Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»



ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


"Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем.

Воспитательная работа в процессе обучения –

такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный

учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности»

В.А.Сухомлинский    


В условиях внедрения новых образовательных стандартов и с учетом последних событий в истории нашей страны патриотическое воспитание молодежи является одним из ключевых направлений работы. Духовно-нравственное воспитание и патриотизм в той или иной форме фигурировали в образовательных стандартах и раньше, но теперь Минпросвещения отводит им центральное место наравне с профильными учебными предметами и развитием общих и прфессиональных компетенций. Воспитание патриотизма – воздействие не столько на умы, сколько на чувства, и это не только возможно, но и нужно любом этапе образования, основной целью которого является воспитать человека, в поступках которого лежат понятия общечеловеческой морали и нравственные ценности патриота, гражданина своей родины. Ведь истинный патриот гуманистичен, уважает другие народы, страны, обычаи и традиции.

А где, как не на уроках физики можно создать условия для формирования гражданско-патриотического воспитания, подчеркнуть роль науки в развитии общества, роль ученых, изобретателей в развитии научно-технического прогресса, в борьбе за мир на Земле? Использование исторического материала в преподавании физики как раз и позволяет решать такие важные воспитательные задачи, как формирование научного мировоззрения, патриотизма и любви к науке. А интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у ребят благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.

Да, на уроке порой сложно выделить время, чтобы поговорить о том, кто, как и для чего развивал науку. Но без этого сложные физические формулы и задачи получаются оторваны от жизни, а физика превращается в изучение сухих данных, и не всегда понятно, зачем их нужно знать. Поэтому необходимо изменить подход к преподаванию и показать, что не задачи, а люди делают физику физикой, ведь нечего было бы изучать на уроках, если бы не сумасшедшая, одержимая преданность своему делу ученых, создававших фундамент этой науки.

Сформировать интерес к науке и истории своей страны помогают государственные праздники и памятные даты. Ведь почти каждый наш день знаменателен каким-то событием, открытием, изобретением, днем рождения ученого, поэтов или писателей.

В начале каждого учебного года я составляю календарь таких событий и стараюсь на уроке выделить время для «информационного часа», который организую в интересной и необычной форме, например «Информ-дайджест», «Спрашивали  отвечаем»,  «Беседа за «круглым столом», «Дискуссия», «Информационный ринг»«Как это было», «Годы и люди» и др. А применение наглядных материалов, современных технологий (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.) и связь с будущей профессией делают его еще более актуальным и полезным.

Из многочисленных государственных праздников наиболее продуктивным в области патриотического воспитания считаю 8 февраля – День российской науки. Хочу отметить, что именно этот праздник позволяет воспитывать чувства гражданственности и патриотизма за счет сознательного ознакомления студентов с яркими примерами жизни тех членов российского общества, которые внесли большой вклад в развитие российской или мировой науки. В честь этого праздника в каждой группе провожу тематические мероприятия. Например, будущим механикам предлагаю творческую мастерскую «Великие изобретения в моей профессии», в ходе которой студенты создают стенгазету об изобретателях приборов, устройств и машин, с которыми им предстоит работать после окончания колледжа (грузовой автомобиль, трактор, комбайн и т.п.). Целью создания подобной газеты является не просто раскрытие творческих способностей обучающихся, освещение событий из области науки, воспитание патриотизма, но и  развитие коммуникативных способностей, умения работать в команде, пользоваться ИКТ-технологиями, отбирать и анализировать информацию, и, безусловно, расширение кругозора. Для других профессий и специальностей есть разработанные викторины, интеллектуальные игры и подборка видеороликов об ученых и их изобретениях, известных во всем мире, среди которых многие наши соотечественники: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, Н. Тесла, И.П. Кулибин и др.

Программный материал курса физики позволяет формировать патриотическое воспитание не только в дни государственных праздников, но и в даты изобретений различных устройств, техники. Так, в День Нобелевской премии говорим о лауреатах этой награды в области физики, в День изобретения автомобиля вспоминаем И.Ползунова и его паровой двигатель, И.Кулибина с его многочисленными изобретениями, в т.ч. самобеглой павозкой, в День радио беседуем об А.С.Попове и о том, что он не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение, сказав «Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу», в преддверии Дня Победы обязательно вспоминаем конструкторов военной техники и оружия, благодаря которым наша страна одержала победу. Кроме того практически на каждом занятии можно продемонстрировать отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники. Так, при изучении темы «Закон сохранения импульса» знакомлю обучающихся с достижениями К.Э. Циолковского и С.П.Королева, на уроке «Источники и свойства света» рассказываю о А.Лодыгине и его маленьком «солнце», изучение темы «Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции» сопровождается информацией об «отце» советской атомной бомбы И.В. Курчатове и т.п.

Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания, приобщения обучающихся к технической культуре, истории, достижениям наших ученых, что позволяет создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину. Практическая же направленность мероприятий позволяет сформировать умение использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни и будущей профессии. И как бы далеко не шагнул научно – технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, как главном созидателе и творце завтрашнего дня, носителе нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. Как говорил известный физик и академик А. Ф. Иоффе: «…Ищите и осуществляйте новое, лучшее — оно есть в каждом деле. Дышите своим делом. Никогда не переставайте учиться и двигаться вперед…»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здорово! Спасибо вам огромное!

15 February

Спасибо!

19 February