Статья на тему «Воплощение идей К.Д. Ушинского в современной школе»
Воплощение идей К.Д. Ушинского в современной школе
Вполне ли использовало потомство наследство Ушинского? Приходится сказать, что нет, что Ушинский еще жив для будущего… Ушинский велик, а мы – его должники.
П. Блонский
Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов заставляет нас задуматься над вопросом обучения и воспитания подрастающего поколения. Как учить? Чему учить?
Ответы на эти вопросы можно найти среди мудрых подсказок в педагогических мыслях Константина Дмитриевича Ушинского – одного из лучших педагогов в мировой практике.
К.Д. Ушинский – великий педагог XIX века. О величии педагога известный историк Л.Н. Модзалевский пишет так: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор» [1].
В чём же заключается педагогическое величие Константина Дмитриевича? Использованы ли его идеи в современной школе?
Как известно, К.Д. Ушинский поддерживал классно-урочную систему, считал важным разнообразие форм урока в зависимости от его задач, наличие твердого расписания классных занятий [2]. В любом уроке он выделял три связанные друг с другом части. Первая часть урока ориентирована на воплощение сознательного перехода от уже пройденного к новому и выработку у учащихся мотивов и целей на интенсивное восприятие нового материала. Вторая часть является определяющей, центральной долею урока, и ориентирована на решение основной задачи. Третья часть направлена на укрепление знаний и умений и подведение результатов проведенной работы [3]. Его идея и до сих пор находит своё отражение в практике обучения. Однако в современной школе классно-урочная система уже не оправдывает своего существования, так как не отвечает требованиям времени. Современному обществу нужны люди с активной жизненной позицией, с развитым чувством ответственности, идущие в ногу со временем, умеющие быстро принимать правильные решения, здраво мыслить, способные к сотрудничеству, а значит нужно индивидуализировать обучение. Классно-урочная система обучения ориентирована на учеников среднего уровня.
Идея Константина Дмитриевича о доступности образования для всего народа отражена в ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации [5] государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, а также среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Не менее значима идея К.Д. Ушинского о преждевременности обучения [6]. Вредно, подчеркивал он, как опоздать с началом учения, так и начать его слишком рано. Согласно ст.67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение в более раннем или более позднем возрасте [4]. Ни для кого не секрет, что для младших школьников даже незначительная разница в возрасте ощутима. То, что под силу восьмилетнему ребёнку не под силу шестилетнему согласно возрастным особенностям. Однако, это проблема современных школ, т.к. в классе обучаются разновозрастные дети. «Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя, — писал К.Д. Ушинский, — сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле» [6]. А подрываются силы у младших школьников именно потому, что рядом «сидит» более старший ребёнок, который согласно своим возрастным особенностям быстрее и красивее пишет, лучше запоминает, читает. Исходя из идеи Ушинского, видим, что старшие дети на фоне младших самоутверждаются, у них повышается самооценка, а младшие при этом теряют веру в себя, в свои силы и возможности, у них ослабевает интерес к учению, дети привыкают к мысли, что они неудачники, двоечники. Наряду с этим встречается много детей, которые плохо учатся именно оттого, что начали учение слишком поздно [7]. Действительно, если ребёнка старшего возраста обучать с младшими по возрасту детьми, то у него притупляется развитие, т.к. он приспосабливается под детей с меньшими способностями, что можно наблюдать среди школьников-переростков. Ещё хуже, если старший ребёнок быстрее других выполняет поставленное учителем задание, после чего долго скучает, ожидая выполнения задания одноклассниками. Тут-то и пропадает интерес к учению. Нужно помнить, что для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить и может усвоить. Несмотря на это, сегодня можно наблюдать картину, как современные родители пытаются вложить в голову своего ребёнка знания из разных областей жизни: спортивные секции, театральные кружки, художественная школа, танцы, пение, рукоделие и скорочтение, ментальная арифметика и иностранные языки, репетиторы … Родители не осознают, что дают ребёнку нагрузку, с которой он справиться не в силах! Результатом экспериментов родителей являются «выжатые как лимон» дети, не воспринимающие и без того сложную школьную программу. Хочется кричать и кричать громко! Мы забираем у детей детство, считая, что обучение важнее.
Опираясь на идею К.Д. Ушинского, школа должна вызывать «жажду серьёзного труда». Константин Дмитриевич решительно возражал против развлекающего обучения, не разделял мнения некоторых педагогов сделать обучение как можно более легким. «Шутливая, потешающая педагогика,— указывал К. Д. Ушинский,— разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас» [7]. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу. Константин Дмитриевич еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только те или другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания [8]. Не потеряло актуальности понимание К. Д. Ушинским сути основной задачи обучения. Ученики современной школы вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, учатся принимать решения, изобретать и осваивать новое, аргументировано выражать собственные мысли, помогать друг другу в учении. Учащиеся должны быть предельно активными на уроке, стремиться добывать знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Ребёнок должен самостоятельно добывать знания не только в классе, но и за пределами школы. По опыту знаю, что попытки разобраться с заданием учат ребенка мыслить. А можно ли привлечь ребёнка к мышлению, когда его в домашних условиях окружают ГДЗ? Создавая и тиражируя ГДЗ по всем учебным предметам, мы приучаем ребёнка к бездумному списыванию, а списывая, дети перестают трудиться. «Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач … Труд, конечно, бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно, — бремя, которое должен нести человек, если хочет прийти к тому невозмутимому спокойствию, к которому призываются только трудящиеся и обремененные» [9].
Константин Дмитриевич считал главной задачей обучения овладение родным языком. Он яростно боролся за обучение детей на родном русском языке. Нельзя не согласиться с мнением великого педагога, так как с пелёнок дети слышат русскую речь от родных, с экранов телевизора, позже сами говорят по-русски. Поэтому в школу ребята приходят уже обогащать свои знания при изучении русского языка. Сегодня мы имеем возможность свободно говорить, мыслить и обучаться на родном русском языке. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации [5] государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования [10], [11] предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения, что способствует развитию речи ребёнка, воспитывает познавательный интерес к родному языку,
К.Д. Ушинский считал, что в обучении должна присутствовать наглядность [12], [13]. Необходимость «реализации образовательных программ с применением электронного обучения, средств наглядности…» прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4]. В современной школе наглядность поражает своей обширностью. Трудно себе представить процесс обучения в современной школе без мультимедийной техники, электронно-дидактических пособий, проекторов, компьютеров, Интернета.
Не обделил своим вниманием Константин Дмитриевич и идею о воспитании гражданина и патриота. Педагог считал патриотизм важной задачей воспитания, а также могучим педагогическим средством [13]. Сегодня, как никогда, эта идея важна и актуальна. Утверждена Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года [14], согласно которой, деятельность школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина. Школа реализует эту идею через церемонию подъёма государственного флага, уроки мужества, внеурочную деятельность, мероприятия, конкурсы, смотры, которые выступают главными показателями результативности воспитания в учреждении.
С 2016 года в Российской Федерации действует добровольное детско-юношеское движение «ЮНАРМИЯ», которое возрождает старые добрые традиции молодёжных организаций, что в дальнейшем позволит вырастить поколение доброжелательных и отзывчивых, любящих свою Родину и уважающих её историю, граждан.
В июле 2022 года по инициативе детей создана первая организация – Российское движение детей и молодёжи «Движение первых», которое помогает каждому школьнику и студенту СПО внести большой вклад в развитие нашей страны, быть активным гражданином своего государства. Не прошло и года с момента создания молодёжного движения, но мы видим, что оно вызывает у ребят неподдельный интерес и желание в нём участвовать.
С сентября 2022-2023 учебного года во всех школах и колледжах Российской Федерации учебная неделя начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы «разговоров» связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Занятия действительно стали частью воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление чувства патриотизма. Посещать такие уроки – обязанность каждого ученика, о чём гласит Письмо Министерства просвещения Российской федерации «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» [15].
К.Д. Ушинский настаивал на создании школьных библиотек и музеев, которые расширят кругозор детей и помогут им осознать важность знаний и образования. Глава Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на то, что «…в каждой российской школе обязательно должен быть музей, бережно хранящий память о минувшей войне и ее героях, рассказывающий о земляках, их ратных и трудовых свершениях, о жизни родного края» [16].
Считаю, что идея о воспитании гражданина и патриота, идущая по пути, предложенному К. Д. Ушинским, запрограммирована на успех.
Константин Дмитриевич большое значение отводил идее привлечения родителей к образованию своих детей [17]. По его мнению, родители должны работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов детей. Сотрудничество семьи и школы и сегодня занимает одну из первых ступеней в образовательных системах. С этой целью наработано множество интересных форм работы: проводятся нестандартные формы родительских собраний (лекции, диспуты, семинары, «родительский лекбез»), по школьным предметам используются творческие домашние задания, при решении которых нужна помощь родителей, родителей приобщают к школьным мероприятиям, семейным праздникам, профориентационной деятельности, вовлекают в органы управления школой. Родителей знакомят со школьным сайтом, школьными группами в социальных сетях.
Ушинский протестовал против разделения воспитания и обучения. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. По его мнению «...если всякий преподаватель станет произвольно выбирать методу преподавания, а всякий воспитатель - методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред» [18].
И сегодня в ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] прописано, что «оразование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения».
Константин Дмитриевич считал, что в начальной школе должны быть классные учителя, преподающие в данном классе все предметы. Следуя его идее, в начальной школе все предметы, за исключением иностранного языка, преподаёт один учитель.
К.Д. Ушинский считал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить…чем о том, для чего учиться… Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать… Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить всё, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым» [19], пора «подвергнуть генеральному смотру все науки» для решения вопроса, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей». Хочется отметить, что науки, изучаемые в современной школе, рождают хаос в голове ученика, лежат, «не зная о существовании друг друга» [19]. Наука «ждёт генерального смотра»!
Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье своей родине, либо несчастье [20]. По его мнению, участие учителя в процессе воспитания и обучения ребенка является необходимым условием, так как ребенок «воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности» [13]. И действительно, сегодня мы видим, что дистанционное образование вследствие пандемии и военных действий не достигает высоких воспитательных и образовательных целей, которые возникают при прямом воздействии личности учителя на учащихся и воздействия учащихся между собой, качество освоения учебных предметов страдает, образовательный процесс фактически переложен на родителей учеников. Таким образом, мы ещё раз убеждаемся в роли педагога в современном обществе. Именно поэтому 2023 год Указом Президента России был объявлен Годом педагога и наставника.
Ушинский отмечал, что учитель должен помнить, что его ученики выходят из школы в жизнь, что от деятельности его воспитанников зависит благополучное развитие государства, успех в личном росте. И это действительно значимо для современной России.
Конечно, говорить о наследии Ушинского можно бесконечно… Идеи Константина Дмитриевича Ушинского настолько современны и актуальны, что трудно поверить, что он жил почти два века назад. И сегодня, в Год педагога и наставника хочется отметить, что прав был П.П. Блонский, сказав, что «Ушинский велик, а мы – его должники» [21].
Литература
- Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
- Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. – М.: Центр, 2006. – 415 с.
- Классно-урочная система в педагогических теориях Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского и отечественной
дидактике с 1917 по 1990-е гг. [Текст]: учебное пособие / Э. В. Уваева / Изд. 2-е, испр.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. —77 с. - Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащихся. — Собр. соч., т. 6. —М.; Л., 1949, с. 241—336.
- Ушинский К. Д. Предисловие к 1-му изд. «Детского мира». — Собр. соч., т. 5. — М.; Л., 1949, с. 17—38.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т.5, С. 340.
- Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2018. 359 с.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
- Хабиббулина Ф.Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф.Г. Хабиббулина, Н.А. Куренова, Г.Г. Заганшина. - Пермь: Меркурий, 2015. – 47с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.2., С. 532
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
- Письмо Министерства просвещения Российской федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
- МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/.
- Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского – М.: Просвещение, 2002. – 438 с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. // Собр. соч.: В 11 т. Т.3. М.; Л., 1948.
- Моя система воспитания. О нравственности / К.Д. Ушинский; сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 572 с., ил.
- Фёдорова О. Дневники К.Д. Ушинского // Аврора 2018. №5. с.161-174
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. С.78