12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аменова Людмила Владимировна61 |
Воспитание и социализация личности в контексте национальной идеи «Мангілік Ел"
Доклад
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания;
всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании являются внеклассные мероприятия в школе.
Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Цель: Воспитание нового казахстанского патриотизма в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел» и содержательной деятельности воспитательного процесса.
Задачи: Пробуждение у юных граждан чувства Родины, ответственности за ее настоящее и будущее путем сохранения и развития традиций школы, села; воспитание гордости за свою Родину, уважения к ее истории через организацию воспитательной работы.
Введение
Нашему поколению выпала высокая честь и ответственность под лидерством Елбасы, Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева созидать историю нового Казахстана. Сплотившись вокруг Елбасы, мы прошли великий путь свершений, и сегодня с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Следуя историческому "Слову о Независимости" Нурсултана Назарбаева, мы, граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел.
В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне. Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел:
Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел, представленной президентом, – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности.
За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие испытание временем.
Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.
Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
В - третьих, это светское общество и высокая духовность.
В - четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.
В - шестых, общность истории, культуры и языка.
В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.
В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства.
В настоящее время в Республике Казахстан модернизируется система образования. Необходимость совершенствования отечественного образования вызвана рядом приоритетных государственных задач: формирование конкурентоспособного человеческого капитала для вхождения в 30 развитых стран мира, повышение уровня и качества обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с потребностями мировой рыночной экономики и открытого гражданского общества, внедрение эффективных механизмов, инновационных технологий и методик по формированию у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана, использование опыта зарубежных стран по формированию у воспитанников патриотических ценностей, обогащение национальной системы воспитания на идеях казахстанского патриотизма.
Современной методологической основой национального воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».
Гражданственность, патриотизм. Что значит быть гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, кто скоро окончит школу и станет совсем взрослым человеком. Взрослым человеком – взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно выполнять свои обязанности, определенные законами государства.
Сумеют ли наши школьники стать гражданами? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать человеку, что думает о его неправильных действиях.
Сейчас о чем бы ни думал, чем бы ни занимался современный школьник, его мысли постоянно обращаются к будущей профессии. В ней молодому человеку предстоит окончательно осознать себя гражданином, патриотом. В этом самоопределении огромную роль играет помощь молодым специалистам от государства.
Наиболее актуальной и фундаментальной чертой характера современного подростка, будущего надежного гражданина нашей страны является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать себя нужным, знать, что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни. Трудолюбие нужно воспитывать, его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих - это наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.
Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о близких. Эти же требования положены в основу правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой педагогической общественностью Казахстана.
У разных народов разные обычаи. Различия обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.
Считаю, что Президенту нашего государства принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской территории; соблюдение гражданских, языковых прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно на данном уровне развития того или иного языка. Мы живем в эпоху новой эры, в период критической переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее станет казахстанское общество.
Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства в целом. Именно поэтому развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из самых приоритетных направлений. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за 25 лет суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию все казахстанской культуры. Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.
Воспитательная работа в КГУ «Средняя школа 37 лет Октября» по моей методической теме осуществляется на основе программы «Воспитание и социализация личности в контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел», исходя из решений ряда Посланий Президента страны Н. А. Назарбаева — лидера нации, народу Казахстана.
Для решения задач в школе 37 лет Октября, проводилась разнообразная работа по патриотическому воспитанию. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане.
С целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к прошлому страны, братского отношения к другим народам в школе состоялось военно-спортивное мероприятие «Я готовлюсь стать солдатом» в честь вывода войск из Афганистана.
Проведенные мероприятия позволяют заложить основы патриотического воспитания и гражданственности через различные формы и методы и возрастные категории (воспитательные часы, устные журналы, театральные представления, викторины, конкурсы чтецов и т. д.) на темы «За будущее мы в ответе» (1-4 класс), «О Стратегии развития Казахстана 2050», «Концепция государственной молодёжной политики РК» (5-11 класс), которые познакомили учащихся с основными приоритетами государственной политики.
На воспитательных часах «Флаг, Герб и Гимн моей Родины» учащиеся знакомились с Указом Президента РК «О государственных символах Республики Казахстан», повторили историю создания каждого из государственных символов, узнали об их авторах.
В школе проведен смотр строя и песни, посвященный 25-летию Вооруженных Сил Республики Казахстан и 72 годовщине Победы
В школе прошли мероприятия, уроки мужества, посвященные выводу войск из Афганистана. Прошли встречи с участниками событий в Афганистане, конкурс газет «Есть такая профессия — Родину защищать».
Ежегодно в районе учащиеся 10-11 классов принимают активное участие в смотре песни и строя, где всегда занимают призовые места.
Например, на воспитательном часе «Береги честь смолоду» ученикам были разъяснены понятия «честь», «достоинство», связали их с понятием «гражданин». Напомнили о том, что гражданский долг каждого — заботиться о сохранении здоровья, необходимости вести здоровый образ жизни. Прошли классные часы «Стать примерным, трудолюбивым и старательным гражданином», которые говорили о гарантированном в государстве праве на труд и отдых, защите интересов граждан в их праве на труд, самоопределение.
Организованы и проведены воспитательные часы о свободе совести и свободе вероисповедания. На них говорилось о том, что Казахстан является одной из стран, где население многонационально, в нем представлено большое количество самых разных религий и конфессий. Но подобное разнообразие не несет разрозненности, а народ является дружным и сплоченным, что является следствием продуманной национальной политики.
Особое внимание в своей работе уделила очередному Посланию Президента Н. А. Назарбаева народу страны «Казахстанский путь-2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», в ходе которых мои ученики познакомились с задачами, стоящими перед страной на ближайшее время.
Были организованы конкурсы рисунков «Мой Казахстан» ,«На улицах родного села», «Лучезарный Наурыз».
Воспитанию патриотизма, роли женщины в развитии страны способствовали мероприятия, посвященные празднованию 8 марта. Воспитательные часы «Я не устану прославлять ту женщину, чье имя мать», концерт «Милым женщинам посвящается...». Проведена серия мероприятий, посвященных празднованию «Наурыза», «Наурыз — думан», «Наурыз — жыл басы» , «Наурызым шықты төріме, береке дарыт еліме!» . К празднику подготовили конкурсные программы на темы: «Здравствуй, Наурыз!», «В кругу друзей», «Праздник весны и очищения», игра «Обычаи и традиции казахов».
Работая с учащимися, как классный руководитель, воспитываю в них будущих компетентных личностей с развитым патриотическим сознанием и эстетическим чувством; душевных, красивых, стремящихся вести здоровый образ жизни, творческих, ставящихся высокие цели, в будущем прекрасных родителей, воспитателей, толерантных студентов, знающих и чтящих традиции и обычаи своей страны и других народов.
Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не
Для того, чтобы территория школы была сказочно красива, каждый год весной проходит Аллея выпускников, выпускники высаживают саженцы.
Посадка деревьев – не только помощь в озеленении школы, но и живое напоминание о выпускниках на долгие годы. Высаживание аллеи выпускников из деревьев или кустарников, является традицией, и чтут её школьники уже много лет.
И в завершении хочу закончить словами нашего президента Н. Назарбаев «Я часто спрашиваю себя, каким он будет „казахстанец будущего“. Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине».
Эти слова Главы государства лучше всего характеризуют сущность казахстанского патриотизма, вектор его устремленности в будущее. И я абсолютно уверена — именно так и будет.