12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фёдорова Марина Николаевна70
0

Консультация на тему «Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 32 г. Яровое Алтайского края


 


 


 


 


 


 

Консультация

на тему

«Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста»


 


 


 


 


 


 


 

Подготовила: воспитатель

Фёдорова М. Н.


 


 


 

г. Яровое

2016г.

Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста

навык ребенок

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения, семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. Всё это является причиной снижения личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.

Дети подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей и нравственные чувства и оценки, и нормы нравственного поведения, и воспитывает эстетическое восприятие и книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот одна из важнейших задач не только школы, но в первую очередь дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей – знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Формирование интереса к книге и чтению у детей будет более эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:

- установление последовательности (этапности) формирования у детей интереса к художественной литературе

- работа по формированию интереса детей к книге и чтению будет проходить совместно с родителями детей.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Чтение художественной литературы», которая направлена на достижение цели формирования интереса и потребности воспитание в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать.

Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.

Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.

Будучи зависимым от взрослого человека, ребенок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Ребёнку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

На этапе раннего и дошкольного детства ребёнок вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность), но, и направление его дальнейшего читательского пути, поскольку сам – в силу своего общего и читательского развития – не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они находятся на стадии формирования. Далеко не всегда ребёнок способен объяснить, почему он хочет слушать ту или иную книгу, почему он перевоплощается в того или иного героя. Таким образом, задача формирования в ребёнке грамотного читателя стоит перед взрослым – родителем или воспитателем.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями и/или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка.

Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период раннего возраста(детства) невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Педагог методически грамотно руководит процессом ознакомления детей с книгой: именно он задает последовательность рассматривания, учит относить содержание с оформлением, текст с картинкой.

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Дошкольники узнают на иллюстрациях персонажей, характеризуют их, доказывают свое мнение, обращаясь к тексту.

Создание собственной иллюстрации – эффективное средство формирование воображения. Многим детям трудно графически изобразить события персонажей , поэтому графическое иллюстрирование необходимо сочетать со словесным описанием.

Для дошкольников чрезвычайна интересна драматизация – разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценированние – это важнейший прием в работе с художественным текстом

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют и игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как:

- «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;

- «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза .

Главное – показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.

Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей в условиях детского сада можно рекомендовать следующее:

- организация утренников, вечеров досуга, посвященных творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины;

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- выставки книг или организацию книжного уголка;

- семейные вечера чтения;

- сочинение сказок детьми и родителями;

- организация читательского клуба;

- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы.

В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Кроме того, в группе детского сада, а также на сайте детского сада может быть размещен постоянно сменяющийся список литературных произведений, рекомендуемых для чтения в домашних условиях. Это могут быть списки, сформированные по какой-то определенной тематике, а также списки достойных новинок, появляющихся в продаже.


 


 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.

Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.

Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

Не бойтесь читать детям «толстые» книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку хочется узнать, что произойдёт с полюбившимися героями дальше.

Научите ребенка беречь книги. Объясните и покажите на собственном примере, какие правила надо соблюдать:

- нельзя делать в книге пометки, надписи, рисунки;

- следует пользоваться закладкой, а не загибать листы;

- Не следует читать во время еды;

- класть книгу можно только на чистый стол;

-необходимо вовремя «лечить» «больные» книги;

Обсудите с вашим ребенком прочитанную книгу:

- объясните пред чтением или во время чтения трудные слова;

- спросите, понравилось ли произведение и чем, что нового, интересного он узнал;

- попросите рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения;

- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите вместе с ребенком этот отрывок, следите, чтобы он изображал голосом персонажей произведения.

Если у вас есть большое желание, можно читать ребенку с самого рождения. Новорождённый не понимает смысла прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм и, кроме того, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так, что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками сопровождается характерными жестами.

Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – разные вещи. Когда вы читаете, ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими злоупотреблять. Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книгу могут показаться ребенку скучными. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учится работать с основной информацией.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг чтение. Ваша задача – расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентировать в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Простейшие книги можно делать самостоятельно: вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личное отношение к книге вообще.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же он объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное – такое чтение очень сплачивает.


 


 


 


 

Книга — учитель без платы и благодарности.

Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. 

Алишер Навои.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.