Программа по профилактике семейного неблагополучия «Волшебство игр» для детей 5-10 лет
М ИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦСПСД _____________Э.Р. Шангареева «____» __________2016г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦСПСД ______________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2016г. |
«ВОЛШЕБСТВО ИГР»
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
С ДЕТЬМИ 5-10 ЛЕТ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ
Автор-составитель:
Камалова А.Г.
педагог-психолог
Руководитель:
Залютдинова Г.Г.
зав.отделением
социальной помощи семье и детям
ОКТЯБРЬСКИЙ
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы …………………………………………………………… | 3 |
2. Пояснительная записка………………………………………………………. 2.1. Обоснование актуальности ………………………………………………….. 2.2. Целевая группа ………………………………………………………………... 2.3. Цель программы ……………………………………………………………… 2.4. Задачи программы ……………………………………………………………. 2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки ……… | 6 8 9 9 9 9 |
3. Механизм реализации программы …………………………………………. 3.1 Этапы и сроки реализации ……………………………………………………. 3.2 Формы и методы работы ……………………………………………………… 3.3. Ресурсы ……………………………………………………………………….. 3.4.Направления деятельности и их содержание ……………………………….. 3.5.План занятий …………………………………………………………………... 3.6.Контроль и управление ……………………………………………………….. 3.7.Оценка результатов программы………………………………………………. | 11 11 12 13 16 18 19 20 |
Список литературы ……………………………………………………………… | 22 |
Приложение 1 …………………………………………………………………….. | 23 |
Приложение 2 …………………………………………………………………….. | 26 |
Приложение 3 …………………………………………………………………….. | 29 |
Приложение 4 …………………………………………………………………….. | 33 |
Приложение 5 …………………………………………………………………….. | 37 |
Приложение 6 …………………………………………………………………….. | 38 |
Приложение 7 …………………………………………………………………….. | 39 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Волшебство игр» |
Автор программы | Камалова А.Г. |
Территориальная реализация программы | г. Октябрьский РБ г. Туймазы РБ |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям |
Руководитель программы | Залютдинова Г.Г. |
Актуальность проблемы | Актуальность проблемы в том, что работа с детьми по данной методике направленна на решение проблем воспитания, так же снятие эмоциональной тревожности, стабильности и психического благополучия. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий происходящих в семье с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социуме. |
Целевая группа | Дети в возрасте 5-10 лет |
Цель программы | Развитие познавательной сферы и органов чувств; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения ребенка посредством сенсорных модулей. |
Задачи программы | Диагностические: выявление детей с отклоняющимся поведением; выявление факторов, влияющих на отклонения в поведении детей. Развивающие: формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях, активизация различных функций нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; обучение приемам самораслабления, снятия психомышечного напряжения, достижения состояния душевного равновесия. |
Ожидаемые результаты | Формирование положительных эмоций, когнитивной сферы. Обучение мышечному аутотренингу расслабления, приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения. |
Целевые индикаторы | Значение индикатора (показателя) в 2015 году и в 2016 году: - число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства; - число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства; - общее число детей, участвующих в мероприятиях программы. |
Этапы и сроки реализации | Организационный (подготовительный) – 10 дней; практический (основной) – 2 года; итоговый (аналитический) – 1 месяца. |
Формы и методы работы | Формы работы (подгрупповые и индивидуальные). Методы работы: диагностические, развивающие, динамические. |
Р есурсы | Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, демонстрационный материал подготовленный для деятельности а рамках программы. |
Направления и их содержание | Направление деятельности программы психолого-педагогическое. Программа представляет собой серию конспектов занятий с использованием элементов игрового тренинга, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основу игротренингов положена методика терапевтического воздействия сказкой. Каждый игротренинг имеет единый, логически завершенный сюжет, чтобы дети, попадая в волшебный мир сказки, полностью погружались в происходящие события, не переключаясь на что то иное. В основе данной системы лежат следующие принципы: единство коррекции и диагностики; учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей; уважительное и доброжелательное отношение к детям; недопустимость пренебрежительного отношения к настроению и самочувствию ребенка; признание индивидуальности, ценности, значимости личности ребенка; обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка; комплексность методов психологического воздействия; постепенность и последовательность развивающего процесса. |
Мероприятия программы | Проведение игровых тренингов осуществляется индивидуально и подгруппой (3-5 человек), формируемых на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Серия тренингов разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Курс состоит из десяти игровых тренингов, проводимых один раз в неделю. Тренинги не дублируют друг друга. Каждый из них имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь, а определенный образ, дети с увлечением участвуют в процессе развития. Благодаря этому, они могут безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Продолжительность игротренинга зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет 25-30 минут. Игровые тренинги построены по единой схеме и состоят из трех частей, каждая из которых направлена на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости детей. |
П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методика работы с использованием сенсорных модулей в релаксационной комнате основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Данная методика является базисной, задающей ориентиры в обучении и развитии детей и открывает простор для вариативных и специальных образовательных планов. Основными направлениями занятий в релаксационной комнате являются: стимулирование сенсорного развития, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Проведение игровых тренингов осуществляется индивидуально и подгруппой (3-5 человек), формируемых на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе.
Серия тренингов разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста и включает в себя три этапа: диагностический, развивающий и контрольный.
Диагностический блок.
Цели: диагностика особенностей развития личности; выявление факторов риска; составление индивидуального маршрута развития каждого ребенка и общей программы психологического сопровождения детей.
В целях выявления особенностей психологического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах проводится обследование несовершеннолетних детей. Наряду с этим с помощью наблюдения и результатов диагностики выявляются дети с нарушениями в общении, страхами, агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой и другими проблемами. Для этих детей проводится дополнительная индивидуальная диагностика по проективным методикам.
Развивающий блок.
Цели: гармонизация и оптимизация развития ребенка; переход от отрицательной фазы развития к положительной; овладение способами многосенсорного восприятия; обучение приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения.
Курс состоит из десяти игровых тренингов, проводимых один раз в неделю. Тренинги не дублируют друг друга. Каждый из них имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь, а определенный образ, дети с увлечением участвуют в процессе развития. Благодаря этому, они могут безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
П родолжительность игротренинга зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет 25-30 минут. Игровые тренинги построены по единой схеме и состоят из трех частей, каждая из которых направлена на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости детей.
Цели первой части в основном связаны с развивающей и обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций и установление контакта с психологом и участниками группы (телесная терапия). Первая часть тренинга включает в себя упражнения по формированию когнитивной сферы. Для этого используются элементы сказкотерапии.
Цель второй части заключается в том, чтобы обучить ребенка многосенсорному восприятию, помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможность ее применения в жизни.
Целью третьей части является обучение мышечному аутотренингу расслабления. Чрезвычайно важно обучить приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения детей с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции.
Блок оценки динамических изменений (контрольный)
Цели: измерения психологического содержания и динамики реакций; способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний; стабилизация позитивной самооценки.
На данном этапе работа педагога-психолога заключается в сравнении показателей первичной диагностики с результатами обследования после цикла тренингов с акцентом на указанные в индивидуальной карте нарушения или отклонения в развитии ребенка.
Обоснование актуальности
Сенсорное развитие и благоприятное эмоциональное состояние ребенка играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.
Релаксационная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо больше разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
З анятия в релаксационной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование релаксационной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающие, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
2.2. Целевая группа
Дети в возрасте 5-10 лет (дошкольники и младший школьный возраст).
2.3. Цель программы
Развитие познавательной сферы и органов чувств; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения ребенка посредством сенсорных модулей.
2.4. Задачи программы
1.Диагностические: выявление детей с отклоняющимся поведением; выявление факторов, влияющих на отклонения в поведении детей.
2.Развивающие: формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях, активизация различных функций нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; обучение приемам самораслабления, снятия психомышечного напряжения, достижения состояния душевного равновесия.
2.5.Ожидаемые результаты,
целевые индикаторы и методы их оценки
1.Формирование положительных эмоций, и установление контакта с психологом и участниками группы (телесная терапия);
2.Формирование когнитивной сферы: обучить ребенка многосенсорному восприятию, помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможность ее применения в жизни.
3.Обучение мышечному аутотренингу расслабления, приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения.
Т аблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (показателя) | 2015 год | 2016 год 1 квартал |
1. | численность несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 257 чел. | 210 чел. |
2. | численность семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 121 семья | 96 семей |
3. | общая численность детей, участвующих в игровых тренингов программы | 47 чел. | 42 чел. |
5. | численность добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе | 5 чел. | 3 чел. |
6. | численность специалистов, заинтересованных организаций | 3 чел | 3 чел. |
7. | количество игровых тренингов | 24 шт. | 22 шт. |
8. | количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий) | 1 шт. | 1 шт. |
10. | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 2 шт. | 2 шт. |
3 .МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Этапы и сроки реализации программы
Процесс реализации программы состоит из трех этапов представленных в Таблице 2.
Таблица 2
Этап реализации программы
№ Мероприятия Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | Форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 10 дней; Заведующий отделением, специалисты отделения. | Предупредительный контроль. В течении 5 дней. |
Практический (основной) – | 2 года; Специалисты отделения | Текущий контроль. В течении всего периода каждой подпрограммы. |
Итоговый (аналитический) – | 1 месяца. Заведующий отделением, специалисты отделения. | По завершению деятельности. В течении 10 дней. |
Организационный (подготовительный) – 10 дней. На организационном этапе определяется состав участников игрового тренинга.
В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; специалисты (педагог – психолог, социальный педагог) учреждения.
1.Заседания со специалистами ОСПСД, о времени, месте и ходе проведения игровых тренингов;
2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
3. Подготовка релаксационной комнаты, атрибутов и необходимого наглядного материала. Подбор игровых тренингов, материала по результатам анкет и опросников. Изготовление рекомендаций для родителей и детей;
3. Привлечение спонсоров к подготовке оборудования, материала и оказанию благотворительности;
4. Привлечение СМИ города;
5. Информирование родителей и участников о запланированных занятиях через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей»;
6 . Привлечение аниматоров, волонтеров, ростовых кукол на благотворительной основе для участия в игровых тренингах.
Практический (основной) – 2 года. Организация и проведения занятий с детьми в виде игровых тренингов с использованием сенсорных модулей.
Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Волшебство игр»: оценка развития положительных эмоций у детей, коммуникабельности и умению общаться в группе сверстников; умение детей использовать приемы самораслабления с целью снятия напряжения и душевного благополучия; результат психического здоровья, эмоционального состояния ребенка после комплекса занятий. Опрос, тестирование родителей и детей по результатам работы программы.
3.2.Формы и методы работы
Формы работы (подгрупповые и индивидуальные):
Методы работы: беседы, встречи, игры, упражнения, сказкотерапия, тренинги.
Организационные: планирование, оформление, подготовка комнаты, регламентирование, нормирование.
Исследовательские: диагностика, опрос, анкетирование, тестирование.
Практические: наблюдения, беседы, игровые тренинги, телесная терапия, релаксация, музотерапия, сказкотерапия.
3.3.Ресурсы
Кадровые:
педагог-психолог высшей категории организует и проводит игровые тренинги с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Проводит обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуально и с подгруппой детей и родителей, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.
Специалисты по социальной работе организуют и проводят беседы, тестирование, анкетирование, патронирование, наблюдение, приглашают детей и родителей на занятия
Материально-технические:
Аппаратно-программный психодиагностический комплекс
«Мультипсихометр», 139 626.67 руб.
Стол прямоугольный, 2 шт. 3 624.64 руб.
Полка настенная, 2 шт. 2 056.72 руб.
С тул детский, 6 шт. 4 756.92 руб.
Шкаф-стеллаж, 2 шт. 8 765.00 руб.
Пуф круглый, 1шт. 7 680.00 руб.
Воздушно-пузырьковая колона с мягким основанием, 1 шт. 24 000.00 руб.
Куб, 1 шт. 3 626. 00 руб.
Массажное кресло, 1 шт. 57 000.36 руб.
Мягкая мебель, 1 шт. 18 000.00 руб.
Настенное небьющееся зеркало, 1 шт. 5 022.00 руб.
Песочная фантазия, 1 шт. 6 016.00 руб.
Пучек фибероптических волок с боковым сечением «Звездный дождь», 1шт. 22 500 00 руб.
Спортколор-50 аналог Зебра-50, 1 шт. 4 125.00 руб.
Сухой бассейн с шарами угловой, 1 шт. 23 255.00 руб.
Тоннель с обручем, 2 шт. 6 151.00 руб.
Шар зеркальный с приводом, 1 шт. 4 050.00 руб.
Нормативно-правовые документы:
Целью работы по формированию положительных эмоций и когнитивной сферы у детей является не отстранение родителей от детей, которые не знают, как развивать познавательную сферу и устранять негативное поведение, а оказание помощи родителям в создании благоприятной психологической атмосферы в семье и взаимоотношению с несовершеннолетними.
Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Гражданского кодекса (1994г.), Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124 - ФЗ, устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ.
Методические пособия при разработке программы:
1. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группа / авт.-сост. М.В. Янчук.;
2 . Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие.-А.И. Титарь;
3. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л.В. Прикуль;
4. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие для психологов, родителей – В.Н. Романюта;
5. 365 лучших игр для умных и сообразительных детей 8-10 лет на каждый день / Т. И. Тарабарина.
6. Развитие вербального воображения.-М.; Книголюб, 2005г.-64 с. (Психологическая служба)
7. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.-СПб.: Речь, 2006 г.- 144с.
Наглядный и раздаточный материал, подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий:
1.Информационный стенд «Все для родителей и детей»;
2.Рекомендации для родителей «Что делать, если ваш ребенок боится»
3.Советы родителям «Наказывать или не наказывать»
4.Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Размещение информации в СМИ:
1.Сайт учреждения: игровые тренинги с детьми дошкольного возраста «Страна фантазия», игры в релаксационной комнате с детьми, прибывшими с Украины «Разноцветные камушки»; встреча со школьниками в игровой комнате «Каменная страна».
Диагностический инструментарий:
1. Методики оценки психического состояния: тест цветовых выборов; методики самооценки психического состояния; методики определения актуального психического состояния; состояния стресса.
2. Методики оценки семейных отношений: опросник родительского отношения; детский вариант индивидуально типологического опросника Л. Собчик; методика оценки детской и подростковой тревожности; опросник Леонгарда –Шмишека подростковый вариант; опросник удовлетноренности браком; диагностика родительства Р.В. Овчаровой; диагностика родительско-детских отношений.
3. Методики оценки внутригрупповых отношений: методики оценки социально-психологического климата; методика оценки делового и эмоционального лидерства; методика диагностики межличностных конфликтов.
4. Проективные методики «Тест руки», «КРС», тест «Несуществующее животное».
3 .4.Направления деятельности и их содержание.
Направление деятельности программы психолого-педагогическое. Программа представляет собой серию конспектов занятий с использованием элементов игрового тренинга, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В основу игротренингов положена методика терапевтического воздействия сказкой. Каждый игротренинг имеет единый, логически завершенный сюжет, чтобы дети, попадая в волшебный мир сказки, полностью погружались в происходящие события, не переключаясь на что то иное. В основе данной системы лежат следующие принципы:
единство коррекции и диагностики;
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
уважительное и доброжелательное отношение к детям;
недопустимость пренебрежительного отношения к настроению и самочувствию ребенка;
признание индивидуальности, ценности, значимости личности ребенка;
обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;
комплексность методов психологического воздействия;
постепенность и последовательность развивающего процесса.
Серия тренингов разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проведение игровых тренингов осуществляется индивидуально и подгруппой (3-5 человек). Психологические средства, используемые в работе с детьми:
диагностические: наблюдение, ДДЧ, тест «несуществующее животное»;
развивающие: игровая терапия, импровизация, сказкотерапия, релаксация;
оценка динамических изменений (контрольный). Данный блок проводится с целью измерения психологического содержания и динамики реакций; способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний; стабилизация позитивной самооценки.
Алгоритм подготовки и проведения игровых тренингов с детьми
При подготовке игровых тренингов план действий следующий:
1. Заседания со специалистами ОСПСД, о времени, месте и ходе проведения игровых тренингов;
2. Встреча с родителями и детьми с целью выявление детей с отклоняющимся поведением; выявление факторов, влияющих на отклонения в поведении детей (диагностика, наблюдение, анкетирование, опрос)
3 . Подготовка релаксационной комнаты, атрибутов и необходимого наглядного материала. Подбор материала по результатам анкет и опросников. Изготовление рекомендаций для родителей и детей;
4. Выбор музыкальных произведений, релаксационных упражнений, ароматерапии;
5. Привлечение СМИ города;
6. Информирование родителей и участников о запланированных занятиях через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей»;
7. Привлечение аниматоров, волонтеров, ростовых кукол на благотворительной основе для участия в игровых тренингах.
При проведении игровых тренингов план действий следующий:
Курс состоит из десяти игровых тренингов, проводимых один раз в неделю. Тренинги не дублируют друг друга. Каждый из них имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь, а определенный образ, дети с увлечением участвуют в процессе развития. Благодаря этому, они могут безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Продолжительность игротренинга зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет 25-30 минут. Игровые тренинги построены по единой схеме и состоят из трех частей, каждая из которых направлена на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости детей.
Цели первой части в основном связаны с развивающе-обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций и установление контакта с психологом и участниками группы (телесная терапия). Первая часть тренинга включает в себя упражнения по формированию когнитивной сферы. Для этого используются элементы сказкотерапии.
Цель второй части заключается в том, чтобы обучить ребенка многосенсорному восприятию, помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможность ее применения в жизни.
Целью третьей части является обучение мышечному аутотренингу расслабления. Чрезвычайно важно обучить приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения детей с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции.
3 .5.План занятий.
Таблица 3
План занятий
№ п/п | Тема | Срок (3 месяца) |
Занятие 1. | «Страна фантазия» | 1 неделя |
Занятие 2. | «Каменная страна» - 1 встреча | 2 неделя |
Занятие 3. | «Каменная страна» продолжение – 2 встреча | 3 неделя |
Занятие 4. | «Волшебные камушки» - 1 встреча | 4 неделя |
Занятие 5. | «Разноцветная лента» | 1 неделя |
Занятие 6. | «Волшебные камушки» - 2 встреча | 2 неделя |
Занятие 7. | «Путешествие на необитаемый остров» | 3 неделя |
Занятие 8. | «Полет птиц» | 4 неделя |
Занятие 9. | «Маленькие привидения» | 1 неделя |
Занятие 10. | «Путешествие на «голубую звезду» | 2 неделя |
Занятие итоговое | (контролирующее) | 3 неделя |
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1) непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2) предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3) отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание занятия, подготовка релаксационной комнаты. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к занятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2 .Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы.
Таблица 4
Оценка результатов реализации программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методы оценки | |
До реализации программы | После реализации программы | |||
1 | число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 257 чел. | | Анализ документов |
2 | число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 121 семья | | Анализ документов |
3 | Обучение мышечному аутотренингу расслабления, приемам самораслабления и снятия психомышечного напряжения. | - | | Наблюдение |
4 | Формирование положительных эмоций, и установление контакта с психологом и участниками группы (телесная терапия); | 15 чел. | | Тестирование, наблюдение, эксперимент |
5 | Формирование когнитивной сферы: обучить ребенка многосенсорному восприятию, помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможность ее применения в жизни. | 10 чел. | | Опрос, тестирование, наблюдение |
С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М., 2002г. – 320с.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004. – 210 с.
Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминка, энергизаторы, активаторы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.
Посысоева Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004. – 220 с.
Прикуль Л.В. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. – М., 2009. – 144 с.
Развитие вербального воображения.-М.; Книголюб, 2005г.- 64 с.
Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие для психологов, родителей. – М., 2004 – 64 с.
Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.- СПб.: Речь, 2006. – 144с.
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. – М.: Детская литература, 1989. – 120 с.
Тарабарина Т. И. 365 лучших игр для умных и сообразительных детей 8-10 лет на каждый день. – М., 2010. – 310 с.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие. – М., 2010 – 88 с.
Фромм А. Азбука для родителей. – Лениздат, 1991. – 220 с.
Ширвиндт Б.Н. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. – М., 1995. – 288с.
Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группа. – М.,.2010. – 127 с.
Белянкова Н., Чупаева К. Игра? Не только… // Воспитание школьников. – 2002г. - №7. - с.19-20.
П РИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга
«СТРАНА ФАНТАЗИЯ»
Цели: развитие сенсомоторной и познавательной сферы; формирование устойчивого внимания; снятие психомышечного напряжения.
Материалы и оборудование: кукла-марионетка; зеркало; сенсорные модули; аудиозаписи спокойной классической музыки; магнитофон; пуфики.
Содержание занятия
Вводная часть (игровой разогрев).
Психолог. Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга тихо, так, как капает дождик.
Упражнение «Волшебное зеркало»
Рабочая часть (игротерапевтическая).
У зеркала детей встречает кукла- марионетка. Она приветствует детей и задает детям загадки:
- Что может подарить любому прохожему даже нищий? (Улыбку)
- Что свободно входит в окно, а в комнате не помещается? (Солнце)
- Когда звезды могут светить в озере? (Ночью)
После отгадок кукла приглашает детей в страну Фантазии.
Психолог. Посмотрите, в стране Фантазии мы оказались с вами на волшебной поляне, где летают зеркальные шарики. Давайте попробуем их поймать. (Дети пытаются поймать отражающие шарики).
Упражнение «Солнечный зайчик».
Психолог. Молодцы, дети. Расскажите, что вы чувствовали, когда солнечный зайчик ласкал вас? (Дети рассказывают о своих ощущениях). В стране Фантазии свершаются чудеса. Посмотрите, какое чудо сейчас произойдет. (Включается пузырьковая лампа, дети наблюдают за рыбками). Это рыбки не настоящие, а волшебные. Они красивые, разноцветные и умеют плавать. Вы можете выбрать себе любую рыбку и загадать ей желание. (Дети загадывают свои желания рыбкам).
Рис.1. Занятие с пузырьковой лампой
Психолог. Вас ждет еще одно волшебство, бассейн с шариками-сухой бассейн. Сейчас вы научитесь плавать в бассейне самостоятельно.
Упражнение «Сухой бассейн»
Психолог. Опускаемся в бассейн с шариками и ложимся на спину. Стараемся ощутить все шарики, потрогать их, поиграть с ними. А теперь движением рук назад и ног попробуем плавать на спине, как рыбки в воде. Переворачиваемся на живот и продолжаем плыть быстрее, активнее. Отдыхаем. Переворачиваемся со спины на живот, как волчок. Крутится на вправо и потом влево. Молодцы, дети. Расскажите, что вы чувствовали, когда плавали в бассейне? Вам понравилось? (Дети рассказывают о своих ощущениях).
Рис.2. Дети выполняют упражнение «Сухой бассейн»
Упражнение «Прятки»
П сихолог. Сейчас вам будет дано задание, спрятаться друг от друга в бассейне. Ложитесь на спину и постарайтесь быстро двигаться всеми частями тела, чтобы оказаться на дне бассейна, а шарики вас покрывали. (Дети выполняют задания). 1-2-3 выходи, покажитесь всем, какие вы молодцы.
Психолог. После таких приключений в стране Фантазии приятно отдыхать. Ложитесь удобнее, закройте глаза. Начинается волшебный сон.
Звучит спокойная мелодия.
Упражнение «Рыбки».
Психолог. Представьте себе, что вы – разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плаваете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостики. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне… Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой открывайте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день.
Завершающая часть (игровая релаксация): ритуал прощания.
Психолог. На этом путешествие в страну Фантазии заканчивается. Расскажите, что вам запомнилось и чему научила эта страна? (ответы детей)
Давайте попрощаемся с ней и вернемся назад домой.
У дверей детей встречает кукла – марионетка, дети говорят ей «До свидания!», смотрят в зеркало и выходят из комнаты.
П РИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга
«КАМЕННАЯ СТРАНА»
Цели: формирование адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний; коррекция негативных эмоциональных состояний; снятие психомышечного напряжения.
Материалы и оборудование: прочная ткань; небольшой камень, веревка; сенсорные модули; аудиозаписи спокойной классической музыки; магнитофон; пуфики.
Содержание занятия
Вводная часть (игровой разогрев).
Психолог. Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы поприветствуем друг друга песенкой. Я буду петь каждому из вас приветствие, а все остальные эхом будут песенку повторять…
Сегодня мы снова отправляемся путешествовать по сказочному миру. Вспомните, пожалуйста, какие волшебные предметы помогали сказочным героям путешествовать. (Ковер-самолет, сапоги- скороходы и т.д.) Сегодня мы перенесемся в сказку с помощью «волшебного» ковра.
Дети вместе с психологом становятся вокруг ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают на расстоянии 15-20 см от земли. Затем, поочередно меняясь, по одному проходят по ковру, преодолевая сопротивление ткани.
2.Рабочая часть (игротерапевтическая).
Психолог. В сказке могут встречаться разные герои и происходить самые удивительные вещи. Посмотрите, сегодня нас встречают жители Каменной страны. Как вы думаете, что у меня в руках? Да, это камень. Он тяжелый (движение руки вверх-вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь, шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называет имя сидящего рядом ребенка).
Психолог берет камень в ладони, сжимает его.
Психолог. Возьми, камень тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям. Передай, камень, мои чувства другу.
С этими словами психолог передает камень ребенку, сидящему рядом. Когда камень оказывается в руках у ребенка, задаются следующие вопросы:
- Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? А какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый?
Если ребенок затрудняется с ответом, то можно предложить ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.
- Да он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (ответ ребенка)
Психолог. Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делала, о чем просила камень? Сейчас мы сделаем с тобой, то же самое: совершим обыкновенное чудо – согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям. Передай, камень, мои чувства другу»
Ребенок может просто согреть камень в руках, а психолог за него текст. Самое главное – помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда». Далее камень передается другому ребенку по кругу и возвращается к психологу.
Психолог. Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает тепло наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согреют даже камень!
Игра «Волшебные руки»
Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», постараются передать ему свое тепло.
Психолог. Положите свои руки на «камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!»
- Что происходит с вашими руками? Что происходит с «камнем»? (дети: «Мои руки горячие, от них исходит тепло». «Я согреваю камень, под моими руками расслабляется «камень»)
Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше, отдавать или принимать человеческое тепло?
Психолог. Еще один житель Каменной страны хочет познакомиться с вами, это светящийся дождик. Он светит только добрым и послушным детям. Сейчас вы сможете поиграть с ним. Каждый потрогайте светящие волокна дождика, погладьте и ощутите прохладу в ваших руках. Возьмите несколько волокон и поиграйте с ними: можно плести, скручивать и расчесать пальцами. А теперь дождик с вами поиграет (психолог над каждым ребенком направляет светящие волокна, имитируя дождевые капли). Каждый встаньте удобно и закройте глаза, а дождик будет с вами играть.
Рис. 3. Дети играют игру «Волшебные руки»
3.Завершающая часть (игровая релаксация): ритуал прощания.
Психолог. На этом сегодня наше путешествие заканчивается. Расскажите, как мы сюда попали. А что бы вам хотелось забрать с собой? (ответы детей).
Дети вместе с психологом становятся вокруг ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают на расстоянии 15-20 см. от земли. Затем, поочередно меняясь, по одному проходят по ковру, преодолевая сопротивление ткани, и выходят из комнаты.
П РИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАМУШКИ»
Цели: развитие сенсомоторной и познавательной сферы; формирование адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний; коррекция негативных поведенческих реакций.
Материалы и оборудование: прочная ткань; сенсорные модули; аудиозаписи спокойной классической музыки; магнитофон; веревка; пуфики; световой прожектор.
Содержание занятия
1.Вводная часть (игровой разогрев).
Психолог. Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я буду называть имя каждого из вас, а все остальные эхом будут его повторять. Итак…
Игра «Эхо»
Психолог. Сейчас мы свами отправимся путешествовать по сказочному миру и перенесемся в сказку с помощью «волшебного ковра».
Дети вместе с психологом становятся вокруг ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают на расстоянии 15-20 см. от земли. Затем, поочередно меняясь, по одному проходят по ковру,преодолевая сопротивление ткани. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир.
2.Рабочая часть (игротерапевтическая).
Психолог. Мы с вами в стране волшебных камушков. Встаньте, пожалуйста. В круг. Посмотрите, какие красивые разноцветные камни у меня в руке. Они очень твердые. Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я.
Психолог сжимает сильно кулаки, предлагая детям ощупать его руки, чтобы смогли почувствовать их напряжение и твердость.
Психолог. А теперь вы сожмите свои кулачки так, чтобы они стали похожи на камень. Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите. Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка.
Психолог расслабляет свои руки так, чтобы они напоминали плетни, стали мягкими, податливыми, позволяя каждому ребенку ощупать руки, «поиграть с ними».
- А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали «веревкой».
Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку. Итак: камень! веревка! камень! веревка!
А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».
Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку.
Слушайте команду: камень! веревка! камень! веревка!
Психолог выполняет свои команды наравне с детьми.
-Ребята, а вы знаете, что такое скульптура? Это статуя из камня или глины. Сейчас мы попробуем построить свою скульптуру.
Игра «Живая скульптура».
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Примечание. Психолог исполняет роль скульптора в течении всего упражнения. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
Игра выполняется до тех пор, пока каждый из игроков не побывал в роли ведущего.
Психолог. Отгадайте загадку: Что украшает мамину шею, когда она собирается на праздники или в гости. Это вещь очень крепкая, ни когда не ломается. (бусы.) Бусы тоже могут быть из красивых разноцветных камней.
Игра «Разноцветные камушки».
Участники встают в плотный круг в сухой бассейн. Они – «бусинки» красивое ожерелье, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, «бусинки рассыпаются» в бассейн и крутятся в разные стороны. Ведущий ловит их по очереди, те прячутся в сухом бассейне под шарики. Первая пойманная «бусинка» становится ведущим.
Психолог. Мы очень хорошо играли, теперь пора помечтать.
Включается панно «звездного неба». Звучит спокойная музыка.
Упражнение «Звездное небо».
Психолог. Ложитесь удобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы лежите на мягкой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркие разноцветные звезды. Они блестят, переливаются всеми цветами и передают вам свое настроение.
Вы представляете красные и оранжевые звезды в небе. Красный цвет звездочек дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтый цвет звезд приносит радость. Самая большая и яркая звезда тоже желтого цвета гладит вас своими лучами света, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет – это цвет травы, листьев. Зеленый цвет звездочки приносит вам спокойствие и доброту. Вам хорошо и спокойно.
Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубая звезда – легкая и успокаивающая, освежающая, как ветерок в пространстве.
Рис.4. Упражнение «Звездное небо»
Запомните ощущения, которые принес вам каждый цвет звездного неба, - пусть настроение у вас будет таким же разноцветным и радужным. Откройте глаза и потихоньку вставайте. Как вы себя чувствуете? Какие у вас ощущения? (ответы детей).
3.Завершающая часть (игровая релаксация): ритуал прощания.
Психолог. На этом наше путешествие заканчивается. А что бы вам хотелось забрать с собой? Давайте нарисуем этот предмет на спине сверстника с помощью волшебного ласкового мелка – своего пальчика.
И гра «Ласковый мелок».
Все становятся в круг друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж идущему впереди – плечи, спина. Затем направление движения меняется, и игра повторяется. Направление движения можно менять несколько раз.
Далее дети вместе с психологом становятся вокруг ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают на расстоянии 15-20 см. от земли. Затем, поочередно меняясь, по одному проходят по ковру, преодолевая сопротивление ткани, и выходят из комнаты.
П РИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга
«ВОЛШЕБНАЯ ЛЕНТА»
Цели: снятие психомышечного напряжения; коррекция негативных поведенческих реакций; развитие навыков бесконфликтного общения.
Материалы и оборудование: пуфики; сенсорные модули; аудиозаписи спокойной классической музыки; магнитофон; корсажная лента.
Содержание занятия
1.Вводная часть (игровой разогрев).
Психолог. Доброе утро, ребята! Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами.
2.Рабочая часть (игротерапевтическая).
Психолог. Сегодня мне очень хочется рассказать вам сказку. Садитесь удобно на большой пуф и слушайте…
В одном большом городе жила была маленькая девочка Жила она не в доме, не в высоком тереме, не в королевстве, а в подземелье. Там по земляному полу вечно струилась вода, а под ногами был не паркет, а сырая солома. Любимым ее лакомством был сухарь из черного хлеба и казавшиеся удивительно сладкими слегка подмороженные картофельные очистки. Окружали ее не мамки с няньками, а такие же, как и она, - несчастные бездомные люди. Даже имени всеобщей любимице никто не знал, и называли ее просто Крошкой.
Но в этом забытом Богом уголке иногда происходили удивительные встречи. Вот и забрел одинокий странник, который пригрелся у костра в подземелье. А рядом с ним примостилась наша Крошка. Усталый странник, греющийся у костра, рассказывал удивительные истории своего Пути, полного опасностей и приключений, радостных открытий и побед…
«Ах, дедушка, где берешь силы, чтобы преодолевать такие расстояния, побеждать врагов и находить друзей?» - спрашивала Крошка.
«Ты знаешь, милая деточка, в моем Пути действительно были такие моменты, когда меня покидали физические и духовные силы, когда я терял веру в себя, в правильность и важность выбранного пути. В часы горестных раздумий, болезни и страха помогал мой Волшебный Круг. Его я ношу всегда с собой».
« Покажи мне, пожалуйста, свой Волшебный Круг!» - робко попросила Крошка.
Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки Волшебный Круг. На секунду прижал старик к своей груди этот Круг и бережно протянул его девушке. С трепетом разглядывала она потрепанную ленту.
«Самый близкий и верный друг подарил мне голубую ленту. Подарил и попросил связать концы этой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали мои друзья. И круг в их руках ожил, стал Волшебным. Ведь он показал мне трудности, препятствия, ожидающие у меня на Пути, и способы их преодоления. Как зеницу ока берегу я его. Если бы ты знала, милая
моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшебный Круг! Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!»
«Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни – иметь таких друзей и заслужить их бесценный дар!» - промолвила Кроша и пригорюнилась.
«Я пришел сегодня к вашему огню для того чтобы преподнести тебе эту голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного неба и самых нежных на земле цветов незабудок. Возьми ее, она твоя. Придет время, и ты своими нежными и сильными руками свяжешь концы ленты в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который станут друзья. Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелость твоим мечтам и поступкам, отправить тебя по Великому Пути Познания и Побед».
Не успела Кроша поблагодарить старика, как то исчез. А в руках девчушки осталась голубая лента, очень похожая на ту, которая сейчас в моих руках.
Много с тех пор прошло лет, Кроша выросла, превратилась в красивую девушку. Судьба ее сложилась благополучно. Обладала она удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно.
- Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас? Кто знает, дорогие друзья… Но, похоже, нам сегодня предстоит познать его волшебную силу.
Игра «Волшебный круг».
Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. Тому, кому в данный момент, по мнению ведущего, больше всех необходима помощь и поддержка участников группы. Или тому, кто пожелает сам. И просит его связать концы ленты в тугой узел.
Затем участникам игры предлагается взяться за ленточный круг руками так, чтобы все разместились в кругу. Держаться за ленточный круг можно двумя руками или одной рукой, если участников игры много. В этом случае участники игры располагаются друг за другом, «боком в кругу».
Психолог. Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепетных и мужественных руках – круг. И в вашей воле и власти сотворить чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему тепло и уверенность, чуткость и надежность ваших сердец и рук. Для этого необходимо сначала «познакомиться», «подружиться» с кругом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть, раскачать. Что вы чувствуете при этом? Лента круга шершавая и прочная, не зная, можно ли ее растянуть? А давайте попробуем! Только все вместе, на счет «раз, два, три».
Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка откидываются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз, два, три», возвращаются обратно.
Психолог. Отлично! Такое впечатление, что круг нас всех объединил и удерживает вместе!
Мы все вместе благодаря этому кругу! Давайте еще разок повторим это действие. А если круг раскачать? Что тогда будет?
Круг в ваших руках, и вы можете делать с ним все, что захотите…
Ребята раскачивают круг, с начало хаотично, а затем прислушиваются друг к другу и пытаются «поймать» общий ритм движения.
-Посмотрите! Мы все в море, на корабле…
-Давайте сделаем шторм!
-Давайте все вместе!
Ребята раскачивают круг, создавая эффект набегающей крутой волны. При этом один участник игры, стоящие рядом, удерживают круг в неподвижном положении, другие приподнимают его вверх, рядом стоящие некоторое время удерживают его в неподвижном положении наверх, а другие резко опускают круг вниз. Создается волна. Действие ребят непрерывные и ритмичные. Они по желанию могут замедлить или ускорить «бег волны».
Психолог постоянно комментирует действия ребят, иногда провоцируя на иное развитие игрового процесса.
Психолог. Бескрайнее море. Только несколько мгновений оно было спокойным и безмятежным. Но вот налетел сильный ветер и от морской глади не осталось и следа. Одна волна набегает на другую, грозя захлестнуть собой все, что встретит на своем пути. Через некоторое время волна выбросила путешественников на скалистый остров.
Дети отпускают корсажную ленту и «попадают» на пуфики с груналами.
Упражнение «Отдых на море» Релаксационные упражнения.
3.Завершающая часть (игровая релаксация): ритуал прощания.
Психолог. Поздравляю вас, вы достойно справились с испытанием. Путешествие подходит к концу. Но для того чтобы вернуться домой, нам необходимо пройти через эту волшебную ленту.
Упражнение с корсажной лентой.
Психолог. Вот мы и дома. Мне бы очень хотелось узнать, чему вы научились сегодня у сказки? Спасибо вам за чудесное путешествие, до свидания!
П РИЛОЖЕНИЕ 5
П РИЛОЖЕНИЕ 6