Статья на тему «Воспитание экологической культуры младших школьников»
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Педагогическая практика не возникает из ничего. Во имя чего-то мы проводим игры и праздники, какая-то основная идея присутствует в наших сценариях… Только вот всегда ли мы задумываемся о том, куда ведем кораблик детства? Верен ли курс? А именно, обеспечат ли наши усилия новому поколению необходимый для его выживания уровень экологической культуры? В данной статье представлен опыт работы по воспитанию экологической культуры младших школьников. Автор статьи раскрывает систему работы, в основе которой лежит идея: воспитание экологической культуры младшего школьника, расширение его личностного позитивного экологического опыта средствами образовательной деятельности.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
На современном этапе углубление экологических проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту они имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Сегодня становится очевидной необходимость воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Поэтому необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.
Сейчас в обществе на различных уровнях экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Но почему ситуация не изменяется?
Причину того я вижу в наличии противоречий:
* между позитивными установками школьных учебников, и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом, насыщенным сегодня примерами жестокости, насилия, бездуховности;
* между активной природой младшего школьника и доминированием вербальных методов в практике экологического воспитания;
* между специфической для младшего школьного возраста предметностью восприятия окружающего мира, значимостью непосредственного контакта с объектами природы и крайним ограничением возможностей ребенка вступать в непосредственный контакт с природой, происходящим в результате замкнутости образовательного процесса стенами школы.
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в недостаточной сформированности экологической культуры младших школьников.
При решении проблемы у меня сложилась своя система работы, в основе которой лежит идея: воспитание экологической культуры младшего школьника, расширение его личностного позитивного экологического опыта средствами образовательной деятельности.
Основными принципами моей педагогической деятельности стали:
Соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики);
Обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;
Строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;
Субъектность (ребенок является активным участником экологической деятельности).
В своей работе опираюсь на идеи ведущих педагогов и ученых.
- Борис Тимофеевич Лихачёв, который отмечает, что «младший школьный возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий». [4]
- Андрей Анатольевич Плешаков, который выдвигает идею экологизации всех учебных предметов и внеклассной работы;
- Ирина Васильевна Цветкова, которая представляет содержание экологического образования младших школьников в нескольких плоскостях:
а) «горизонтальной», определяющей «объем» осваиваемой ребенком окружающей среды (1 класс – ближайшее окружение первоклассника, которое ребенок осваивает по-отдельности; 2 класс – установление эмоциональных контактов с экосистемами ближайшего окружения, освоение элементов социальной среды во взаимосвязи их с природой ; 3-4 классы – освоение окружающего мира на уровне понятий «город», «лес», «водоем»);
б) «вертикальной» плоскости, определяющей качественный уровень взаимодействия со средой (практическая экологизированная деятельность; познавательная деятельность; общение с представителями животного и растительного мира; эколого-эстетическая, творческая деятельность);
в) в трех сферах взаимодействия с окружающим миром: с самим собой, другими людьми, природной и социальной средой. [7]
Воспитание экологической культуры охватывает весь спектр дисциплин школьного курса, но одними из наиболее широких возможностей для этого обладает курс «Мир вокруг нас». Я работаю по УМК «Школа России» по программе А.А. Плешакова «Зеленый дом». Особое значение придаю новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:
- Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя ;
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;
- Эколого-этическая деятельность, которая позволяет ребенку анализировать собственное поведение в природе, оценивать поступки других людей, формировать нормы и правила поведения.
Для этого наряду с традиционными в практике своей работы широко использую нестандартные формы организации урока.
На уроке-экскурсии «Встреча с весенним лугом» учащиеся распознавали растения и животных луга с помощью атласа-определителя в природных условиях.
Урок – сказка «Вот и осень пришла» построен на сюжет сказки «Гуси-лебеди». В течение урока мы помогаем девочке отыскать братца, выполняя различные задания, моделируя с помощью динамической схемы экологические связи в осеннем лесу.
Урок-путешествие «Где живут белые медведи?» начинается с появления цветика-семицветика, которому мы загадываем желание оказаться всем классом на Севере.
Урок-КВН и урок-игру я провожу на обобщающих уроках.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «…школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа…», поэтому раз в месяц провожу уроки в «зеленом классе» – городском парке, школьном дворе, на «снежной полянке». [6]
Провожу интегрированные уроки. Н-р, на уроке окружающего мира и математики «Жизнь диких животных зимой. Решение задач» мы рассчитали, скольким птицам может помочь наш класс, если каждый изготовит по 1 кормушке, по 2 кормушки.
Экологическое образование дает возможность для осуществления межпредметных связей.
Особый интерес представляет связь уроков окружающего мира с уроками русского языка. На различных этапах урока использую материал экологической направленности. Н-р, в качестве упражнений для «Минутки чистописания» использую предложения, стихотворные строчки, пословицы и поговорки экологической тематики.
На уроках математики использую задания из книги В. Дзябашевски «Зеленые задания». [2]
На устном счете провожу игры под общим названием «Земля – наш общий дом». Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. Игра «Белкины запасы». Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето проболела белка, лечила свою ранку соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть белке без запасов? Давайте поможем белочке. За правильный ответ выдается гриб, орех или ягода, которые мы дарим белке.
На уроках окружающего мира предлагаю учащимся проблемные ситуации, которые они разрешают с моей помощью и самостоятельно.
Н-р, урок «Круговорот воды в природе» начинается со следующей ситуации: Много рек течет со всех сторон в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?
Узнав о круговороте воды и его значении, мы приходим к следующей проблемной ситуации: Запасы чистой пресной воды должны быть неиссякаемы. Но почему же сейчас на планете так остро стоит проблема чистой пресной воды?
Т.о., учебная деятельность обладает большими, но не максимальными возможностями для воспитания экологической культуры младших школьников, поэтому работа, начатая на уроках, продолжается и после их окончания.
Обогащение социального опыта детей происходит и средствами внеурочной деятельности.
На занятиях кружка «Школа Докторов Природы» учащиеся учатся быть здоровыми душой и телом в согласии с законами природы. Формы проведения занятий различны: КВНы, праздники, театрализованные постановки. [4]
Осуществление ряда проектов в нашем классе было вызвано не только необходимостью обучить учащихся проектной деятельности, но и придать им практическую социальную направленность.
На уроке окружающего мира по теме «Комнатные растения» (2 класс) выяснилось, что учащиеся не знают названия некоторых комнатных растений, находящихся в классном кабинете. Таким образом, возникла идея учебного проекта «Знакомые незнакомцы». Учащиеся узнали названия комнатных растений и познакомились с правилами ухода за ними. А каждый учебный год начинаем с озеленения классного кабинета.
На уроке окружающего мира выяснилось, что учащиеся недостаточно знают о перелетах птиц и о трудностях, которые те испытывают в пути. Таким образом, идея проекта «Встреча птиц» возникла у самих учащихся. Результатом этого проекта стала акция. Ребята совместно с папами, дедушками смастерили скворечники и развесили их рядом со своими домами.
Акции «Кормушка у моего окна» и «Сад на окошке» проводятся ежегодно.
Идею акции «Аллея выпускников» мы предложили сами. Перед школой разбили клумбу и посадили цветы.
Воспитание экологической культуры младших школьников не возможно без использования ресурсов социума и межведомственного сотрудничества.
Эта работа проводится через сотрудничество с МОУ ДОД ДДТ «Созвездие» (клуб «Мой край родной») и районной библиотекой (экологический кружок «Дом под крышей голубой).
Ресурсы межведомственного сотрудничества с организациями и предприятиями нашего города использую для организации экскурсий (метеостанция, телевизионный ретранслятор, фильтровальная станция) и встреч с интересными людьми. (Приложение 1)
Большое внимание мною уделяется работе с родителями, которые являются активными помощниками в экологическом воспитании детей. (Приложение 2)
Полученные знания учащиеся используют в экологически ориентированной деятельности. Процент участников экологических акций увеличивается с каждым годом.
Учащиеся воплощают свои впечатления об окружающем мире в различных видах творчества, активно участвуют в олимпиадах и конференциях.
Я считаю, что выбрала правильный путь в воспитании экологической культуры младших школьников, которая в конечном счете формирует нравственный облик человека будущего.
Приложение 1
Встречи с интересными людьми:
1 класс – ветеринар
2 класс – лесничий
3 класс – химик-лаборант бюро охраны окружающей среды ОАО «Кирскабель»
4 класс – инспектор комитета по охране природы администрации района
Приложение 2
Работа с родителями
Родительские собрания:
1 класс – Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2 класс – Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека.
3 класс – Воспитание экологической культуры младших школьников.
4 класс – Совместная экологически ориентированная деятельность детей и родителей.
Походы:
1 класс – В пригородный лес. Игра по станциям «Тайны лесного царства».
2 класс – В Заречный парк на горку. Проект «Почемучкина поляна».
3 класс – На реку Вятку. Игра «Тропой туриста».
4 класс – Однодневный поход «По экологической тропе».
Классные семейные праздники:
1 класс – Осенний бал
2 класс – Весна красна
3 класс – Фестиваль цветов
4 класс – Земля – наш общий дом
Список литературы:
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Дзябашевски В. Зелёные задания: Задания по математике на тему экологии и охраны окружающей среды для нач. шк.: Кн. Для учащихся: Пер. с пол. – М.: Просвещение, 1996.
3. Захлебный И. Т. Организация экологического образования. Челябинск, 1991.
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995.
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 – 4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975.
7. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
8. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России,2000.