Урок «Восстание Спартака в истории и в музыке» (Интегрированное занятие истории и музыки в 5 классе)

0
0
Материал опубликован 5 December 2017 в группе

                    Интегрированный урок по истории и музыке в 5 классе


 

                       Тема урока: Восстание Спартака в истории и в музыке

                                        Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: Познакомить учащихся с историческим событием восстанием Спартака в Древнем Риме и с балетом А.И. Хачатуряна «Спартак»

Задачи:

1. Подвести учащихся к пониманию причин восстания под предводительством Спартака и его поражения.

2. Познакомить учащихся с музыкой балета Арама Хачатуряна «Спартак»

3. Познакомить учащихся с историей создания балета «Спартак»

Планируемые результаты

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения сопереживания, умение слушать друг друга; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. Воспитание у учащихся чувство уважения к историческому прошлому; способности к формированию собственной жизненной позиции; созданию психологически комфортной среды на уроке; формирование самооценки.

Метапредметные формирование представлений о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире; продолжить работу над умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями формирование у учащихся умений составлять рассказ, работать с историческими документами, анализировать, делать выводы, показывать на карте изучаемые объекты, делать анализ музыкальных фрагментов из балета, высказывать своё отношение к музыке балета.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, музыкальный центр, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска, карта Древней Греции.

Оборудование: индивидуальные вопросы (Приложение 1), документы (Приложение 2), (Приложение 3), тест (Приложение 4), (Приложение 5), историческая карта «Римская империя в 6-5 в.в до н.э.» аудио записи фрагментов из балета А. Хачатуряна «Спартак»

2. Учебник: История Древнего мира. 5 класс». Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., М. «Просвещение» 2010.

Урок реализован в системе деятельностного подхода по технологии интерактивного обучения. Смысл урока заключается в организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание рабства в Риме, использовании труда рабов и восстания Спартака. Учебно-технологическая суть урока основывается на использовании технологии адаптивного планирования, целью которого является предоставление учащимся последовательности модулей знаний для обучения и работы с определенным порядком следования обучающих заданий. Работа учащихся оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов, по интерактивным заданиям в ходе урока.

                                                      Ход урока

             1 орг. момент. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята наш урок я хотела бы начать со стихотворения. Ваша задача найти основную мысль текста.(На фоне музыки из балета А.Хачатуряна «Спартак» учитель зачитывает стихотворение)

Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Он слышит, но не внемлет. Взор его

С душою вместе далеко витает.

Что жизнь ему, и приз, и торжество?

Пред ним – шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая. И там их мать…

И вот отец зарезан, римлян забавляя!

(Байрон)

Учитель:- Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения английского поэта Байрона. Догадываетесь ли вы, какое зрелище так выразительно описывает поэт?

(Предполагаемые ответы учащихся) – Гладиаторский бой

Учитель:- Молодцы, ребята, правильно. Лучше представить себе зрелищную картину гладиаторских боев поможет нам не только стихотворение, но и фрагмент худ.фильма «Гладиатор»

(видеофрагмент в презентации)

Учитель:- А почему гладиаторские бои считали самым страшным зрелищем Древнего Рима?

(Предполагаемые ответы учащихся) Бесчеловечно убивать ради потехи других

Учитель:- Давайте вспомним, в каком положении находились рабы в Древнем Риме. (учитель на фоне музыки зачитывает стихотворение)

«Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов.

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт.

Пусть самый ленивый оружье возьмёт.

Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

Учитель: К чему призывает это стихотворение?

(Предполагаемые ответы учащихся)- к восстанию

Учитель:Скажите, в Древнем Риме было многорабов?

(Предполагаемые ответы учащихся) Много.

Учитель– Кто становился гладиаторами?

(Предполагаемые ответы учащихся) Только те, кто был спортивно сложен и вынослив.

Учитель:С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.- Ни в одном государстве древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. самое крупное восстание рабов. Тема нашего урока «Восстание Спартака». В ходе ее изучения мы узнаем о причинах восстания, составе восставших и их целях, рассмотрим ход восстания, причины поражения и значение восстания.

- Итак, давайте вспомним, что представляла собой Италия накануне восстания?

– О чем они могли мечтать?

(Предполагаемые ответы учащихся) (О свободе.)

Учитель:– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу?

(Предполагаемые ответы учащихся) (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание).

III. Знакомство с новым материалом

Учитель:- Сегодня вы узнаете о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, о его причинах, о том как оно проходило, узнаем о человеке, сумевшим поднять людей на борьбу. Этим человеком стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания. Что же это был за человек? Сейчас мы послушаем учащихся, которые подготовили сообщение о нем, используя информацию из сети Интернет.

Слайд№ 1 с портретом Спартака

1Учащийся-: Мы не знаем, как он выглядел, т.к. отсутствуют документы, но многие художники, скульпторы, писатели и другие пытались воссоздать образ героя в своих произведениях искусства. Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в 10 человек. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе.

2 Учащийся. -В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. В 76 г. до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие, что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей.
Слайд № 2 (Арена гладиаторов)


Учитель:- После победы над римлянами, в Спартака и успех его армии поверили многие, к нему присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. Сенат отправил против мятежников 2 легиона. Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать возможность каждому вернуться домой. Но 30тысяч рабов не захотели уходить из Италии и отделились от Спартака. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака лагерь и уничтожили его. Вы видите на экране путь движения армии Спартака, найдите в учебниках карту на стр. и на ней проследите этот путь. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Вскоре путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, рабы, опьяненные победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошел через всю Италию и подошел к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Тем временем с севера подошел с большим войском полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В самой узкой его части он приказал вырыть ров от моря и до моря. За рвом возвели стену из бревен и земли. Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли, которые перевезли бы их на Сицилию, но пираты обманули его: получив плату, они уплыли прочь. Восставшие попали в западню, они попытались пробраться сквозь укрепления Красса, только трети удалось вырваться из ловушки. В помощь Крассу Сенат послал 2 полководцев: Помпея и Лукулла. Боясь объединения римских армий Спартак напал на Красса. Битва была жестокой.Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся в живых рабов были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

Слайд № 3 (распятые рабы)

- В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.Спустя 2 века знаменитый итальянский полководец Джовани Гарибальди напишет книгу «Спартак».

Слайд № 4 (портрет Гарибальди)

Но не только в книгах увековечен подвиг Спартака. В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, советский композитор Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу

Слайд № 5 портрет А.Хачатуряна

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском)

Слайд № 6 фрагмент из балета «Спартак»

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Учитель: -Послушайте фрагмент из балета ( звучит Адажио из балет «Спартак»

Учитель:- Понравилась ли вам музыка? Сумел ли на ваш взгляд композитор передать в музыке характер героя, его чувства?

(Предполагаемыеответы учащихся) музыка очень понравилась. В ней раскрывается не только образ великого и бесстрашного воина, но и человека, способного на прекраснейшие чувства любви и нежности.

4.Стадия осмысления содержания

Учитель:- Сейчас мы с вами подведем итоги нашего урока, но для этого вы должны разделиться на 3 группы. Для каждой группы своё задание. Вы должны внимательно прочитать текст, вспомнить объяснение нового материала и ответить на вопросы. Учитывается время, лаконичность и правильность ответа.

Учащиеся делятся на 3 группы

Задания для групп:

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.

Вопросы:

С чего и где началось восстание рабов?

Цель восставших?

Чем были недовольны гладиаторы?

Кого выбрали своим предводителем?

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

В каком году и где впервые Арам Хачатурян сообщил о своих планах о создании балета «Спартак»?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2..

Ответьте на вопросы:

Какая задача стояла перед Спартаком?

По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

Кто кроме композитора Арама Хачатуряна принимал участие в создании балета «Спартак»?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг.

Вопросы:

Был ли у восставших план ведения войны с Римом?

По карте учебника на стр. 235 (проследите походы восставших.)

Было ли единство и согласие между рабами?

Где состоялась премьера балета «Спартак»?

Учитель: Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.

                                       Беседа по вопросам к документам.

Учитель: Слушаем ответы групп.( слушаются ответы групп)

                                 5. Стадия рефлексии и подведения итогов урока.

Учитель: - Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали, много успели сделать на уроке. Понравился ли вам урок? Какие выводы для себя вы сделали?

─ Понравились задания? У вас на партах заготовлены цветные шаблоны. Если наш урок понравился поднимите красные шаблоны. Если что-то не совсем понравилось – синие. Если совсем не понравился- чёрные

Ответы учащихся ( 99% урок понравился подняли красные шаблоны)

Учитель: Оценки за урок. Домашнее задание: Придумайте и вы интересные задания к следующему уроку.

учить § 51,

                                                                Литература:

Учебник: История Древнего мира. 5 класс». Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., М. «Просвещение» 2012г. Учебник, рабочая тетрадь для 5 класса

Музыкальная литература М. Шорникова 4 год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.