Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ажурные ограды» (3 класс)
Класс: 3
Тема урока |
Ажурные ограды |
Цель |
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через выполнение аппликации ограды. |
Задачи |
Обучающие: Познакомить учащихся с понятием «ажурный» как с тончайшим сцеплением орнамента, в фантазии художников; Вырабатывать у учащихся алгоритм последовательной работы с планом в создании макетов оград; Формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, работы с ножницами и бумагой. Развивающие: Развивать у учащихся умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик городов; Формировать художественно-творческую активность учащихся в создании макетов оград для своего посёлка, начальной школы. Воспитательные: Воспитывать и развивать у учащихся личностные компетенции; Формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки. |
Планируемые результаты |
Предметные: иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия |
Аппликация, ажурный, ограда |
Межпредметные связи |
Музыка, история, литературное чтение, русский язык |
Оборудование |
Оборудование учителя: слайдовая презентация : иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; правила безопасной работы с ножницами и др. Оборудование учащихся): Материалы цветной лист бумаги, ножницы, клей. Инструменты): карандаш, ластик |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Е.И. Коротеева, 3 класс, «Искусство и Ты» Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. для ВУЗов / Н.М.Сокольникова. - М.: Академия, 2003.-368с. Интернет - ресурсы (пример): Страна Мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // stranamasterov.ru/ |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
|||
Предметные |
УУД |
||||||
I. Организация класса на работу |
1 мин |
||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь. Давайте посмотрим, готовы ли мы к уроку. Для работы нам понадобятся: лист цветной бумаги, клей, ножницы, карандаш, ластик. Все готовы? Молодцы! |
-Здравствуйте! Садятся. Каждый проверяет свое рабочее место. |
|
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. Коммуникативные УУД; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
|||
II. Повторение пройденного материала |
2 мин. |
||||||
Анализ материала прошлого урока |
- Над какой темой вы работали на прошлом уроке? (Искусство на улицах твоего города (села)) - На прошлом уроке вы говорили о парках, скверах, бульварах. Для чего в городах создают парки? (зона отдыха) - А кто занимается проектированием зеленых островков природы в городах, оформляет внешний вид улиц города? (художники-дизайнеры) - Какая цель работы художников-дизайнеров? (украшают город) |
Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели |
3-5 мин. |
||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
-Ребята, посмотрите на это изображение, оно имеют отношение к сегодняшней теме урока. Это кружево. -Что же такое кружево? КРУЖЕВО- текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В России кружево было распространено с давних пор, даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую простую, неприхотливую повседневную вещь. Показ презентации «Ажурные ограды» -Ребята, а как вы думаете, можно ли создать кружево из других материалов? (Можно) -Кружевной ажурный рисунок, можно создать не только переплетением нитей, но и из проволоки, металла и дерева. -А что означает слово ажур? Обратимся к толковому словарю. -Ажур-это узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками и создающих сложную композицию (используемый в изделиях из металла, дерева, а также в вязании, в плетении и т.п.). -Давайте с вами посмотрим, где же мы можем увидеть эти ажурные кружева. Для декоративной отделки предметов быта (чаш, кубков, вазочек для конфет, блюд, туалетных коробочек, пудрениц, подстаканников) использовали кружево из гладкой металлической проволоки, соединенной между собой. В старину, при постройке дома вырезали кружева для оформления окон (наличники, ставни), фронтонов. Эти детали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы. Деревянное кружево мы можем увидеть и сейчас в нашем селе и в городе Брянске. Посмотрите, какие причудливые узоры, как красиво смотрятся эти дома, какая красота создана человеком! А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соединяли и получали нарядные ажурные ограды. -Ребята, тема нашего урока «Ажурные ограды» |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы |
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
||||
IV. Усвоение новых знаний |
(10-12 мин.) |
||||||
|
-Что же такое ажурные ограды, для чего они нужны и где мы можем их увидеть? Ажурные ограды - это кованное ограждение из металла. Ограды нужны для того, чтобы оградить пространство, увидеть их мы можем в парках, скверах, на набережной и т. п.) -Железо долго живёт. Поэтому красота эта дошла до наших дней. Сохранились и по-прежнему украшают городские и деревенские улицы кованые решётки, ворота, навесы над крыльцом. -Вам, наверное, встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит…Город они не украшают, глаз не радуют. -Ажурные ограды делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловесными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными. Ажурные, строгие, причудливо изогнутые, изящные формы вызывают чувство восхищения. -Это природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции. Откройте учебник на странице 57. -Рассмотрите крылышки бабочки и стрекозы, посмотрите на паутинку Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и переплетение сделало хрупкие творения природы очень прочными. Паутина, замысловатые морозные узоры на стекле, элементы растений - все это и легло в основу ажурных оград. -Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, известны всему миру и представляют собой художественную ценность. Это произведения кузнечного искусства в Санкт- Петербурге, красивейшего города основанного Петром I. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари. -Ребята, в нашем городе тоже есть места, где можно увидеть ажурные ограды. Они тоже очень красивы и изящны. Физкультминутка Попрошу всех ровно встать, Что скажу — всем выполнять. Руки кверху поднимите, Все вдохните — выдохните, Наклонитесь — разогнитесь, Выпрямитесь — улыбнитесь, На «раз-два» — быстро присядьте, «Три-четыре» — снова встаньте. Влево, вправо наклонитесьИ еще раз потянитесь. Все, за парты мы садимся, И к работе возвратимся. -Ну что, размялись немножко, можно снова браться за дело! |
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют движения по тексту. |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. |
Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) |
|||
V. Организация рабочего места |
1-2 мин. |
||||||
- Давайте посмотрим каждый на своё рабочее место. Всё ли у нас готово к работе и правильно ли расположены предметы на рабочем столе? (Самопроверка организации рабочего места). - А как правильно мы должны вести себя во время работы? (Повторение техники безопасности). 1. Выполнять все действия только по указанию учителя. 2. Не делать резких движений во время работы. 3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 4. Осторожно пользоваться ножницами и необходимыми на уроке материалами. 5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. (Слайд ) |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
||||
VI. Практическая работа |
20-25 мин. |
||||||
-У вас на столе лежит лист бумаги, на нем изображен образ парка -Как вы думаете, чего не хватает в этой работе? (ажурных оград) - Хотите, чтобы в нашем городе не было скучных заборов? Да! Каждый из вас сегодня выступит в роли художника-дизайнера. И вашей задачей будет выполнить проект ажурной ограды. -Что значит ажурное ограждение? (воздушное, легкое) Да, ограда должна быть легкой и воздушной, чтобы не перекрывать красоту природы, а дополнять ее. (С помощью демонстрационных таблиц детям объясняется поэтапное выполнение работы). Инструктаж по охране труда при работе с ножницами и клеем. Технологическая карта: -складывание базовой заготовки; -нанесение рисунка; -вырезание элементов рисунка ограды (обратить внимание детей на то, что необходимо оставить перемычки, иначе конструкция распадется) -развертывание заготовки и приклеивание ее на альбомный лист -Берем полоску черной бумаги и складываем несколько раз пополам, сильно не надавливая пальцами. По принципу вырезания снежинки начинаем конструировать форму ажурной ограды. Имитируем основание, верхнюю часть ограды и вырезы с 2-х сторон достаточно разнообразны по форме. Эти вырезы могут быть в виде сердечек, треугольников, овалов и других геометрических форм. Удаляем вырезанные фрагменты, разворачиваем полученную форму и наклеиваем на фон листа. Музыкальный ряд: Моцарт: Рондо аллегро (Маленькая серенада) |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Уметь: Использовать техники: орнамент; Выполнять: — изображение, используя алгоритм; — выполнять конструирование объёмных изделий из …; Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения |
||||
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
3 мин. |
||||||
-Зачем нужны ограды? -Где можно увидеть ограды? -Из какого материала делают ажурные ограды? -Где художник брал узоры для своих ажурных оград? -А почему мы называем ограды ажурными? -А теперь давайте посмотрим какие ажурные ограды получились у вас. Выставка работ -Для этого выходит первый ряд поднимите получившиеся работы и покажите остальным. Молодцы! |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности |
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. |
|||||
VIII. Уборка рабочих мест |
2 мин. |
||||||
Мы сегодня хорошо с вами поработали. Вы меня очень порадовали. А теперь урок подходит к концу, убираем свое рабочее место и садимся. |
Наводят порядок на рабочем столе |
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |