12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Валерьевна1204
Почетный работник среднего профессионального образования Новосибирской области, преподаватель высшей квалификационной категории, старший методист ГБПОУ НСО "Колыванский аграрный колледж"
Россия, Новосибирская обл., Колывань

Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»



ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


"Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем.

Воспитательная работа в процессе обучения –

такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный

учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности»

В.А.Сухомлинский    


В условиях внедрения новых образовательных стандартов и с учетом последних событий в истории нашей страны патриотическое воспитание молодежи является одним из ключевых направлений работы. Духовно-нравственное воспитание и патриотизм в той или иной форме фигурировали в образовательных стандартах и раньше, но теперь Минпросвещения отводит им центральное место наравне с профильными учебными предметами и развитием общих и прфессиональных компетенций. Воспитание патриотизма – воздействие не столько на умы, сколько на чувства, и это не только возможно, но и нужно любом этапе образования, основной целью которого является воспитать человека, в поступках которого лежат понятия общечеловеческой морали и нравственные ценности патриота, гражданина своей родины. Ведь истинный патриот гуманистичен, уважает другие народы, страны, обычаи и традиции.

А где, как не на уроках физики можно создать условия для формирования гражданско-патриотического воспитания, подчеркнуть роль науки в развитии общества, роль ученых, изобретателей в развитии научно-технического прогресса, в борьбе за мир на Земле? Использование исторического материала в преподавании физики как раз и позволяет решать такие важные воспитательные задачи, как формирование научного мировоззрения, патриотизма и любви к науке. А интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у ребят благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.

Да, на уроке порой сложно выделить время, чтобы поговорить о том, кто, как и для чего развивал науку. Но без этого сложные физические формулы и задачи получаются оторваны от жизни, а физика превращается в изучение сухих данных, и не всегда понятно, зачем их нужно знать. Поэтому необходимо изменить подход к преподаванию и показать, что не задачи, а люди делают физику физикой, ведь нечего было бы изучать на уроках, если бы не сумасшедшая, одержимая преданность своему делу ученых, создававших фундамент этой науки.

Сформировать интерес к науке и истории своей страны помогают государственные праздники и памятные даты. Ведь почти каждый наш день знаменателен каким-то событием, открытием, изобретением, днем рождения ученого, поэтов или писателей.

В начале каждого учебного года я составляю календарь таких событий и стараюсь на уроке выделить время для «информационного часа», который организую в интересной и необычной форме, например «Информ-дайджест», «Спрашивали  отвечаем»,  «Беседа за «круглым столом», «Дискуссия», «Информационный ринг»«Как это было», «Годы и люди» и др. А применение наглядных материалов, современных технологий (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.) и связь с будущей профессией делают его еще более актуальным и полезным.

Из многочисленных государственных праздников наиболее продуктивным в области патриотического воспитания считаю 8 февраля – День российской науки. Хочу отметить, что именно этот праздник позволяет воспитывать чувства гражданственности и патриотизма за счет сознательного ознакомления студентов с яркими примерами жизни тех членов российского общества, которые внесли большой вклад в развитие российской или мировой науки. В честь этого праздника в каждой группе провожу тематические мероприятия. Например, будущим механикам предлагаю творческую мастерскую «Великие изобретения в моей профессии», в ходе которой студенты создают стенгазету об изобретателях приборов, устройств и машин, с которыми им предстоит работать после окончания колледжа (грузовой автомобиль, трактор, комбайн и т.п.). Целью создания подобной газеты является не просто раскрытие творческих способностей обучающихся, освещение событий из области науки, воспитание патриотизма, но и  развитие коммуникативных способностей, умения работать в команде, пользоваться ИКТ-технологиями, отбирать и анализировать информацию, и, безусловно, расширение кругозора. Для других профессий и специальностей есть разработанные викторины, интеллектуальные игры и подборка видеороликов об ученых и их изобретениях, известных во всем мире, среди которых многие наши соотечественники: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, Н. Тесла, И.П. Кулибин и др.

Программный материал курса физики позволяет формировать патриотическое воспитание не только в дни государственных праздников, но и в даты изобретений различных устройств, техники. Так, в День Нобелевской премии говорим о лауреатах этой награды в области физики, в День изобретения автомобиля вспоминаем И.Ползунова и его паровой двигатель, И.Кулибина с его многочисленными изобретениями, в т.ч. самобеглой павозкой, в День радио беседуем об А.С.Попове и о том, что он не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение, сказав «Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу», в преддверии Дня Победы обязательно вспоминаем конструкторов военной техники и оружия, благодаря которым наша страна одержала победу. Кроме того практически на каждом занятии можно продемонстрировать отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники. Так, при изучении темы «Закон сохранения импульса» знакомлю обучающихся с достижениями К.Э. Циолковского и С.П.Королева, на уроке «Источники и свойства света» рассказываю о А.Лодыгине и его маленьком «солнце», изучение темы «Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции» сопровождается информацией об «отце» советской атомной бомбы И.В. Курчатове и т.п.

Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания, приобщения обучающихся к технической культуре, истории, достижениям наших ученых, что позволяет создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину. Практическая же направленность мероприятий позволяет сформировать умение использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни и будущей профессии. И как бы далеко не шагнул научно – технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, как главном созидателе и творце завтрашнего дня, носителе нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. Как говорил известный физик и академик А. Ф. Иоффе: «…Ищите и осуществляйте новое, лучшее — оно есть в каждом деле. Дышите своим делом. Никогда не переставайте учиться и двигаться вперед…»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шишкина Людмила Николаевна, 15.02.24 в 16:20 0Ответить Пожаловаться
Здорово! Спасибо вам огромное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.