Воспитание эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию народов южного Урала
ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
Серякова Л.А..
МАДОУ № 101 СП2
Старший дошкольный возраст – это период интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов. Данный возраст является благоприятным для осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию, т.к. именно в этом возрасте дети начинают наиболее интенсивно усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Цель этнокультурного образования дошкольников – помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1) способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культуре истории народов;
2) формировать эмоционально положительное отношение к этнокультурному наследию;
3) развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.
Содержание дошкольного этнокультурного образования может быть реализовано во всех четырех направлениях становления и развития личности ребенка: физическом, познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом. Образовательные программы ДОУ включают разнообразные традиции и обычаи, народные игры, приобщают дошкольников к различным формам народного творчества. При этом детям сообщаются культурно-исторические сведения, расширяющие их знания о своей стране, государстве, государственной символике, родном крае. Национально-региональный компонент предполагает изучение культуры Южного Урала, ее взаимосвязь с историческим прошлым. Развитие ребенка в рамках этой теории понимается как социокультурный процесс, в ходе которого появляются закономерные изменения, приводящие к появлению новых качеств личности. Это значит, что поведение, общение, психологические процессы формируются у детей сообразно определенной культуре «врастает» благодаря совместной жизнедеятельности со взрослым.
Реализация методики становления этнокультурной образованности детей предполагает следующие условия:
Определение содержания образовательной работы, учитывающей этнокультурное многообразие региона.
Разработка наглядно-дидактического материала этнокультурной направленности (дидактические игры, макеты народных жилищ и т.д.)
Разработка сценариев, народных праздников, занятий, театральных постановок, разучивание различных жанров фольклора, народных игр, обрядов, и т.д.
Организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи (оформление стендов для родителей: «Праздники народов Южного Урала», «Народы Южного Урала»; тематические консультации «Народные семейные традиции», «Использование народных игр и игрушек воспитании детей; выпуск тематических газет «Зеленая аптека Южного Урала», «Миасс – мой город на Урале»; проведение совместных посиделок, праздников: «Масленица», «Колядки»).
Расширение образовательного пространства, выражающегося в сотрудничестве ДОУ с различными социокультурными объектами (музеи, библиотека).
Создание предметно-развивающей среды, имеющей этнокультурную направленность (за счет включения в нее произведений декоративно-прикладного искусства, работ местных художников, книг, макетов народных жилищ, карт родного края, предметов народного быта, подбор иллюстраций)
Организация кружков, художественных мастерских, литературно-музыкальных гостиных, на базе которых будет осуществляться взаимодействие всех участников этнокультурного процесса.
Педагогическое содействие было направлено на активное приобщение детей к культурному наследию народов Урала. Основным типом организации такой работы была совместная партнерская деятельность педагогов с детьми. К ней относится создание мини-музеев: «Мир народного камня», «Кухонная утварь», «Народные игрушки».
Действенно-практическая направленность этих форм работы способствовала эмоциональному восприятию познавательного материала: изготовление сезонных игрушек, обрядовых предметов («Веснянки», «Ярилки», «Дожинки») сочеталось с использованием в играх, забавах и развлечениях детей.
Приобщение детей к этнокультуре осуществлялось также в форме народных посиделок, праздников, презентаций с привлечением малых форм фольклора. В качестве основных форм реализации традиций были предложены циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурную, игровую и др. на основе единого этнокультурного содержания: целевые прогулки, экскурсии в музеи, самостоятельная и совместная продуктивная и культурно-досуговая деятельность детей, включая отдых, праздники, развлечения, самообразование, концерты, театрализованные представления.
Проведение интегрированных и комбинированных занятий позволило определить спектр методов и приемов этнокультурного образования дошкольников.
Методы, формирующие этнокультурное сознание: беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, костюмов, посуды, украшений, картин, иллюстраций, фотографий, слайдов, просмотр и прослушивание аудио и видео записей, «Путешествие по карте».
Методы, способствующие развитию эмоционально оценочного отношения, рефлексивные и игровые методы: сенсорно-эмоциональные игры «Угадай, чей национальный костюм?», «Любимые цвета народов», «Угадай, чье национальное блюдо?», «Кому что нужно для работы».
Методы действенно-практического стимулирования: путешествие по карте, путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка. Моделирование: «Модели народных календарей», «Труд человека на Южном Урале. Макетирование: «Природные зоны Урала», «Жилища Южного Урала».
Большое значение отводилось приемам работы, выступающим частью того или иного метода. В первой группе основными приемами были: объяснение, напоминание, сравнение сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадки, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждению, доказательству.
Ко второй группе методов этнокультурного образования дошкольников мы отнесли следующие приемы: сюрпризы, введение народных и сказочных персонажей, выполнение игровых действий, разыгрывание ролей, этюдов, создание ситуаций успеха и их фиксация, превращение в воображаемых героев.
К третьей группе нами отнесены следующие приемы: творческие задания, составление коллажа («родового дерева»), коллекционирование предметов народного быта, организация встреч гостей разной национальности.
Таким образом, можно сделать вывод, что введение детей в особый самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Литература:
Бабунова Е. С. Градусова Л. В. Наш дом – Южный Урал \Взгляд. 2005\
Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. \ МаГУ 2004\