Воспитание и социализация личности в контексте национальной идеи «Мангілік Ел»
Доклад
На тему: «Воспитание и социализация личности в контексте национальной идеи «Мангілік Ел»
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания;
всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании являются внеклассные мероприятия в школе.
Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Цель: Воспитание нового казахстанского патриотизма в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел» и содержательной деятельности воспитательного процесса.
Задачи: Пробуждение у юных граждан чувства Родины, ответственности за ее настоящее и будущее путем сохранения и развития традиций школы, села; воспитание гордости за свою Родину, уважения к ее истории через организацию воспитательной работы.
Введение
Нашему поколению выпала высокая честь и ответственность под лидерством Елбасы, Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева созидать историю нового Казахстана. Сплотившись вокруг Елбасы, мы прошли великий путь свершений, и сегодня с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Следуя историческому "Слову о Независимости" Нурсултана Назарбаева, мы, граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел.
В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне. Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел:
Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел, представленной президентом, – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности.
За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие испытание временем.
Во - первых, это Независимость Казахстана и Астана.
Во - вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
В - третьих, это светское общество и высокая духовность.
В - четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
В - пятых, это Общество Всеобщего Труда.
В - шестых, общность истории, культуры и языка.
В - седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017.
В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства.
В настоящее время в Республике Казахстан модернизируется система образования. Необходимость совершенствования отечественного образования вызвана рядом приоритетных государственных задач: формирование конкурентоспособного человеческого капитала для вхождения в 30 развитых стран мира, повышение уровня и качества обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с потребностями мировой рыночной экономики и открытого гражданского общества, внедрение эффективных механизмов, инновационных технологий и методик по формированию у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана, использование опыта зарубежных стран по формированию у воспитанников патриотических ценностей, обогащение национальной системы воспитания на идеях казахстанского патриотизма.
Современной методологической основой национального воспитания является Национальная идея «Мәңгілік Ел».
Гражданственность, патриотизм. Что значит быть гражданином? Вопрос не простой и не праздный, особенно для тех, кто скоро окончит школу и станет совсем взрослым человеком. Взрослым человеком – взрослым гражданином, лицом, которое пользуется всеми правами и должно выполнять свои обязанности, определенные законами государства.
Сумеют ли наши школьники стать гражданами? Это зависит от того, как они уже сейчас относятся к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли он сказать человеку, что думает о его неправильных действиях.
Сейчас о чем бы ни думал, чем бы ни занимался современный школьник, его мысли постоянно обращаются к будущей профессии. В ней молодому человеку предстоит окончательно осознать себя гражданином, патриотом. В этом самоопределении огромную роль играет помощь молодым специалистам от государства.
Наиболее актуальной и фундаментальной чертой характера современного подростка, будущего надежного гражданина нашей страны является трудолюбие, заключающее в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать себя нужным, знать, что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни. Трудолюбие нужно воспитывать, его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих - это наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и помогать нам, а впоследствии проявлять трудолюбие в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его.
Мораль нашего сегодняшнего общества диктует нам подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о близких. Эти же требования положены в основу правил поведения, в основу национальной идеи «Мәңгілік Ел», обсуждаемой педагогической общественностью Казахстана.
У разных народов разные обычаи. Различия обуславливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому.
Считаю, что Президенту нашего государства принадлежит огромная заслуга в сохранении и поддержке мира и согласия среди всех населяющих на территории республики наций, конфессий – воспитание и формирование с малых лет у каждого казахстанца бережного чувства языковой толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все силы для развития уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на казахстанской территории; соблюдение гражданских, языковых прав и экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех этносов пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно на данном уровне развития того или иного языка. Мы живем в эпоху новой эры, в период критической переоценки старого, и полны творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности друг к другу. С правилами поведения, этикета, морали молодое поколение казахстанцев должно срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее станет казахстанское общество.
Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства в целом. Именно поэтому развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из самых приоритетных направлений. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за 25 лет суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию все казахстанской культуры. Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.
Воспитательная работа в КГУ «Средняя школа 37 лет Октября» по моей методической теме осуществляется на основе программы «Воспитание и социализация личности в контексте национальной идеи «Мәнгілік Ел», исходя из решений ряда Посланий Президента страны Н. А. Назарбаева — лидера нации, народу Казахстана.
Для решения задач в школе 37 лет Октября, проводилась разнообразная работа по патриотическому воспитанию. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане.
С целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к прошлому страны, братского отношения к другим народам в школе состоялось военно-спортивное мероприятие «Я готовлюсь стать солдатом» в честь вывода войск из Афганистана.
Проведенные мероприятия позволяют заложить основы патриотического воспитания и гражданственности через различные формы и методы и возрастные категории (воспитательные часы, устные журналы, театральные представления, викторины, конкурсы чтецов и т. д.) на темы «За будущее мы в ответе» (1-4 класс), «О Стратегии развития Казахстана 2050», «Концепция государственной молодёжной политики РК» (5-11 класс), которые познакомили учащихся с основными приоритетами государственной политики.
На воспитательных часах «Флаг, Герб и Гимн моей Родины» учащиеся знакомились с Указом Президента РК «О государственных символах Республики Казахстан», повторили историю создания каждого из государственных символов, узнали об их авторах.
В школе проведен смотр строя и песни, посвященный 25-летию Вооруженных Сил Республики Казахстан и 72 годовщине Победы
В школе прошли мероприятия, уроки мужества, посвященные выводу войск из Афганистана. Прошли встречи с участниками событий в Афганистане, конкурс газет «Есть такая профессия — Родину защищать».
Ежегодно в районе учащиеся 10-11 классов принимают активное участие в смотре песни и строя, где всегда занимают призовые места.
Например, на воспитательном часе «Береги честь смолоду» ученикам были разъяснены понятия «честь», «достоинство», связали их с понятием «гражданин». Напомнили о том, что гражданский долг каждого — заботиться о сохранении здоровья, необходимости вести здоровый образ жизни. Прошли классные часы «Стать примерным, трудолюбивым и старательным гражданином», которые говорили о гарантированном в государстве праве на труд и отдых, защите интересов граждан в их праве на труд, самоопределение.
Организованы и проведены воспитательные часы о свободе совести и свободе вероисповедания. На них говорилось о том, что Казахстан является одной из стран, где население многонационально, в нем представлено большое количество самых разных религий и конфессий. Но подобное разнообразие не несет разрозненности, а народ является дружным и сплоченным, что является следствием продуманной национальной политики.
Особое внимание в своей работе уделила очередному Посланию Президента Н. А. Назарбаева народу страны «Казахстанский путь-2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», в ходе которых мои ученики познакомились с задачами, стоящими перед страной на ближайшее время.
Были организованы конкурсы рисунков «Мой Казахстан» ,«На улицах родного села», «Лучезарный Наурыз».
Воспитанию патриотизма, роли женщины в развитии страны способствовали мероприятия, посвященные празднованию 8 марта. Воспитательные часы «Я не устану прославлять ту женщину, чье имя мать», концерт «Милым женщинам посвящается...». Проведена серия мероприятий, посвященных празднованию «Наурыза», «Наурыз — думан», «Наурыз — жыл басы» , «Наурызым шықты төріме, береке дарыт еліме!» . К празднику подготовили конкурсные программы на темы: «Здравствуй, Наурыз!», «В кругу друзей», «Праздник весны и очищения», игра «Обычаи и традиции казахов».
Работая с учащимися, как классный руководитель, воспитываю в них будущих компетентных личностей с развитым патриотическим сознанием и эстетическим чувством; душевных, красивых, стремящихся вести здоровый образ жизни, творческих, ставящихся высокие цели, в будущем прекрасных родителей, воспитателей, толерантных студентов, знающих и чтящих традиции и обычаи своей страны и других народов.
Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Укрепляя наши ценности трудолюбия и ответственности, наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по благоустройству и озеленению школьного двора. И чтобы наш двор стал самым красивым, живописным, в котором приятно отдохнуть и подышать свежим воздухом, для этого нужно не только наше желание, но упорный труд.
Для того, чтобы территория школы была сказочно красива, каждый год весной проходит Аллея выпускников, выпускники высаживают саженцы.
Посадка деревьев – не только помощь в озеленении школы, но и живое напоминание о выпускниках на долгие годы. Высаживание аллеи выпускников из деревьев или кустарников, является традицией, и чтут её школьники уже много лет.
И в завершении хочу закончить словами нашего президента Н. Назарбаев «Я часто спрашиваю себя, каким он будет „казахстанец будущего“. Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине».
Эти слова Главы государства лучше всего характеризуют сущность казахстанского патриотизма, вектор его устремленности в будущее. И я абсолютно уверена — именно так и будет.