и потребностей[18,19]. Этот процесс включает в себя:
осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, социальных и нравственных ценностей общества;
развитие социальных качеств и способностей личности, что в совокупности составляет основу развития социального потенциала личности;
включение в практическую деятельность, освоение новых социальных ролей.
Сущность социальной активности подростков заключается в формировании у них свойства самостоятельности и потребности во внутренне необходимой активной деятельности.
Социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от отношения установок личности на деятельность и общение, и того социального пространства, в котором она может реализовать эти установки. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию, в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, что приобретают учащиеся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в формировании социального потенциала личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества.
Как актуальная потребность – социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентации, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельностей по удовлетворению возникших потребностей.
Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов[22]:
мобильность (считая молодежь наиболее социально активной);
разнообразие способов и сфер действия (социальная активность выше у лиц, включенных в большее число общественных связей и общностей);
сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;
использование опыта других субъектов, что помогает расширить объем и усилить интенсивность преобразующей деятельности;
привлечение сил других субъектов для достижения общественно значимых целей;
творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений.
Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним – условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.
Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако целью социальной активности подростков может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение подростков в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах.
Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, то есть социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.
Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Так как общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура и др.), можно выделить следующие формы социальной активности: политическая активность; гражданская активность; творческая активность; культурная активность; трудовая активность; деловая активность; коммуникационная активность[11]. Наиболее распространенными формами социальной активности среди подростков можно назвать: участие в различных культурно - досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках образовательного учреждения.
Так же к наиболее распространенным формам социальной активности подростков относится и волонтерская деятельность, которая основана на добровольчестве. Особенно она актуальна для подростков, так как дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.
Волонтерская деятельность: основные характеристики.
Преобразования, происходящие в общественной жизни страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Цель социализации – это формирование личности, способной активно и творчески действовать в обществе. Она осуществляется в общении и деятельности, происходит в условиях, как воспитания, так и стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни.
Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Волонтер – человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления[7].
Выделяют основные личностные качества волонтера, необходимые для осуществления волонтерской деятельности. По мнению Е.И. Холостовой, это гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренные чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения, достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности[14].
В результате многих исследований, выделены основные качества волонтера: общительность, интеллигентность, бескорыстность, сострадание, доброта, образованность, сила воли. Исследователи И.И. Калачева, Н.И. Никитина, В.Л. Симонович выделяют также следующие качества[13]:
Умение выслушать человека, расположить к себе, корректность, выдержка, терпение, внимание, сочувствие, сострадание, ответственность и честность.
Признание равной важности личной и коллективной ответственности.
Отсутствие личных пристрастий и оценок, компетентность, пунктуальность, внимательность, опрятность, доброжелательность, тактичность.
Стремление совершенствовать свои знания, умения, навыки.
Не выходить за рамки обязанностей волонтера, не превышать своих полномочий.
Умение воздерживаться от создания конфликтных ситуаций.
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Волонтерская деятельность может осуществляться по следующим направлениям[24]:
Краеведческое и гражданско-патриотическое волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Основными направлениями работы являются: благоустройство памятных мест, помощь ветеранам и взаимодействие с ветеранскими организациями, проведение Всероссийских акций в формате «Дни единых действий», волонтерское сопровождение народного шествия «Бессмертный полк» и Парада Победы.
Социальное волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалидам, пожилым одиноким людям, нуждающимся во внимании и постоянном уходе.
Событийное волонтерство – добровольческая деятельность на мероприятиях местного, регионального уровней. Оно подразумевает привлечение волонтеров к организации и проведению событий спортивного, образовательного, социального, культурного, туристического характера с целью их дальнейшей интеграции в смежные направления добровольчества, а также формирования гражданской культуры.
Культурно - просветительское волонтерство – деятельность в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, парках. Основные задачи культурно-просветительского волонтерства состоят в сохранении и продвижении культурного достояния, создания новой атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирования культурной идентичности.
Экологическое волонтерство – добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды и решения экологических проблем, способствующая формированию экологической культуры.
Медиа-волонтерство – фотографы, журналисты, люди, популярные в социальных сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям.
Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом[22]:
1) потребность в признании – люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;
2) потребность в достижении – людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;
3) потребность в самоконтроле – многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;
4) потребность в разнообразии – людям, как правило, надоедает делать одно и то же;
5) потребность в росте – люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
6) потребность в общении – потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;
7) потребность в развлечении – хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;
8) потребность быть единственным – это потребность чувствовать себя особенным и значимым.
Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий и короткий срок. Мотивация добровольца на долгий срок – достижение цели и сопричастности. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений - равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытать чувство сопричастности; такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации, стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы «глобального» характера.
Мотивация добровольца на короткий срок – признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем – подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок – общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени[15].
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм[23].
Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. У каждого человека свой характер, индивидуальные психические свойства, собственный жизненный опыт, который обогащается и наслаивается в процессе общественной деятельности. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность – это путь самопознания и самопроверки.
Принципами волонтерской деятельности являются[8]:
1) добровольность: волонтером можно стать только по желанию.
2) независимость: возможность принимать собственные решения.
3) единство: много идей, но одна цель.
4) универсальность: равные возможности каждого.
5) неординарность: полет фантазии не ограничен.
6) заинтересованность: волонтерство – это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.
Сегодня добровольцы – это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.
Волонтерская деятельность как эффективное средство формирования социальной активности подростков.
Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Наше общество остро нуждается в инициативных, творческих индивидах. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Одним из факторов развития социальной активности подростков является включение их в добровольческую, волонтерскую деятельность.
Смысл деятельности волонтера не только в том, чтобы изменить окружающий мир, но и в изменениях, происходящих в личности, и эта, вторая сторона, как раз и важна в педагогике. Ребенок, делающий доброе дело бескорыстно, для того, чтобы помочь другому, открывает в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он нужен людям. Благодаря волонтерской деятельности, формируется такое качество, как гуманность, проявляющаяся в бескорыстном служении людям, реальной заботе о них.
Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у подростков социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким образом, становится важнейшей частью воспитательной работы с подростками.
Несомненно, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности в подростковом возрасте. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности подростков: готовясь к новым социальным отношениям, дети учатся включаться в общественный процесс, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем.
Волонтерство для подростка – это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства. Решая проблемы, волонтер учится ответственности, приобретает способность к мобильности, становится активным, ведь именно в подростковом периоде и ранней юности формируются нравственные представления мировоззренческого уровня и способность осуществлять нравственный выбор.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация волонтерской деятельности как форма работы с подростками.
Любая деятельность определяется личными мотивами конкретного человека – осознанным стремлением к достижению цели, которая наделена особым смыслом и требует создания определенных условий для её реализации.
Работая в должности педагога-организатора второй год, накопила опыт и навыки работы с подростками. Работать педагогом-организатором интересно, и в то же время трудно. Всеми доступными способами, выполняю свои функции: содействие всестороннему развитию личности обучающегося, организация массовых мероприятий, сотрудничество с общеобразовательными школами города и общественными организациями; постоянно нахожусь в поиске новых форм организации воспитательной работы в детско-подростковом клубе «Олимп».
Считаю своей главной миссией – создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей воспитанников. В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени детей и подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебного времени.
Для эффективного решения поставленных задач, свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с планом работы. Целью моей деятельности является: создание условий для развития социально успешной личности через творческую деятельность, формирование лидерских качеств и удовлетворение социальных потребностей воспитанников, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация здорового досуга в интересах личности. Для достижения данной цели, осуществляю работу волонтерского отряда «Лига Олимпа» (на базе Детско-подросткового клуба «Олимп»), деятельность которого, на мой взгляд, решает следующие задачи:
Организация совместной и командной работы с подростками;
Воспитание у подростков активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма;
Вовлечение подростков в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
Развитие социально-коммуникативных способностей детей и подростков;
Развитие самостоятельности, ответственности, активности у подростков с целью развития социальной активности;
Организация содержательного досуга детей, подростков и молодежи;
Создание информационной среды, обеспечивающей включенность индивида в процессы организации и общества.
Волонтерский отряд «Лига Олимпа» осуществляет свою деятельность по направлению – событийное волонтерство: добровольческая деятельность на мероприятиях местного, регионального уровней. Это направление подразумевает привлечение волонтеров к организации и проведению событий спортивного, образовательного, социального, культурного характера, с целью их дальнейшей интеграции в смежные направления добровольчества, а также формирования гражданской культуры.
Волонтёрство – это сознательная, добровольная, неоплачиваемая деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром. Волонтерская деятельность носит творческий и активный характер – это дает возможность подростку проявить себя в творческой деятельности, в ней волонтер проявляет социальную активность, субъектное отношение к жизни общества, вносит вклад в развитие общества, формирует общественную гражданскую позицию.
Подростки довольно мобильны и обычно откликаются на призыв о помощи. Однако, это лишь небольшая часть. Исходя из личного опыта, могу выделить три стадии привлечения подростков к волонтерской деятельности. На первой подросток испытывает неуверенность, много времени уделяет изучению обстановки, окружения, испытывает потребность в постоянной инструкции, помощи и поддержке. Пройдя период адаптации, волонтер-подросток переходит на вторую стадию. На этой стадии волонтер-подросток выражает свою точку зрения, проявляет инициативу, у него появляется уверенность в себе и меньшая зависимость от других, стремление работать лучше и осваивать что-то новое, испытывать удовлетворение от работы. На третьей стадии, волонтер в своей деятельности больше отдает, чем получает, становится раскрепощенным, активным.
Волонтерская деятельность может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы, флешмобы, которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Важно отметить, что эффективная деятельность волонтера возможна только при правильной и грамотной её организации, умении педагога заинтересовать и поддерживать интерес подростка в волонтерской работе. Кроме того, она должна основываться на принципах добровольности, законности, самоуправления, непрерывности и систематичности, свободы определения внутренней структуры, форм и методов работы, осознания личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к деятельности. С учётом всех требований, мной разработана программа деятельности волонтерского отряда «Лига Олимпа», в которой отражены: цель, задачи деятельности, основные направления и формы работы, план деятельности [Приложение 1].
Программа направлена на обучение волонтеров навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; на выработку партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков. Предполагается обучение подростков – участников волонтерского отряда, навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
Цель программы заключается в создании условий для развития волонтерского движения в Детско-подростковом клубе «Олимп», как одной из главных форм стимуляции социальной активности подростков, формирование позитивных установок на добровольческую деятельность, а также их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Деятельность отряда направлена на решение следующих задач:
Включать подростков в активную общественную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
Обучить волонтеров формам и методам профилактической и досуговой деятельности.
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Создать информационную среду, обеспечивающую включенность индивида в процессы организации.
В результате деятельности программы, ожидаем формирование более ответственной, адаптированной, здоровой личности, которая владеет социально важными знаниями и умеет аргументировано отстаивать свою позицию.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование социально активной личности – сложный противоречивый процесс, который возможно реализовать посредством организации волонтерской деятельности. Модель социально активной личности – это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: способность к самоотдаче, творческий характер жизнедеятельности, возможность проектировать свое будущее, внутренняя ответственность перед собой и другими людьми, стремление к обретению смысла жизни. Как и волонтерская деятельность, в свою очередь, способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности.
2.2 Анализ влияния волонтерской деятельности на развитие социальной активности подростков, посещающих Детско-подростковый клуб «Олимп».
В 2018 году на базе МБУ ДО ДЮЦ «Олимп» мной был создан волонтерский отряд «Лига Олимпа», преимущественно событийной направленности деятельности, который действует уже третий год.
За первый год работы, участники отряда часто менялись: большинство участвовало в 2-3 мероприятиях. Разработав соответствующую интересам подростков, программу деятельности волонтерского отряда, с 2019 года удалось сложить постоянный коллектив ребят, в возрасте 12-16 лет, путем регулярных собраний, углубления знаний в области добровольческой деятельности и демонстрации личного примера участия в общественной жизни общества. Увеличивалось и количество участников волонтерского отряда: 2019 г. – 10 чел. (на начало года), 16 чел. к концу года; 2020г. – 18 чел. В состав волонтерского отряда входят ребята из многодетных, неполных малообеспеченных семей.
Главное направление деятельности отряда «Лига Олимпа» – событийное (привлечение волонтеров к организации и проведению событий различного характера). Данное направление, смежно с другими видами деятельности, поэтому волонтеры нашего отряда работают в таких направлениях как:
Помощь в организации и проведении мероприятий (культурно -досуговых, воспитательных, профилактических, и других);
Пропаганда здорового образа жизни;
Помощь социально уязвимым людям, остронуждающимся слоям населения;
Организация творческой деятельности.
Волонтёры-подростки отряда «Лига Олимпа» являются активными участниками и организаторами множества мероприятий районного, городского и республиканского уровня. Регулярно награждаются благодарностями за помощь в организации и проведении городских мероприятий. Отряд принимает участие в таких ежегодных крупных мероприятиях, как: Фестиваль «Всемирный день пельменя» (2019г., 2020г.), Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» (2019г., 2020г.), XI Республиканский физкультурно-спортивный фестиваль среди инвалидов Удмуртской Республики «Испытай себя» (2019г.), Всероссийская конкурсная программа по всем танцевальным направлениям «Кубок Удмуртии» (2020г.) [Приложение 2].
К результатам нашей волонтерской деятельности можно отнести участие конкурсах (проектах) различного уровня. Например, наш отряд принимал участие в крупном Городском профилактическом проекте «Вектор Здоровья», Городском профилактическом проекте «Равный - равному» [Приложение 3].
За эти годы были организованы развлекательные программы для детей-инвалидов, для пенсионеров Ленинского района, а так же профилактические и поздравительные акции в микрорайоне «Нагорный» [Приложение 4].
Кроме того, ребята одерживают победы в городских (командных) мероприятиях: 2 место в городской игре-квест «И нам нужна одна Победа!» в рамках празднования Дня Победы (2019г.); 1 место в городском конкурсе «Я, зима, мой спорт» (2019г.); 3 место в городском кибер-квесте «День Рунета» (2019г.); 2 место в городском конкурсе плакатов «Я за ЗОЖ» (2019г.) [Приложение 5].
Отдельно стоит отметить, ежегодное участие волонтеров в Региональном этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»: в 2019 году в отборе участвовали – 3 чел. (в финал вышел 1 чел.), в 2020 году в отборе участвовали – 5 чел. (в финал вышли 3 чел.). В этом году участники волонтерского отряда «Лига Олимпа» награждены дипломами 1 и 3 степени регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» [Приложение 6].
Волонтеры отряда «Лига Олимпа» являются помощниками педагогов-организаторов ДПК «Олимп» в подготовке и проведении различной творческой деятельности в учреждении: концертных и конкурсных программах, викторинах, турнирах, соревнованиях, которые открывают перед ними много новых возможностей, расширяют их кругозор и способствуют культурному развитию личности. В 2019 г. было проведено 65 мероприятий, 2020г. (до октября) – 40 мероприятий (из них 24 организованы дистанционно, в связи с эпидемиологической обстановкой). Приняли участие в организации массовых мероприятий для жителей Ленинского района: «Новогодние чудеса» во дворе ул. Локомотивная, д.33 (2019г.), «Масленичные забавы» на территории МБОУ СОШ №17 (2019г.) «День Двора» (2019г.), Масленичные гуляния на территории ТЦ Молл Матрица (2020г.) [Приложение 7].
В сотрудничестве с Республиканской детской общественной организацией Удмуртии «Родники», волонтеры отряда ежегодно участвуют во всех их проектах, конкурсах («Ночь в Зоопарке» (2019г., 2020г.), «День Защиты детей» в Зоопарке Удмуртии (2019г.)) [Приложение 8].
Ребята нашего отряда понимают, что волонтёр – это не профессия, это не увлечение, это образ жизни. Поэтому не упускают возможности получить (обучиться) полезные социальные и практические навыки, активно используют онлайн-обучение: на сегодняшний день, ребята участвуют в Медиа-марафоне «Добрая Удмуртия» и обучаются по вебинарам профилактического проекта «Равный-равному». В каникулярное время являются постоянными участниками профильных смен: «Мы – россияне» (Ассоциация «Вместе»), «В отрядном ритме» (СПО), «Экоград», «Команда» и другие (РДООУ «Родники») [Приложение 9].
Можно сделать вывод, что волонтеры отряда «Лига Олимпа» имеют свои важные мотивы занятия добровольческой деятельностью, которые успешно реализуют: реализация личностного потенциала (самореализация), общественное признание, чувство социальной значимости, профессиональное ориентирование, поиск единомышленников, приобретение полезных социальных и практических навыков, приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия и организация свободного времени.
Таким образом, можно утверждать, что волонтерская деятельность полезна для развития социальных мотивов и стимулирования социальной активности подростков, является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, отметим, что главная цель исследования была достигнута, а именно мы выяснили, что организация волонтерской деятельности может являться главным фактором развития социальной активности подростков.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления. Социальная активность рассматривается как сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного общества.
В ходе исследования подтверждена гипотеза: волонтёрское движение может рассматриваться как фактор развития социальной активности подростков. Поэтому, деятельность волонтерского отряда «Лига Олимпа» играет важную роль в развитии социальной активности подростков, посещающих Детско-подростковый клуб «Олимп». Создание и функционирование полноценного волонтерского отряда – это значимый форма развития социальной активности подростков.
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алапаев Д.М. Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. – 256 c.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 365с.
Белоусова Е.Л. Организация нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования. – Кемерово, 2006.
Бельтюкова О. В. Формирование социальной активности старших подростков как условие организации собственной жизни/ О. В. Бельтюкова // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: сб. статей материалов студентов и аспирантов. – Киров: ВСЭИ, 2006. – С. 20-23.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967. – 360 с.
Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. – 1998. – №5.
Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с.
Ершова Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н.Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. – №2. – С. 20-23.
Каргаполова Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю. В. Каргаполова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 575-577. – URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/
Каргина М. Проблемы социализации подростка // Воспитание школьников. — 2003. — №4.
Колесов И.В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности: диссертация, 2017. – 232 с.
Колычева 3.И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе. — Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005.
Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Издательство Московского Университета 2006г. – с. 114
Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. – №8. – С. 88-91.
Левдер И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И.А. // Социальная работа. – 2006. – №2. – С. 35-38.
Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков: методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. – URL: http://dopedu/ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций/ учебное пособие для студентов. – 4 изд. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607с.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина /Сост. М.Д. Виноградова. — М., 1988.
Мальковская П.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 2008. – 165 с.
Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.
Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – 289 с.
Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.
Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин. Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
Циткилов П.Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. – №5. – С. 58-60.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Календарный-тематический план
работы волонтерского отряда «Лига Олимпа»
на 2020 год
№ | Содержание работы | Сроки проведения | Место проведения | Необходимые материалы |
1 | Организационные собрания участников в/о «Лига Олимпа» | еженедельно | ДПК «Олимп» | Зал, компьютер, бумага |
2 | Размещение информации о деятельности в/о «Лига Олимпа» в социальных сетях | систематически | Vk | компьютер |
3 | Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях (конкурсы, проекты, семинары, мастер-классы и т.д.) | систематически | г. Ижевск | |
4 | «Будем знакомы» - цикл мероприятий на знакомство, сплочение коллектива. | Январь | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал, канцтовары |
5 | Круглый стол «Добрее» ко Дню Доброты | Февраль | ДПК «Олимп» | Зал, компьютер, проектор |
6 | Мастер-класс «Личностный рост волонтера» | ДПК «Олимп» | Зал, компьютер, проектор, канцтовары | |
7 | Беседа-практикум «Команда» | Март | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал |
8 | Профориентационная беседа «Я и профессия» | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал | |
9 | «Копилка здоровья» - цикл бесед о ведении здорового образа жизни | Апрель | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал |
10 | Поздравительная акция «Мы помним!» | Май | Территория мкр. Нагорный | Компьютер, проектор, зал |
11 | Собрание волонтёров отряда. Подведение итогов года. | ДПК «Олимп» | Компьютер, канцтовары | |
12 | «Будем знакомы» - цикл мероприятий на знакомство, сплочение коллектива. Ознакомление с расписанием, техникой безопасности | Сентябрь | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал, бумага и ручки |
13 | Мастер-класс «Лидер» | ДПК «Олимп» | Компьютер, бумага | |
14 | Акция «Уважайте возраст!» ко Дню пожилых людей | Октябрь | Территория мкр. Нагорный | Бумага и ручки, информационные материалы |
15 | Мастер-класс «Особенности организации досуговой деятельности» | ДПК «Олимп» | Информационный материал, зал | |
16 | Акция «Международный день отказа от курения» | Ноябрь | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, зал |
17 | Онлайн – марафон «Добрые дела» | ДПК «Олимп» | Компьютер, проектор, бумага и ручки | |
18 | Информационная Акция «Делай добро!» | Декабрь | ДПК «Олимп» | Проектор, компьютер, канцтовары |
19 | Акция «Стоп СПИД, ВИЧ» | Территория мкр. Нагорный | Канцтовары, костюмы | |
20 | Поздравительная акция «Новый Год на носу!» | Территория мкр. Нагорный | Канцтовары, костюмы |
Педагог-организатор Трефилова Е.А.
Бадыкова Алсу Гилемхановна