Воспитание, развитие и социализация личности учащихся посредством работы над проектом «Книга класса»

6
0
Материал опубликован 15 April 2021

Воспитание, развитие и социализация личности учащихся посредством работы над проектом «Книга класса»

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С.Ф.Зинченко

пос. Глушицкий м.р. Большечерниговский

Самарской области

Сарычева Татьяна Юрьевна

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения. Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. 

В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи с этим возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.

Реализации целей современного образования наравне с ведущей учебной деятельностью способствует введенная в новый стандарт внеурочная деятельность школьников, объединяющая «все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Одной из современных педагогических технологий в работе классного руководителя может стать метод проектов, используемый часто учителями-предметниками в обучении.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

И такой интереснейший проект появился на уровне России. Это «Книга класса».

В нашей школе одними из первых решили принять участие в таком долгосрочном (в течение года) проекте учащиеся 7 класса. Это инновационный образовательный проект, который реализуется в рамках программы «Всероссийская школьная летопись» и ориентирован на детей школьного возраста: 1-11 классы.

В чем преимущество работы по методу проектов? Это:

Объединение творческого потенциала учеников, их родителей и учителей

Фрагменты личной и коллективной памяти

Школьная летопись, которая связывает разные поколения выпускников

Семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение.

Всероссийская школьная летопись – это проект, в рамках которого школьники смогут в течение года создавать собственные коллективные книги, состоящие из школьных историй, рассказов, стихов, анкет, портретов одноклассников. Это, действительно, уникальный проект. Тем более на протяжении более 20 лет в нашей школе имел место быть такой долгосрочный проект почти с таким же названием: «Летопись класса», включавший в себя рассказы, фотографии, иллюстрации, воспоминания о школьной жизни. Выпускники с удовольствием по прошествии нескольких лет просматривали свои летописи, что давало возможность окунуться в водоворот школьной жизни.

«Всероссийская школьная летопись» - это возможность создания собственной книги класса. Один бесплатный экземпляр книги будет поступать в школьную библиотеку, а два – храниться в Книжной палате и Российской государственной библиотеке. Сами же книги помогут не только сохранить память о прошлом, но и помогут классному руководителю решить ряд педагогических задач:

- предоставляем своим ученикам возможности для развития;

- работая вместе, можно сплотить коллектив (игры на сплочение мы уже используем);

- учащиеся могут приобрести писательские и издательские навыки;

- запечатлеем моменты;

- останемся в истории.

Главный элемент – коллективное творчество. Кроме того, Книга класса учит работать с текстом (важно для меня как филолога). В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” читаем:

«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций…». Воспитать гармонично развитую личность невозможно без гуманитарной стороны образования и воспитания. Искусство развивает способность к творчеству, необходимому в любой профессии. И в этом тоже большую помощь окажет внеурочная деятельность по созданию Книги класса (учит работать с текстами разных объемов, учит сравнивать одноклассников, например, с литературными героями, учит создавать тексты разных стилей и жанров).

В чем сущность данного проекта? Школьникам предлагается попробовать себя в роли писателей и издателей и выпустить совместную коллективную книгу. В этом проекте могут принимать участие не только одноклассники, но и библиотеки и творческие студии. Важно, чтобы эти дети были чем-то объединены, чтобы они были знакомы между собой, чтобы было интересно вместе писать. Они должны испытывать «драйв».

Зачем писать книгу?

Во-первых, для того «…чтобы остановиться и осмыслить, как ты сейчас живешь, что с тобой сейчас происходит, погрузиться в свои собственные переживания, для того, чтобы лучше понять себя и лучше понять своих друзей, своих одноклассников, для того, чтобы сохранить какие-то важные моменты жизни и потом иметь возможность вернуться к ним, перечитать», - — говорит Марина Смирнова, один из организаторов проекта.

И если возникает вопрос, о чем писать, то опять же помним о том, что это творческий процесс.

Название книги, тему книги, разделы мы с ребятами определили самостоятельно. Идеальный план работы – это когда учитель встречается с детьми и говорит: «У вас есть фантастическая возможность. Если вы хотите, то вы можете попробовать себя в роли писателей. Может быть, вы хотите рассказать о своей семье, а может быть, о поселке или городе, в котором вы живете, а может быть, у вас есть любимый персонаж, который очень с вами связан, и он хочет рассказать…». Сам процесс обсуждения важен. Будут разные мнения.

Дальше определили общую тему, распределили, кто чем занимается, но важно, чтобы в создании книги каждый принял участие. Один ребенок выступает в качестве редактора, другой собирает материалы, третий стал лидером этой команды, другие дети - фотографы, иллюстраторы, а еще они выступают в роли журналистов и берут интервью и т.п.

Что дальше происходит? Мы пишем, выбираем тексты, мы подбираем разделы. Дальше этот текст разбирается. Очень важно в самом начале подать заявку на сайте  http://school-letopis.ru/ , что было сделано в сентябре 2018 г. После этого с нами начал работать персональный менеджер Т.Епишкина. Важно определить сроки, в которые вы эту книгу издадите, потому что примерно печататься книга будет месяц.

Совместная и индивидуальная работа с детьми опирается на достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся. Повышает качество лингвистической подготовки школьников в условиях современной языковой ситуации, учит их жить и развиваться в условиях активной информационной среды и может вмещать в себя основные базовые компетенции успешной профессиональной деятельности (так называемые 4К):

Креативность

Коммуникации

Критическое мышление

Командная работа

На занятиях по внеурочной деятельности можно воплотить все виды функциональной грамотности, которую необходимо развивать в современном образовании, и прежде всего, – читательскую грамотность. Кто много читает, тот строит связные устные и письменные тексты. Таким детям легче будет составлять разные тексты большого и малого объема для Книги класса.

Дети попадут в каталог авторов и спустя много лет смогут найти себя в этом каталоге.

Какая глобальная задача у этого проекта? Это будет своеобразный портрет, который сами дети сделали, то есть мы узнаем о них то, что они сами о себе захотели рассказать. Для детей – это возможность сохранить в памяти то, какими они были. А для учителя может отработать массу навыков: метапредметные навыки, навыки ХХІ века, коммуникативные, навыки ранней профориентации, работа в команде.

Возможно выступление учащихся с презентацией

Мы хотим представить нашу книгу, которую мы получили в октябре 2019 года.

Презентация Книги класса – это подарок идеи другим. Все мы любим подарки и, возможно, наш рассказ станет основой знакомства, которое перерастет в дружбу. В конце концов, презентация – это личный праздник каждого участника проекта. Мало того, что мы получили печатную книгу, а там в числе авторов – твоя и моя фамилия, так это может быть целый день гордости самим собой.

Основная цель проекта – сохранение истории современного поколения школьников.

Издание Книги класса помогает сплотить класс, издать книгу школьных воспоминаний, поучаствовать во всероссийском проекте. Ничего аналогичного нет в других странах. Это опыт, это интересно.

Написание книги – это ответственный процесс, требующий организации, талантов и большого труда. Для лучшего результата нужно организовать свое время, определить роли и потратить свои силы.

Создание книги стало поводом вспомнить яркие события истории класса. Мы обратились к архивам 5-6 классов, нашли старые фото, вспомнили конфликты и общие победы. Комбинируя материал, наш класс добился общего вида класса, наметил структуру. Это было не совсем просто сделать в 7 классе, поэтому основная, руководящая роль, принадлежала нашему классному руководителю.

По окончании 6 класса мы не могли понять, осмыслить и считали эту работу бессмысленной. Сейчас мы по-другому воспринимаем участие в этом проекте. В основном, материалы книги касались непосредственно событий, произошедших с нами в 7 классе. В течение учебного года мы работали над созданием книги: собирали материалы, делали фото, печатали, придумывали обложку. Для продуктивного создания мы составили план, распределили роли и задачи.

Мы уверены, презентация не менее важна, как и работа над книгой. Когда-нибудь я и мои ровесники будем защищать диплом перед людьми, которые его не читали. Для этого мы и представляем этапы работы над книгой.

Рассказ с фотографиями – это уже история. Берем мы книгу через 10-15 лет, смотрим, веселимся, грустим. Это здорово, особенно, сегодня, когда у нас ни на что нет времени у взрослых. Мы хотим продолжить писать книгу в 9 классе и, возможно, мы откажемся от выпускного альбома совсем. У нас накопится за годы дружбы множество фотографий, живых, не постановочных. Это наша настоящая память. Альбом же делает какую-то образцово-показательную реальность ни о чем. В старшей школе мы подойдем более осознанно к проекту, более ответственно, со смыслом. Для нас эта книга станет таким финалом, который можно унести домой и хранить. Кстати, можно включить отрывки книги в сценарий «Последнего звонка». Разумеется, так никто не делал. Это будет иметь успех.









Обучающиеся демонстрируют саму книгу, ее структуру, название глав и отрывки из нее можно прочитать.







t1618512907aa.jpg







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.