Доклад «Программа развития социальной активности подростков в воспитательной системе СПО»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО
На современном этапе развития отношений в социуме одной из важнейших проблем является развитие социальной активности подростков 15-17 лет. Данная возрастная категория выбрана, так как это период становления подростка как личности.
Согласно идеям развития современного профессионального образования в основе перехода на ФГОС нового поколения лежат концепции личностно ориентированного обучения и социального воспитания обучающихся, реализация которых позволяет создать необходимые условия для формирования социальной активности личности.
Программа "Социально зрелая личность" (далее - Программа) разработана в соответствии со стратегической миссией учреждений профессионального образования, способствующей становлению и развитию различных отраслей экономики в Самарском регионе, в соответствии со стратегической целью ОУ: подготовка и переподготовка специалистов, имеющих высокую профессиональную, социальную компетенцию, гибкую, мобильную и активную профессиональную позицию.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области социализации молодежи.
Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем социализации молодежи и призвана придать ей дальнейшую динамику.
Программа опирается на принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации воспитания, принцип социального закаливания и принцип создания воспитывающей среды.
Программа доступна для участия в ней всех государственных и общественных организаций (объединений) на основе их собственных инициатив.
Основной целью Программы является совершенствование системы социализации молодежи, способствующей формированию социально зрелой личности, умеющей реализовывать свои гражданские права и обязанности, усвоившей нормы и традиции общества.
Задачи:
Повысить ценностное отношение обучающихся к знаниям.
Повысить ценностное отношение обучающихся к труду вообще и к труду в профессиональной сфере.
Повысить ценностное отношение обучающихся к Отечеству, к явлениям и процессам, происходящим в стране.
Повысить ценностное отношение обучающихся к здоровому образу жизни.
Повысить ценностное отношение обучающихся к Человеку, как таковому.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно плану.
В ходе реализации Программы к работе привлекаются представители различных общественных организаций и объединений, специалисты различных уровней и организаций, государственные структуры, инженерно-педагогический коллектив, родители учащихся.
Системой мер по информационному обеспечению Программы предусматривается создание условий для участия средств массовой информации, проведение социологического опроса, комплект литературы соответствующей направленности, обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов работы.
В техникум на обучение приходят в основном подростки в возрасте 15-16 лет, т.е. на том этапе формирования личности, когда развиваются социальные характеристики: социальный интеллект, формируются жизненные ценности, происходит выбор круга общения, формируется социальный статус, выбираются социальные роли. Развитие личности происходит под 100% влиянием внешней среды (социума). В данном возрасте подростки впитывают как губка все, что им дается из вне. Этап этот длиться 7 лет, в техникуме они обучаются последние 1-2 года из этих 7 лет. Педагогическому коллективу необходимо постараться успеть, насколько это еще возможно, направить их жизненный выбор в позитивную сторону, т.к. после 17 лет личность развивается самостоятельно по тем направлениям, что были выбраны на предыдущем этапе развития. Следовательно, 1-2 курсы самые ответственные в процессе воспитания.
Рассмотрим, как изменяются мотивы потребности человека в период становления личности (по Маслову) по уровням. Две группы мотивов потребностей: 1-2 уровень - группа дефицита, 3-7 уровень - группа роста. Неудовлетворенность на 1-2 уровнях влечет за собой физические болезни, неудовлетворенность на 3-7 уровнях влечет за собой болезни «души». Если человек что-то недополучает в полной мере на каком-либо уровне, то его развитие как личности останавливается на этом уровне.
Из вышеизложенного видно, что 3-4 этапы развития личности совпадают с 4-5 уровнем потребностей: потребности признания и потребности познания. Подростки, поступая в техникум, ищут признания (если оно было не найдено в период обучения в школе), и пока они его не найдут, не смогут перейти на следующий уровень потребностей, потребности учиться, познавать что-либо. Задача педагогов удовлетворить потребность подростков в признании, иначе они будут искать признания в другом месте, и вероятнее всего не в семье.
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы участников всех уровней в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, пропаганды в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности.
Основываясь на цели и задачи Программы, реализация её необходимо проводить по следующим основным направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление способствует физическому самосовершенствованию обучающихся; формированию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ); формированию неприятия несовершеннолетними к психоактивным веществам (ПАВ), что позволит повысить уровень позитивного отношения обучающихся к ЗОЖ.
Профессионально-трудовое направление способствует формированию у подростков навыков, обеспечивающих самостоятельную профессиональную деятельность; формированию потребности трудиться, ответственности за выполненную работу, что позволит повысить ценностное отношение обучающихся к знаниям; повысить ценностное отношение обучающихся к труду вообще и к труду в профессиональной сфере.
Гражданско-патриотическое направление способствует формированию личности, уважающей общепринятые ценности; формированию духовно-нравственных качеств обучающихся; формированию культуры отношений, навыков общественной жизни; формированию правовой культуры, что позволит повысить ценностное отношение обучающихся к Отечеству, то есть отношение к общественно – политическим, социально – культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
Реализация Программы проходит в 2 этапа:
1 этап: способствует удовлетворению потребности обучающихся в признании. Основная работа в этом направлении проходит на 1 курсе, и в зависимости от результатов переходит на начало 2 курса. Приоритетными становятся спортивно-оздоровительное и профессионально-трудовое направления. Реализация которых, способствует установлению доброжелательного микроклимата в группах, повышению мотивации обучающихся к обучению, позволит обучающимся сделать свой выбор жизненной позиции и утвердится в нем.
2 этап: способствует удовлетворению потребности обучающихся в познании, а также, если есть необходимость, эстетические потребности и потребности самореализации. Основная работа в этом направлении проходит на 2 и 3 курсах. Приоритетными становятся профессионально-трудовое и гражданско-патриотическое направления. Реализация которых, позволит обучающимся утвердится как социально зрелой личности, умеющей реализовывать свои гражданские права и обязанности, усвоившей нормы и традиции общества.
Оценка эффективности реализации Программы: обусловленный социальными и техническими требованиями уровень образования и профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, интериоризацию норм и ценностей общества, усвоение традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры. Социальная зрелость наступает не в результате какого-либо одномоментного акта, а в процессе социального становления личности.
Определить социальную зрелость личности можно по трем уровням: оптимальный, допустимый и критический.
При определении уровня социальной зрелости можно выделить следующие основные показатели:
ценностные ориентиры в области образования;
ценностные ориентиры в профессиональной области;
наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
Измерительные инструменты
Методика педагогической диагностики «Личностный рост ребенка», разработанная институтом Теории образования и педагогики РАО, (Григорьев Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования, Классный руководитель, М:-2003 ,- № 6)
Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников, разработанная специалистами социологической лаборатории ИРРО.
( Кожевникова Т. Н., Стумбрис Н. А., Сундукова Т. А. Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников, Классный руководитель, М:-2003,- № 6)