Программа для детей 5-10 лет «Волшебный пластилин»
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018г. № 196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)- письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09- 3242;
- Санитарно- эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановления Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
- Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области (Приказ МО №1077/21.05.2019).
Программа является модифицированной, так как составлена на основе собственного опыта и типовых программ по пластилинографии.
Направленность программы
По своей направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ему – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 5 до 10 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности иобладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
Психолого- педагогические особенности возраста обучающихся
Младший школьный возраст.
Ребёнок младшего школьного возраста – это ещё неокрепший организм с психологической и физиологической точек зрения, требующий к себе со стороны педагога огромного внимания. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности в творчестве. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым показывая им, что они не умеют работать. Ребёнок может замкнуться в себе и потерять интерес к занятиям. Поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Характерная потребность детей этого возраста- получение новых знаний и умений, создания чего- то нового и не обычного своими руками.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с пластилином, соленым тестом, глиной, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от лепки. Ребенку предоставляется свобода творчества, мотивируемая педагогом, который не механически учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях и чувствах. Включение в программу различных техник нетрадиционной лепки служит дополнительной ступенью к развитию мотивации у ребенка к занятиям пластилинографией.
Объем и сроки реализации программы
Общее количество учебных часов- 144 часа. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения.
Режим занятий
Реализации программы предусматривает следующий режим занятий:
- 2 раза в неделю по 2 часа, (45 минут с перерывом 15 минут);
Формы проведения занятий
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества, способствуя накоплению опыта творческого общения и сплочению коллектива.
Учебное занятие – основная форма организации учебного процесса. Для реализациипрограммы используются несколько видов занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Лепка по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний вработе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается слепить героев к сказкам,литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображенияребенка.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Можетпроходить в виде мини – выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовкик отчетным выставкам.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина
Задачи:
Обучающие:
- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие,мелкую моторику.
- познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными материалами и приспособлениями.
Развивающие:
- - формировать устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом;
- прививать интерес к творчеству.
1.3. Содержание программы
Учебно- тематический план
Первый год обучения
Основные разделы содержания программы | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Прак. | |
Модуль 1 | 144 | 60 | 84 |
Итого: | 144 | 60 | 84 |
Модуль 1.
№ п/п | Наименование модуля/ темы | Количества часов | |||||||||||
Всего | Теор | Прак | Форма | ||||||||||
Аттестац. | |||||||||||||
Модуль 1 | |||||||||||||
1 | Вводное занятие. «Яблоки для ежа» | 3 | 1 | 2 | Опрос анкетирование | ||||||||
2 | Лепка предметная «Баранки, калачики» | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||||||
3 | Лепка предметная «Бусы, колечки» | 3 | 1 | 2 | Творческая работа Опрос | ||||||||
4 | Лепка предметная «Вишенки» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа Опрос | ||||||||
5 | Сюжетная лепка «Угостим зайку морковкой» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа Опрос | ||||||||
7 | «Собираем урожай овощей» | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | ||||||||
8 | Лепка по замыслу | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||||||
9 | Сюжетная лепка «Покормим птичек» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||||||
10 | Барельефы «Цветы» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа Мини -выставка | ||||||||
11 | Лепка по замыслу | 6 | 2 | 4 | выставка | ||||||||
12 | Рельеф «Лошадка» | 6 | 2 | 4 | Мини-выставка | ||||||||
13 | Сюжетная лепка «Чашки для кукол» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||||||
14 | Предметная лепка «Матрешки» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа | ||||||||
15 | Лепка по замыслу | 2 | | 2 | Творческая работа |
16 17 18 | Предметная лепка «Три медведя» ( 3 занятия (медведи, лес, корзинка с грибами)) | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
19 | Лепка по замыслу | 2 | 1 | 1 | Творческая работа, |
20 | Предметная лепка «Маленькая Маша» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
21 | «Что было в избушке трех медведей» (2 занятия) | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
22 | Лепка по замыслу | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
23 | «Листопад» | 4 | 2 | 2 | |
| |||||
24 | «Снегири» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
25 | "Творю, что хочу" | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
26 | «Шубка для ежика» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
27 | «Пингвины на льдине» | 2 | 1 | 1 | Творческая работа, Мини-выставка |
28 | «Мои домашние животные» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа Мини- выставка |
29 | «Ящерка» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
30 | «Снеговик» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа Мини- выставка |
31 | «Букет для мамы» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
32 | «Мячики для Тани» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
33 | "Кактус в горшке" | 4 | 2 | 2 | Творческая работа Мини- выставка |
34 | «Кудряшки для овечки» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
35 | «Совушка» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа Мини- выставка |
36 | «Наш друг-светофор» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
37 | «В гости к солнышку» | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
38 | "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей) | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
| ИТОГО: | 144 | 60 | 84 | |
Содержание учебного плана
первого года обучения
Модуль 1.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с объединением, планом работы. Сбор сведений об обучающихся, тестирование. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Материалы и оборудование.
Определение умения самостоятельно использовать в работе основные способы лепки.
Форма контроля: опрос, анкетирование.
Тема 2. «Лепка предметная «Баранки, калачики»
Практика. Развивать у детей игровой замысел, передавать форму путем скатывания столбика и свертывания его в виде кольца.
Форма контроля: Творческая работа
Тема 3. Лепка предметная «Бусы, колечки»
Практика. Раскатывание комочков пластилина в ладонях прямыми движениями, свертывать в виде кольца, лепить шарики разной величины.
Форма контроля: Творческая работа
Тема 4. Лепка предметная «Вишенки»
Теория. Понятие круг, шар, овал.
Практика:Лепим вишенки вращающими круговыми движениями, придавая ему круглую форму..
Форма контроля: Творческая работа
Тема 5Сюжетная лепка «Угостим зайку морковкой»
Теория. Вспоминаем и повторяем сказки, мультфильмы в которых главный герой-заяц
Практика. лепим из комочков удлиненные формы- моркови
Форма контроля: Творческая работа
Тема 6. Сюжетная лепка «Лепим угощение»
Теория. Знакомство с жанром искусства- натюрморт. Беседа о осеннем урожае (фрукты, ягоды).
Практика. Лепим тарелку с фруктами
Форма контроля: Творческая работа
Тема 7. Собираем урожай овощей
Теория. Продолжение темы натюрморта. Построение яблок при помощи геометрических форм. Правильная работа пластилином
Практика. Лепим яблоко
Форма контроля: Творческая работа
Тема 8. Лепка по замыслу
Практика.Закрепляем усвоенные приемы лепки
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 9. Сюжетная лепка «Покормим птичек»
Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Беседа о красоте ягод и листьев рябины.
Практика. Изображение ветки рябины при помощи отпечатка пальца и гуаши.
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка «Дары осени» в холле учреждения.
Тема 10. Барельефы «Цветы»
Теория. Беседа о цветах.
Практика.Учимся передавать передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на глиняной пластине.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 11. Лепка по замыслу
Практика. Закрепляем усвоенные приемы лепки
Форма контроля: Творческая работа
Тема 12.Рельеф «Лошадка»
Теория. Беседа о лошадях
Практика. Учить лепить из целого куска, фигурку лошадки приемом вытягивания. И закрепить приём налепливания маленькими частями
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 13.Сюжетная лепка «чашки для кукол».
Теория. Кукла. Знакомство с игрушкой
Практика. Создавать форму предмета пластическим способом из шара, путем получения полой формы. Учить лепить скульптурным способом.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 14. Предметная лепка «Матрешки»
Теория. Русская народная игрушка- матрешка
Практика. Вызывать у детей интерес к образу, желание вылепить пляшущих матрешек.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 15. Лепка по замыслу
Теория. Развивать умение детей задумывать содержание лепки, доводить замысел до конца. Воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Практика.Закрепляем усвоенные ранее приемы лепки.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 16,17,18
Предметная лепка «Три медведя»(три занятия: медведи ,лес, корзинка с грибами).
Теория. Сказка «Три медведя».
Практика. Лепка по сказке (коллективная). Развивать у детей замысел, воображение, уметь передавать сказочные образы трех медведей, связать содержание лепки с образом дремучего леса, передавать разные по величине фигуры в движении (медведи идут), дополнять отдельными деталями (в лапах корзинки с грибами).
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка
Тема19.Лепка по замыслу
Теория. Развивать умение детей задумывать содержание лепки, доводить замысел до конца. Воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Практика.Закрепляем усвоенные ранее приемы лепки.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 20.предметная лепка «Маленькая Маша»
Теория.Учить детей лепить маленькую куколку: шубка- толстый столбик, головка- шар, руки- палочки. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями (столбик-шубка, палочки-рукава) и кругообразными движениями (голова). Учить составлять изображение из частей.
Практика. Изображение «Маленькой Маши»
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 21. Что было в избушке трех медведей?
Теория. Продолжение беседы по сказке «Три медведя».
Практика. Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы)
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка в фойе учреждения.
Тема 22. Лепка по замыслу
Практика. Закрепляем усвоенные приемы лепки
Форма контроля: Творческая работа.
Тема23. «Листопад»
Теория. Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии.
Практика. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях). Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 24. «Снегири»
Теория. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
Практика. Научить детей изображать снегирей, передовать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания при помощи стеки.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 25.Лепка по замыслу
Практика. Закрепляем усвоенные приемы лепки
Форма контроля: Творческая работа
Тема26. «Шубка для ежика»
Практика. Учить детей передавать образ ежика . Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска. Продолжать обучать размазыванию “ иголочек” на ограниченном пространстве. Воспитывать отзывчивость
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 27. «Пингвины на льдине»
Теория. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.
Практика. Учить передавать характерное строение птицы.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 28. «Мои домашние животные»
Теория. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.
Практика. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 29. «Ящерка»
Теория. Дать детям представление о разнообразии животного мира.
Практика. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки.
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка
Тема30. «Снеговик»
Практика. Развивать эстетический и художественный вкус детей. Упражнять в комбинировании двух различных техник. Учить детей создавать образ снеговика в технике пластилинографии..Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 31. Мячики для Тани»
Практика. Учить детей способом размазывания закрашивать мячик. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать согласованность в работе обеих рук .
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка «Все для папы».
Тема 32. «Кактус в горшке»
Теория. Расширять представления детей о комнатных растениях.
Практика. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
Форма контроля: Творческая работа.
Тема33. «Кудряшки для овечки»
Практика. Учить детей создавать кудряшки для овечки в технике пластилинографии. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой. Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Форма контроля: Творческая работа. Мини- выставка
Тема 34. «Совушка»
Теория. Расширить представления детей о лесной птице – сове.
Практика. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема35. «Наш друг- светофор»
Практика. Учить детей создавать светофор в технике пластилинографии
Форма контроля: Творческая работа.
Тема 36. «В гости к солнышку»».
Практика.формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
Форма контроля: Творческая работа.
Тема37. « Мир похож на цветной луг»(коллективная работа»
Теория. Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином.
Практика. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие
Форма контроля: Творческая работа. Презентация : отчет о работе за год
1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми пластилинографией.
Обучающиеся будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными и нетрадиционными художественными материалами инструментами пластилинографии.
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем видам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.
Метапредметные результаты:
-Сформирована способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одногруппников, навыки сотрудничества.
-Сформирована мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные результаты:
-сформированы практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
–сформировано умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к продукту творчества.
–развита способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, сформированы навыки сотрудничества.
Личностные результаты:
-сформированный устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
–развита познавательная активность, творческое мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие.
-привита аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развита мелкая моторика кистей рук.
Условия реализации программы
- Информационное обеспечение– при подготовке занятия педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.
Формы аттестации
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Как итог работы в конце изучения каждой темы дети привлекаются к оформлению композиций, игровых модулей, т.к. видят применение своего труда в реальной жизни, а значит понимают важность и необходимость сделать свои работы более красивыми. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка, педагог проводит коллективные творческие задания, коллективные выставки.
Методические материалы
-Особенности организации образовательного процесса–очный.
-Методы обучения:
Объяснительно-иллюстрированный метод
рассматривание и обсуждение,
использование сюрпризных моментов,
использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности
Репродуктивный метод
экспериментирование с изобразительными материалами;
создание и решение проблемных ситуаций;
игровые приемы; показ технических приемов;
Личностные результаты:
- умение адекватно оценивать свои возможности, уверенность в себе;
- преобладание позитивной мотивации к занятиям по пластилинографии.
К концу первого года обучения:
Обучающиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные виды пластилинрографии.
- Начальные сведения о пластилинографии
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия поделки(скатывание, сплющивание, размазывание).
- Владеть техникой самостоятельной лепки по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью.
- Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)
- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.
- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.
- Нетрадиционные техники лепки с привлечением бросового и подручного материала
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом.
- Свободно работать с пластилином.
- Передавать в поделке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
- Обращаться с инструментами и приспособлениями.
- Правильно работать с пластилином, ровно замазывать им нужную поверхность.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный пластилин» | |||||||
1 год обучения | |||||||
1 полугодие | 2 полугодие | итого | |||||
Период | Кол-во недель | Кол- во часов | Период | Кол-во недель | Кол- во часов | Кол-во недель | Кол- во часов |
07.09.19- 25.12.19 | 17 | 68 | 14.01.20- 26.05.20 | 19 | 76 | 36 | 144 |
Сроки организации промежуточного контроля | Формы контроля | ||||||
Первая неделя сентября Третья неделя декабря | Третья неделя мая | Анкета, тестовые задания, выставки |
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Для успешной реализации программы необходимы:
- Помещение,отводимоедлязанятий,должноотвечатьсанитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12-15человек. Дляпроветриванияпомещенийдолжныбытьпредусмотреныфорточки.Проветриваниепомещений происходит в перерыве между занятиями.
- Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
Материально- технические обеспечения:
Для проведения занятий необходимо иметь следующее:
1.Инструменты и художественные материалы:
- пастилин
- глина
- цветной картон
- бумажные листы (А3 и А4);
- стеки
- зубочистки
- природный материал
2. Наглядно- иллюстративный материал:
- наглядные пособия:
- дидактический материал.
3. Оборудование:
-компьютер;
- мультимедийная установка.
2.3. Формы аттестации
Контроль результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и осуществляется постоянно в течение всего учебного года. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:
- Начальная диагностика как входной контроль проводится при формировании группы первого года обучения (анкетирование);
- Текущие – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини – опрос, наблюдение);
- Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия в декабре (выставка работ обучающихся, тестирование);
- Итоговые – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году (итоговое занятие, выставки, участие в творческих конкурсах).
Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за полугодие) и итоговой аттестации (по окончании курса обучения).
Основными формами контроля являются: повседневное, систематическое наблюдение за обучающимися в разных видах деятельности и ситуациях, самостоятельное выполнение заданий, собеседование, выставки и конкурсы.
2.4. Методические материалы
Методы обучения
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, объяснение нового материала по темам программы;
- наглядные: демонстрация дидактических пособий по изучаемой теме, атрибутов, видеофильмов, показ репродукций картин, наблюдение и др.;
- практические: выполнение работ по заданию педагога, лепка растений, людей, животных, упражнения на развитие зрительной памяти, моторики руки, работа разными художественными материалами, работа в разных техниках пластилинографии, и др.
Приемы обучения
- наглядный показ поделок, этапов выполнения работы;
- копирование образцов, художественных произведений и др.;
- сравнение и анализ готовых творческих работ;
- выявление лучшей работы по изображаемой теме;
- совершенствование изученного материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе изучения и выполнения творческих работ;
- смена видов деятельности;
- обобщение.
Технологии
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Дифференцированный подход в обучении и воспитании всех обучающихся в объединении обеспечивает технологияличностно-ориентированногообучения.Использованиездоровьесберегающихтехнологийвучебномпроцессепозволяетобучающимсяболееуспешноадаптироваться в образовательном и социальном пространстве. При сообщениитеоретическойинформациииспользуютсяинформационно-коммуникационные технологии. Игровые технологии применяются при проверке уровня усвоения теоретического материала. Включение в структуру занятия игровых моментов используется для снятия усталости и развития личностной свободы обучающихся. Использование коллективно-творческой деятельности определяется познавательными интересами детей, участием в различных общественно-культурных акциях, коллективным изготовлением работ и подарков.
2.5. Оценочные материалы
Тестовые задания по мониторингу теоретических и практических знаний разработаны на основании требований учебной программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Для отслеживания реализации программы подобраны специальные методики, тестовые задания и разработаны бланки наблюдения основных умений и навыков, определенных общеразвивающей программой и выбраны способы, сроки и критерии проверки результативности.
Вводный контроль (анкета) 1 год обучения
Дата: __________ ФИО: _________________________________________
Пожалуйста, ответить на вопросы, связанные с искусством. Прочтите вопросы и выберите правильный ответ или допишите его самостоятельно.
1.Любите ли Вы лепить?
А. Да;
Б. Нет;
В. Другое ____________________________________________________
2. Вы лепите дома?
А. Да, я часто рисую в свободное время;
Б. Нет¸ у меня не хватает на это времени;
В. Нет, у меня отсутствует желание рисовать;
3.Что Вы лепите чаще всего? _____________________________________________________________
4. Занимаетесь ли Вы дополнительно пластилинографией? Если да, то где:
А. Школьный кружок;
Б. Детская художественная школа или студия, школа искусств;
В. Индивидуальные занятия с преподавателем;
Г. Другое______________________________________________________
5. Хотите ли Вы посещать занятия попластилинографиив Доме детского творчества?
А. Да, мне бы хотелось приходить в Дом детского творчества на занятия;
Б. Нет, мне хватает уроков труда в школе;
Г. Нет, мне не интересны уроки пластилинографии;
Д. Другое ______________________________________________________
6. Чем Вам нравится заниматься на уроках пластилинографии?
А. Лепка с натуры;
Б. Лепка по воображению;
В. Урок-беседа;
Г. Другое ____________________________________________________
7. Какими бы Вы хотели видеть уроки пластилинографии? (напишите два-три предложения)______
Критерии оценки развития навыков и умений по образовательной программе «Волшебный пластилин».
Ф.И | Уровень владения материалами и техниками | Уровень владения средствами выразительности | Уровень творческой активности | Уровень коммуникатив активности | Итого | ||||||||
Пластилин | Глина | Стек | Смешенные техники | Цвет | форма | Композиция | Самостоятельность творческих решений | Развитие воображения | Умение вести работу | Интерес к пластилинографии | |||
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
3 балла – высокий уровень: Ребёнок воспроизводит предметы круглой, овальной, четырёхугольной, треугольной форм, умеет применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа, изображает в одной поделке несколько предметов, располагая их в ряд по одной линии или на всём листе, связывая единым содержанием. Использует различные приёмы лепки
Ребёнок может сосредоточиться на объяснение и работе. Обладает устойчивым вниманием и интересом к работе. Заинтересован как в процессе, так и в конечном результате. Комфортно чувствует себя в коллективе, не испытывает трудностей в общении
2 балла – средний уровень: Ребёнок неуверенно воспроизводит предметы прямоугольной и овальной формы и соотносит их по величине, В работе отсутствует целостность цветового решения – не использует оттенки цветов для создания выразительности образа.
Умеет передавать в поделке предметы окружающей действительности, но затрудняется в лепке фигуры человека. Умеет располагать предметы в ряд по одной линии, но трудности в расположении их на всём листе. Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей, но не соблюдает соотношения по величине. Не освоил технику лепки в полной мере. Ребёнок не останавливается перед трудностями, но при самостоятельной работе не чувствует себя уверенно, требуется частичная помощь взрослого. Результат работы ребёнка зависит от интереса к данной теме. Ребёнок не всегда достаточно внимателен и усидчив. Не всегда слушает и слышит других. Уверенно чувствует себя в коллективе.
1 балл – низкий уровень: Ребёнок плохо воспроизводит в поделке предметы круглой, овальной, четырёхугольной форм, с трудом располагает части, соотносит их по форме, величине. Использует ограниченное количество цветов для создания выразительности образа. Не умеет располагать предметы на всём листе, изображения мелкие или очень крупные, плохо узнаваемые. Не использует различные приёмы лепки. Останавливается перед трудностями, отказывается от работы, не уверен в собственных силах. Слабо развито образное мышление. Ребёнок не умеет сосредоточиться на объяснении и работе, легко отвлекается. Не доводит работу до конца. Не уверенно чувствует себя в коллективе, испытывает большие трудности в общении.
2.6. Список использованной литературы для педагога
Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону:
Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
«Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая
картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.
3. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
Список использованной литературы для обучающихся
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. 2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007. 4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007. 5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006. 6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003. 7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: Астрель: издательство Аст, 2004. 8. Стародуб К. И. Ткаченко Т. Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003. 9. Е. Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. 10. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. 11. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. 12. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008. 13. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 14. Е. А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009. 15. Е. В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
16. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина
Интернет – ресурсы
1. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
3. Внешкольник. РФ . http://dop-obrazovanie.com/
4. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru